С Днём рождения, Зинаида Николаевна

Сегодня, 20 ноября, 151 год назад в г. Белёв, Тульская область, Российская империя родилась Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу, Мережковская; 20.11.1869 – 09.09.1945, Париж, Франция) – русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик. Эта поразительная женщина – удивительное и непостижимое явление "Серебряного века", снискала себе славу "Мадонны декаданса", составила с Дмитрием Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Начало литературной деятельности (1889–1892) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияние Семёна Надсона, Джона Рескина, Фридриха Ницше. После появления программной работы Д. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество З.Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер; более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе и поэзии. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Как писала она в «Автобиографии»: «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы».

Основными мотивами ранней поэзии критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». Характерный для символистской литературы конфликт между болезненным ощущением внутричеловеческой разобщенности и, одновременно, стремлением к одиночеству присутствовал и в раннем творчестве, отмеченном характерным этическим и эстетическим максимализмом. Подлинная поэзия, считала З.Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трём темам – «о человеке, любви и смерти». Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов 1900-х годов.

Заметным событием в литературной жизни России начала XX века стал выход первого сборника стихотворений З.Гиппиус в 1904. Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности, иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», – как назвал это Иннокентий Анненский. Существенное место в её поэзии заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами; многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах. Выдающимся мастером стиха её считали Валерий Брюсов и И.Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики З.Гиппиус конца 1890-х–1900-х г.г., а последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием», и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история... лирического модернизма» в России.

Некоторые исследователи считали, что творчество З.Гиппиус отличает «характерная неженственность»; в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. Живая, острая мысль, переплетенная со сложными эмоциями, вырывается из стихов в поисках духовной целостности и обретения гармонического идеала». Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у З.Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где – «лицо», то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть – множество...», – писал историк, издатель и писатель Роман Гуль. Иван Бунин, подразумевая стилистику З.Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами». Русский поэт и переводчик Владислав Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом».
«Новый энциклопедический словарь» отмечал, что, как поэт, Зинаида Гиппиус «занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место»; её сравнительно немногочисленные произведения «почти все… глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны»:
«...Техника стиха доведена до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия З.Гиппиус подходит к поэзии Евгения Баратынского. Муза З.Гиппиус так же поражает читателя «лица необщим выраженьем»...
Творчество З.Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только «изменение без измены», но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия.
С конца декабря 1919 г. жила в эмиграции, сначала в Польше, далее во Франции.
А о своей Родине – «зазвёздной стране» надежды с афористическим блеском поэтесса писала:

«Увы, разделены они –
Безвременность и Человечность.
Но будет день: совьются дни
в одну трепещущую вечность.»


Мой искренний поклон и скромные строки к годовщине:

"Грешить" – http://proza.ru/2018/12/14/444


Рецензии