1. Вверх по излучине, против течения...

КУДА ВЕДЕТ НЕПОЗНАННОЕ (ОСЕННИЕ ПИСЬМА-2)

ГЛАВА ПЕРВАЯ - ВВЕРХ ПО ИЗЛУЧИНЕ, ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ…

Как и обычно, все началось с получения письма. Осень - вещь достаточно грустная, и тут любая весточка долгожданна и радостна.

О чем люди пишут? Да о разном. Мало ли интересных тем? Искусство и психология искусства, творчество, философия, история, новейшие физические теории и гипотезы, различные трансперсональные феномены, загадки прошлого и смутные черты будущего... Даже наша обычная жизнь. В ней ведь тоже немало интересного.

Однако при всем разнообразии тем в центре всегда остается одно: прошлое, настоящее и будущее, сама суть того, что есть ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА. И Земли, и человечества, и конкретной страны с ее общественно-политическим устройством, и каждого отдельного человека. А подобное невозможно без знания хотя бы основ социологии, психологии, классической и современной философии, теории познания и теории творчества, новейших научных концепций и гипотез. Осмеливаюсь также заявить - и без глубоких знаний в области мировых религий и самых разнообразных религиозно-философских течений. А еще лучше - и с наличием  прямого опыта подобного рода.

Не стоит относиться к этой области человеческого знания  с глубоким предубеждением - ведь мистика (как и метафизика) - это особый дар тонкого и глубокого понимания непознанного, способность слышать его призыв и следовать за ним. В первом случае это, как правило, продукт развитого чувственно-образного комплекса, во втором - системы разума, состоящей из  разумно-чувственного восприятия, мышления и сознания. 

Подобное понимание дает возможность легко отследить мистические тенденции практически во всех областях человеческого существования - истории, религии, мифологии, философии, психологии и даже науки - в первую очередь космогонии с космологией, квантовой физики и механики, а также всего неисчислимого  множества пространственно-временных соотношений. Уже не говоря об искусстве и культуре, которые вообще есть совершенно отдельный мир со своими принципами, законами и собственной реальностью.

Было бы большой ошибкой считать ХХ век только веком стремительного научно-технического прогресса, сокрушительных социальных катаклизмов и бесконечных войн. Случайно или закономерно, но именно в эпоху Великих Перемен в мир всегда возвращается и мистика, скрывающаяся под множеством масок и получающая  возможность самых разнообразных проявлений и реализаций.

Экстрасенсорика, энергоинформационное учение, контактерство, парапсихология, уфология, регрессивные методики глубокого погружения в личное прошлое, опыты пребывания в измененных состояниях сознания (в том числе и переживаемые в космическом пространстве), сложнейшие и трудно объяснимые процессы, протекающие в коллективном надсознательном и подсознательном, давно стали привычной реальностью и мало кого удивляют.

Как и удивительное слияние того, что ранее воспринималось по отдельности, т.е. того, что происходило ВНЕ человека и ассоциировалось с окружающим миром и происходящего  В НЕМ САМОМ; того, что всегда было личным миром, приватным внутренним пространством, особым временем, душой и духом человека. Возможно, именно поэтому понятие «мистическое» было изменено на «трансперсональное». Это стало правильным решением хотя бы потому, что поиски в этом направлении не ограничивались чрезмерно жесткими рамками научного метода и предоставляли большую свободу для маневра.

Что же понимается сегодня под трансперсональным?

Трансперсональное — термин, применяемый в трансперсональном движении и, в частности, в трансперсональной психологии, для описания опыта изменённого состояния сознания и разнообразных явлений, выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души.

Термин употребляется для обозначения экспансии или расширения сознания за пределы привычного «я», за границы времени и пространства, при которых возможно достижение так называемых предельных человеческих уровней и потенциальных возможностей. Термин «трансперсональное» был введён для интерпретации  переживаний, которые описывали люди со здоровой психикой (в частности, те, кто занимался различными видами духовных практик: религиозный транс, молитвенное состояние, медитация, йога и др.).

Трансперсональные переживания рассматривались в работах психолога Уильяма Джеймса ещё в 1902 году. Считается, что впервые слово «трансперсональное» Джеймс упоминал в своих лекционных заметках, подготовленных для проведения курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах. В 1968 году после многочисленных дискуссий, в которых участвовали Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Энтони Сутич, Дж. Лилли и другие, по предложению С.Грофа термин «трансперсональное» был использован в названии  нового направления в науке — трансперсональной психологии.

Начинать же  исследование трансперсонального лучше всего с современного искусства. Стихотворение, которое я приведу, прямо и недвусмысленно свидетельствует о всем вышесказанном:

Под музыку небесных сфер
И ручейка журчанье,
Под детский смех, что за окном
Я слышала прекрасным днём,
Под ветра завыванье

Упрямо жизни нить пряла –
Загадочно, усердно.
Была наивно весела,
Порой – отчаянно глупа,
Но вечно милосердна.

Под барабанный бой судьбы
И под фанфар призывы,
Мои герои в нить ко мне
Вплетались в грозной тишине,
И вот – они там живы!

Звучала музыка во сне –
То тихо, то протяжно,
Я слышала души напев,
Законы физики презрев,
Летала там отважно.

Героям зажигала свет
И с богом отпускала
В другую жизнь, в свои миры,
Где в счастье будут до поры,
И дальше нитку пряла.

А к солнцу обращая взгляд,
Я, как всегда, мечтала.
Спускались мысли наугад,
Порою просто невпопад,
Но я их принимала.

Такой уж выпал жребий мне…
Сестрицы дарят лотос,
Когда летаем при луне
В ночной прохладной тишине,
Но всё грустней Атропос.

(Нина Степ)

Поражает то, как автору так удивительно точно удалось совместить ОБЩЕЕ с частным, личным, пережитым и абсолютно верно интерпретированным. Давно не читал ничего подобного.

Именно так, незаметно, незримо, но властно в пространстве этого произведения появились, ожили и заявили о себе Три Владычицы человеческой судьбы, именуемые Парками. Здесь хоть и есть некоторые признаки мистики, но нет ничего необычного - ведь в любом человеке эти трое есть Правда его истинной жизни, отраженной в разных возрастах-воплощениях и зеркалах-отражениях…

Однако, если очень повезет, можно отчетливо понять, которая из сестер перед нами и что она вот здесь, ПРЯМО СЕЙЧАС, готова сказать своей подопечной... Или подопечному… Не нам, любопытствующим и непричастным, а именно тому человеку, которого они опекали и опекают до сих пор.

Думаю, что автору удалось и услышать, и передать. Однако самое удивительное, что здесь произошло - это феномен полного слияния того, кто рассказывает, с тем, о ком рассказывается. Это уже не просто поэтический, но и, безусловно, трансперсональный опыт. Я бы еще сказал - опыт личностного и духовного психосинтеза как одного из главнейших путей саморазвития. И сразу же вспомнились работы Н. Бердяева, посвященные творчеству, и «Четвертый путь» П. Успенского.

Согласно Г. Гурджиеву-П. Успенскому, три традиционных пути (или направлений саморазвития) - это извечные формы, которые основаны на религии и сохранились на протяжении всей истории в основном неизменными. Там, где существуют школы йогов, монахов или мистиков с эзотериками, их едва можно отличить от монастырских школ.

Четвёртый же путь отличается тем, что это не постоянный путь, не какое-либо учение либо умение. У него нет особых форм или институтов, он приходит, развивается и уходит по своим собственным законам. И когда "работа" закончена, то есть когда поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, то есть исчезает именно из данного места, исчезает в его данной форме, продолжаясь, возможно, в другом месте в другой форме. Продолжая себя в другом или в том же самом человеке, иногда сразу, а иногда с большой задержкой.

Школы четвёртого пути существуют для нужд работы над собой, выполняемой в связи с необходимостью достижения определённых целей на данном этапе его эволюционного развития. Они никогда не существуют сами по себе или как школы для целей образования и обучения.

Четвёртый путь затрагивает вопрос о месте человека во Вселенной и возможностях его бесконечного внутреннего развития. Он подчёркивает, что люди обычно живут в состоянии полугипнотического «сна во время бодрствования», в то время как возможны более высокие уровни сознания, воли и принципиально иного существования.

Четвёртый путь учит, как различными способами увеличивать и концентрировать внимание и энергию, а также минимизировать рассеянность и "сон во время бодрствования". Такое внутреннее развитие является началом возможного дальнейшего процесса изменений, цель которого — превратить обычного человека в более зрелого, сущностного и просветлённого (относительно устройства себя и мира) индивида. То есть в человека совсем иной природы».
 
А ЧТО ЭТО И КАК ЭТО - ЧЕЛОВЕК СОВСЕМ ИНОЙ ПРИРОДЫ? РОЖДАЕТСЯ ЛИ ОН ТАКИМ ИЗНАЧАЛЬНО ИЛИ СТАНОВИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ? КОГДА НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ СЕБЯ ЭТА «ИНАКОВОСТЬ»? В ДЕТСТВЕ? МОЛОДОСТИ? ЗРЕЛОСТИ? СТАРОСТИ? 

ЧТО ЕЙ СПОСОБСТВУЕТ, А ЧТО МЕШАЕТ? МОЖНО ЛИ И НУЖНО ЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПРОШЛОЕ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ НЫНЕШНЕЕ И БУДУЩЕЕ? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ КЛАССИЧЕСКАЯ «ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ» В ПСИХИЧЕСКОМ МИРЕ?

Вот то, что обозначается сухим и скучным словом «семейный архив». В среднем  возрасте мы обращаемся к нему достаточно редко, но вот в пожилом… Нам  становится чрезвычайно важно восстановление всех этапов прожитой жизни, необходимо встретиться с собой юным, молодым, зрелым.

Скажу больше - с мистической точки зрения вся человеческая жизнь с ее настоящим, прошлым и даже будущим есть единое и неразрывное целое, поэтому встреча с собой «вчерашним» не только интересна, но и необходима. Ведь нам надо отчитаться за все, что произошло и не произошло, за все удавшееся и неудавшееся, плохое и хорошее. Без такого отчета уходить в посмертие (а если вы в него не верите, то просто уходить из жизни) будет и трудно, и неправильно.

И вот мы погружаемся в свое прошлое… Фотографии, письма, дневники, сувениры, какие-то маленькие, но очень важные вещицы, записки, картинки… Стихи или рассказы, которые пишут практически все юные и молодые. А вот СКАЗКА, написанная и прочно забытая; та самая, которая была сочинена 30 лет назад для своей маленькой дочери; сказка, ставшая поводом для серьезных размышлений об опыте  этих нелегких лет.

Казалось бы, что в этом особенного? Пожилой человек, со слезами на глазах перелистывающий свою "Книгу Жизни" (или "Книгу Джунглей"?) и проводящий некую ревизию всего прожитого, прочувствованного, промысленного, понятого либо угаданного.

И еще определение баланса между СОВЕРШЁННЫМ И НЕСОВЕРШЁННЫМ, ТЕМ, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ  И ТЕМ, ЧТО СВЕРШИЛОСЬ в этом мире и этом воплощении. (Хотя - а только ли в ЭТОМ?). Переживающей все заново и делающий определенные выводы.

Иногда они лежат на поверхности, иногда требуют трудного и серьезного осмысления, а иногда уходят в какую-то непостижимую многомерность, в которой одно и то же действие, переживание, чувство, мысль порождают самые странные и необычные событийные миры  и где полностью стирается разница между «Вот это то, ЧТО БЫЛО, а это то, что МОГЛО БЫТЬ».

Все это обрушивается сразу и внезапно - и цвета, и звуки, и пейзажи, и стихи, и рассказы, и фрагменты из святых книг, и разнообразные события, и музыка, и песни, и мелодии, каждая из которых не только отдельная жизнь, но и множество жизней.

С человеком подобное бывает не столь уж редко. А вот поговорить обо всем этом зачастую не с кем. Боязно, да и не принято. А так хочется подробно, обстоятельно, предельно откровенно поведать о прожитом и пережитом. Не на уровне академической статьи или очередного письма с рассказом о нынешнем житье-бытье.

Людям нашего возраста не так уж часто выпадает возможность поделиться самым для себя важным. А говорить с самим собой - не такое уж и удовольствие... Вот и мне пришлось начать не с разговора, а с пробуждения глубинной памяти... А точнее, того самого «трансперсонального опыта», о котором я упоминал выше.

Я не просто "вспомнил", а фактически пережил заново рождение своих собственных стихов и "сказочек", появившихся на свет более 20 лет назад. Кстати, все они до сих пор живут на моей странице под рубрикой "Сказки, легенды, притчи". Стыдно признаться, но прихожу я туда очень и очень редко.

Надо сказать, что писались все эти вещи не для всех и не просто так, а имели совершенно конкретного адресата. И нет никакой разницы, был ли этот "адресат" реально живущим маленьким человечком или тоже маленьким, но существующим в иной реальности и ином пространстве-времени. Пусть даже этим "пространством" совершенно неожиданно и необъяснимо стал я сам... И еще более странное ощущение: создавалось это хоть и для другого, но другим этим был я сам… Где-то, когда-то… был, есть или еще буду…

Вспомнил, как эти притчи во мне рождались, вроде бы без всякого моего участия... Я только с немалым замешательством наблюдал за этим удивительным процессом, не в силах понять, как и почему это происходит. Потому что это действие было для меня внове и воспринималось как некое чудо.

Вспомнил, как мы вместе читали их и обсуждали... Помню и свою радость - тоже совершенно непривычную, светлую, чистую, искреннюю. Вот, понравилось... И свою гордость - получилось ведь, хотя ничем подобным никогда раньше не занимался.

А ведь были еще и удивительные встречи, и весьма странные события откровенно мистического свойства, и "концерты", и жаркие споры, и размолвки, и примирения. Вне всякого сомнения, и вся тогдашняя  жизнь была исполнена великих надежд и огромных ожиданий.

Это было время, когда я, пожалуй, впервые прикоснулся к тайне "СЛОВА" не как лингвистической формы, а именно как великого откровения ("ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО") и понял всю его огромность, величие и неисчерпаемую потенциальность.

Как теперь относиться ко всему этому? Принять точку зрения Церкви (а заодно и рациональной психологии) и считать все случившееся болезнью разума, наваждением, "прелестью" или прельщением?.. Т.е. пагубным влиянием, отвлекающим человека от единственно верного пути - пути к Богу?

НО ПРЕЛЬЩЕНИЕМ ЧЕМ? Силой, властью, богатством, могуществом, возвышением над остальными, темным тайным знанием и уподоблением Богу? Да ничего подобного! Это был Зов, Приглашение, Открытая дверь, путь к Красоте, Мечте, Радости Любови, Правде, Справедливости, Чести, празднику души и духа!

Встреча эта была даром чистой дружбы, осмысленной жизни, процессом реализации предназначения человека, очищением его от скверны. Это было понимание и прощение, но главное - ВЕРА ИМЕННО В ТЕБЯ, немолодого, не очень счастливого и отнюдь не праведного человека.

И все это церковь считает "бесовским наваждением", опьянением, требующим немедленного ТРЕЗВЕНИЯ? Позволю себе не согласиться... Ибо так уж случилось, что с ПРЕЛЬЩЕНИЕМ, приходящим в состоянии опьянения (неважно, наркотического, алкогольного или эмоционального) я знаком слишком хорошо... Да и само "прельщение" в таких ситуациях бывает очень недолгим, оно быстро сменяется дыханием смерти и обрушением в пропасть НЕБЫТИЯ.

Ничего подобного в те далекие времена не наблюдалось, а во мне и вокруг меня было много тепла, любви и радости, которыми я никогда  избалован не был. Но особым счастьем стало получение благодарности от Соборного Учителя за "правильное и многостороннее воспитание сына". ВОТ ЧТО БЫЛО ГЛАВНЫМ.
А то, что происходило "снаружи" - и разруха, и перестройка, и серьезные тяготы, и добывание "хлеба насущного" не имело никакого значения..

17 лет потребовалось, чтобы я решился рассказать обо всем этом в повести «История одной Игры». Конечно не обо всем, что вполне понятно и не требует подробных объяснений. А сам опыт оказался столь необычным, что я до сих пор не могу точно определить, ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛО И ЗАЧЕМ ВСЕ ОНО БЫЛО... Сразу вспоминается:

Вверх по излучине, против теченья,
Скоро пристанем к истокам начала.
Что это было - как много, как мало,
Тихая мелодия, сон возвращенья...

И все же, и все же... Не могу сказать, что годы, последовавшие за 1998-м, были одним сплошным праздником. Было много всякого, в том числе плохого и ОЧЕНЬ ПЛОХОГО. Одно лишь оставалось постоянным - ощущение непрерывных изменений, со мной (или, скорее, во мне) происходящих.

Они были настолько значительными, что все мои "Я" образца 60-х, 70-х, 80-х и 90-х начали восприниматься как некая условность, как проекты, прообразы, эскизы или материал для будущего строительства. И то же время это, несомненно был именно "Я", но не как некая стабильная, раз и навсегда заданная форма и структура, а как процесс непрерывного развития через ИЗМЕНЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЮ. Именно это и послужило причиной того, что ныне во мне живут не только самые разные "Я", но и "не совсем Я", и "совсем не Я".

***


Рецензии