Свежие мысли от прочитанного

 В учебнике русского языка. Мне попалось четверостишие Дмитрия Борисовича Кедрина:
 Солнце спряталось за ситцевой
 Занавескою небес,
 Черно- бурою лисицею
 Под горой улёгся лес.

 Это свежее, опьяняющее чувство от настоящей поэзии, побудило меня поискать в просторах интернета этого автора, скачать его книгу.
 Имя это мне было знакомо. В юности мне сестра подарила его книгу, такая небольшая, толстенькая, с мелким шифром.  Эту книгу выпустило  Пермское издательство. Сестра там училась в институте на фармацевта шесть лет на дневном отделении. Возможно  эту книгу читал, но видимо не плотно. Вот пришла такая мысль- а может  и не зря прожил пятьдесят семь лет- хотя бы оценил этого поэта, отыскал его. Оказалось скачать его книги возможно и читать возможно.
  Учебником русского языка решил заняться после просмотра фильма Андрея Кончаловского "Почтальон". Там длинное замысловатая реальная фамилия реального почтальона, который работает в  глухих деревнях русского севера в Карелии.
У Андрея Кончаловского и раньше в семидесятые, если не в конце шестидесятых вышел фильм история Аси Клячиной, которая полюбила, но так и не вышла замуж. В этом фильме тоже снимались в основном реальные трудовые люди, кроме трёх женских ролей, включая эту Асю, её сыграла Ия Савина. Она сыграла в фильме "Анна Каренина" супругу Стивы Облонского,  родного брата Анны Карениной.

 Так вот этот почтальон, попавший в главную роль в фильме, меня удивил и в некотором  смысле  опечалил, хотя это по сути суровая правда нашей жизни. Сам Кончаловский в Европе  на фестивале за фильм получит приз, какого то льва. Но из любви к своим героям, как он выразился, чтобы их не испортить, ни в коей мере не взял  их и не пригласит их с собою, ибо им и на дорогу пришлось платить да  и хлопотно.
 Данного почтальона вопрошали  местные областные журналисты, ибо он как бы стал знаменитостью местного разлива. И вот что он между прочим сказал. А его остригли и не "на ноль", а поизящнее, одели костюм.  То есть в этом документальном фильме о нём и о фильме, его максимально так сказать " подтянули". Но в своей речи почтальон был не ловок, не находил нужных слов и опасался, что его признают за это качество, как слабоумного.   Видимо боялся, что лишат  его этой  любимой работы, всерьез требовал позволить ему свободно и совершенно для него обычно и легко пользоваться матом.  Что без употребления мата, он просто теряется и чувствует  себя буквально немым, не в своей тарелке.
 И я подумал, а ведь этот почтальон непьющий. Он один из немногих персонажей этой  деревни,  который совершенно не пьёт  водки или самогонки уже несколько лет, чтобы сохранить за собой рабочее место почтальона.
 Журналисты  называли  его человеком живой души, чувствующим живую природу севера, его красоту и широту.
 Всё так  и всё же, это не актёр, читающий книги, это реальный,  уже преклонный, но пока ещё свежий мужчина.  И он почтальон. И его словарный запас на половину состоит из мата, другого языка и способа самовыражаться, он не знает. В  фильме он тоже разумеется матерится, просто это устраняется звуковой  "глушилкой" . Кроме мата, другого способа речи он не знает и   в трезвом виде. Ему пятьдесят лет. Есть и какая то мудрость и какое то чувство справедливости. Но есть и это -русский обычный мат, обычного русского человека. Есть вера в болотную кикимору. Но это скорее, что то экзотическое и всё таки его внутреннее, связанное с этими, родными ему местами.
 Я знаю не по наслышке про русский мат. По сути сам с ним сталкивался, он  имеет быть, где схожий  контингент и такое же убогое самовыражение, видимо люди не считают это даже проблемой. У некоторых немного со словарём побогаче, чем у этого почтальона, но и мат вполне привычное явление.
 Но есть и такие, что кажется, будто идеёт сплошной поток этого.
 Это тоже в своём роде надо удивиться, как человек, такими отвратительными словами, практически умудряется передать  всё своё "богатое" содержание.
 Вот поэтому, чтобы себя не чувствовать совсем уж, как в обезьяннике,  я сам , по своей собственной воли, отыскал  в интернете приемлемый для себя учебник русского языка, который преподаёт предмет   Русский язык сразу скопом за пятый тире девятый класс.
  Как? Почему обыкновенные люди становятся совершенно составленными из этих слов и понятий? Как и почему их совершенно не беспокоит качество их речи? Почему совершенно отсутствует рефлексия? Это  способность видеть себя со стороны, способность задаться вопросом-- всё таки человек отличается от животного мира именно речью. Римские патриции учили только один предмет- свою латынь. Почитайте Цицерона, Сенеку, Марка Аврелия. Плебс разговаривал на своём языке, видимо тоже, что то похожее на русский мат. Единственное средство выбраться из народной грязи, было сознательное изучение и овладение правильной речью, чтобы свой узнавал своего, в первую очередь по речи, по внутреннему развитию.
 У патрициев есть и теперь чему поучится, подумал я про себя, а вульгарное разумеется осталось.
 Одна иностранка очень доходчиво объяснила этот так называемый русский мат.
 Она говорит так :" Возьмите слова  обозначающие половые органы мужчины и женщины  в их матерном варианте и возьмите глагол, означающий действие полового сношения в матерном варианте". Далее на этой скупой базе следует всё остальное. Вот действительно совершенно собачий язык- сплошное - гав, гав  и что то вроде рычания.  Из этой основы следуют прилагательные, наречия,  междометия, существительные, глаголы, то есть этот куцый матерный язык.
 Для сравнения туманный Альбион, был как то в некотором роде  отделен от континентальной Европы. И у англичан есть например пять слов передающие значение слово  -"должен". Есть слово "должен" как бы не обязательное, как для годовалого ребёнка, с его шалостями. Есть слово " должен" , как бы в его средней фазе, с некоторой внутренней свободой выбора. Есть слово- понятие " должен" безусловное для исполнения, как закон. Есть слово " должен" , как духовное требование, встающие, как требование твоей собственной совести на защиту и честь внутреннего человека. Это человеческий язык, это не   матерный язык.
 Чем я пополнился от этого учебника. Я  пока прочитал только шестьдесят страниц из двести семидесяти.
 Внутренне я решил изучать русский язык, как бы будучи иностранцем, смотря на него, как допустим я бы смотрел на немецкий язык,  несколько со стороны, как бы рефлексируя и пытаясь понять его внутреннюю структуру, его  внутренние, внутри языка взаимосвязи.
 Эпитетом взял что то такое

 Да будь я хоть негром преклонным годов
 Без всякой  бы  дряни и лени
 Я русский бы выучил только за то
 Что на нём разговаривал Ленин.

 Кстати, кто не знает,  Владимир Ильич Ленин знал четырнадцать языков.
 Итак что например перешло в меня от учебника.
 Во- первых ощущение, что русский , богатый, разносторонний живой язык ещё существует. Что просто надо в одностороннем порядке внутренне ограждаться мысленно от слов паразитов и жить , как бы хотя бы для внутреннего развития, для своего дальнейшего будущего, может и не на этой планете.
 Учебник объяснил простые предложения и распространённые предложения. Эта простая мысль доходчиво объяснила, как вообщем то усвоив несколько приёмов, довольно не сложно составлять эти распространённые предложения, вкладывая туда все оттенки своей мысли. Понятна орфография большинства слов, если иметь зрительную память. достаточно посматривать этот учебник, чтобы , хотя бы зрительно помнить, как это слово писалось. Пунктуация, тоже не являет из себя что то через чур сложное. Всё действительно достаточно доступно. Да вот такие вот мысли.


Рецензии
Почему, чтобы перейти к мату, нужнл начать с Кедрина? В англиском языке есть глаголы долженствования, и в разных других языках то же самое. И в русском. Например, обязан . То что говорят насчет знания Лениным языков принимацте не абсолютно. Ленин знал немецкий хорошо. Знал французский неплохо. И в англицском ориентировался. Остальные - не думайте, что он свободно на них говорил. А в принципе человеку для простой жизни много не нужно. Насчет латыни. Язык народа и язык интеллегенции оченб многим разнятся.это не тодько латынь. Вы наверное, знаете что в лондонсеом Сохо был своц, хотб и англицскиц, язык. В Израиле есть так называемый высокий иврит и есть простонародный
Говорят, отличаются, как небо и земля. Но это не ругань.

Леонид Колос   07.02.2021 20:35     Заявить о нарушении
Я пробовал рефлексировать на окружение. В основном это связано с моей работой. сейчас я нахожусь в отпуске и имею удовольствие сам себе составлять нужную компанию и эта проблема совершенно не беспокоит. Я это и раньше замечал. И это прекрасное чувство- чувство адекватной тебе среды.Но скоро мне выходить на более тесный и вынужденный контакт. И это помойное чувство надо будет силой воли терпеть. Так хотелосьуйти в 60 на пенсию и по этой причине. Я по своему уровню развития имею три университета плюс живопись рисунок скульптура медитация плотная молитва философия итд итп но в социальной нишедовольно так себе но бывает и ниже. Я например даж не учитель. Но что же надо терпеть. Только я пнял людей на 95 % их мат совершенно не беспокоит. вы похоже из Питера. Я учился в этом городе в техникуме ЛЕМТ на Измайловском проспекте - прекрасный город тогда же сразу без постороней подсказки посещал часто Эрмитаж. Русский музей выставочный зал. у какого то метро не то Петроградская ходил в театр БДТ. Но с перестройкой выынужден был поменять работу на более примитивную. Так как живу в глуши . Но в другом смысле она возможно и развила меня.На ней я занялся самообразованием я и неплохой шахматист к примеру. Ну да всего хорошего.

Юра Осипов   08.02.2021 18:41   Заявить о нарушении
Нет, я не из Питера. Я родом из Одессы. Но жил там совсем мало, хотя некоторые рассказы написал про жизнь в Одессе. Она немного отличалась от жизни в городе Новороссийске, где я жил с родителями. Учился в институте в Москве. Работал 3 года после института в Кишеневе. А потом, ужн на пенсии, стало бросать. Так как дочка уехала за бугор. У нее трое детей. Она читает в универах и нам старикам хотелось бы ей помочь. Вот и помогаем. Сейчас и внуки немного подрасли. Так что мы с женой меньше востребованы. Живем теперь в Израиле. Кооона так прижала, что никуда не уедешь. Но тут спокойно. А русских столько, что иногда и не ощущаешь, что ты за границей.что же дотгеографии рассказов, если вам будет вдруг интересно, то откройте среди рассказов такой путеводитель, там краткая аннотация. Можете выбрать, что Вас больше заинтересует.

Леонид Колос   08.02.2021 21:17   Заявить о нарушении
Перечитал ваши строки. Плчему вам общество, как вы пишете - помойное ведро. Неужто оно настолько ниже вас с тремя университетами? У меня пока я не уехал из России, было так: На работе люди разные, но по большей части приличные и интересные. Под конец карьеры я стал большим специалистом, чем молодые. Но это естественно. В начале работы старшие знали больше моего.
в быту у меня была компания из бывших одноклассников. Это те люди, которвх выбрал случай. Но они все грамотные и очень интересные люди. У меня были достаточно интересные соседи по дому. И никакого ощущения помойки я не имел. Сейчас я живу за границей. Русских гораздо меньше вокруг. Но те, с которыми познакомилась уже жена, вполне интересные, со своими интересными судьбами. И все поголовно с высшим образованием. Тут видишь как из России жизнь слизывает сливки.

Леонид Колос   09.02.2021 08:07   Заявить о нарушении
Я понял Вас. Вы живете в университетской среде или что то такое. Это очень здорово. В Новороссийске я бывал. Это было очень давно. Позитивные воспоминания Я там бывал несколько раз. Я вовсе не сноб. Просто моя работа несколько другая и люди там другие. Да ладно. По большому счету я и того, что имею не особо заслужил. Все необходимое для жизни и творчества я имею. Тут есть уединение и природа. Есть приличные друзья. Спасибо за общение.

Юра Осипов   09.02.2021 20:24   Заявить о нарушении
ни в какой особой среде я не живу. конечно так получилось. что мои друзья по школе с высшим образованием. печатаю и вспоминаю, так ли это. потому что не обращал на то внимания. но соседи по многоквартирному дому? вовсе нет. да и много у меня знакомых не особенно образованных, но тем не менее как минимум людей порядочных.и ни один из них не занимался плотной молитвой. Это точно.

Леонид Колос   09.02.2021 22:28   Заявить о нарушении
дописываю посмотрев еще раз на ваши строки, чтобы объяснить. за кордон все-таки срываются люди, которые надеются как-то прокормить себя профессией. И поэтому уезжают специалисты. тут они далеко не всегда находят работу по специальности. я уехал уже пенсионером, чтобы помочь дочке с ее тремя детьми, и не работал тут тна производстве ни дня. и но многие из уехавших русских работают те русские которых я знаю, а это в основном приятели жены, так как она сходится легче, все с высшим образованием. хотя само по себе высшее образование не фетиш.

Леонид Колос   09.02.2021 22:34   Заявить о нарушении
Уж не знаю как Вам объяснить свою ситуацию. Если брать мне моих одноклассников, то все устроились как то грамотно и все интересные люди. Года два назад общался с одним таким, мы посидели у меня, - он был главным геологом в Ноябрьске- мы из параллельных классов, когда то учились в одном техникуме нефтяном, я его немного не докончил. К сожалению он в мае прошлого года вдруг помер был уже на пенсии . жил в Уфе.
Просто там где я работаю -эта работа интересная и специфическая- исправление школьников подростков. Просто . когда люди видят кого то ниже сябя, они сами особо не стремятся к развитию и не следят за культурой речи например. Это точно для них не самое главное. Ну а какие то выкладки из философии , литературы или истории это им совсем не нужно. Конечно на работе когда был в закрытом режиме из за пандемии , сошелся с одним близко- мы очень схожи- он музыкант, играет на саксофоне, вернее саксофон у него свой и дома, а так музыкант широкого профиля- баян, гитары, сентизатор , он много молится, но по исламу. Он был мой отличный и великолепный собеседник. Но мое непосредсвенное, там где я - это более силовое звено и там уж не до нюансов. Спасибо за общение. Для меня молитва - напротив палочка выручалочка. Она в любой ситуации даст чувство прекрасного.

Юра Осипов   10.02.2021 16:36   Заявить о нарушении