3. Прогибаться или прогибать?

ГЛАВА ТРЕТЬЯ - ПРОГИБАТЬСЯ ИЛИ ПРОГИБАТЬ?

Один мой друг - он стоил двух, он ждать не привык.
Был каждый день последним из дней.
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
Мир оказался прочней.

Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
Ты брал свои вершины не раз.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
Однажды он прогнется под нас.

Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был, как все, и плыл, как все, и вот он приплыл -
Ни дома, ни друзей, ни врагов.

И жизнь его похожа на фруктовый кефир -
Видал я и такое не раз.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
Однажды он прогнется под нас …

(Андрей Макаревич)

На первый взгляд кажется - стихи в нашем исследовании вещь лишняя и достаточно неуместная. Это действительно было бы излишним в серьезной академической статье или фундаментальном научном исследовании. Но ведь мы ПРОСТО ГОВОРИМ, осуществляя свое святое право на общение с миром и людьми. И каждый увидит здесь свое и сосредоточит внимание только на том, что для него актуально  именно здесь и сейчас.

Лично я увидел извечную борьбу двух жизненных тактик - стабильности и изменчивости, риска, стремления к яркой, насыщенной, зачастую весьма рискованной жизни - и здравого смысла, практичности, наличия необходимых, но  минимальных перемен и продуманного, поступательного движения вперед. На самом же деле оба эти начала должны не жестко конкурировать, а работать совместно. Если этого нет, то исходом первого будет:

Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
Мир оказался прочней …

А второго:

Он был, как все, и плыл, как все, и вот он приплыл -
Ни дома, ни друзей, ни врагов…

Не думаю, что дело здесь только в наследственности, темпераменте, характере,  образовании или возрасте. Никто не отрицает, что «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» - девиз и один из основных догматов религии молодых, а чаще ОЧЕНЬ МОЛОДЫХ. Помните, у В. Цоя: «Перемен, мы хотим перемен»…

Каких? В чем? Для чего? Какой ценой? Куда эти перемены приведут? А НЕВАЖНО…Перемен и все… И единственное, что вспоминается мне из тех лет, это знаменитое «ПАРТИЯ, ДАЙ ПОРУЛИТЬ»… АГА… ЩАЗЗ…

И вот и финал:

«Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
Ты брал свои вершины не раз.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир…»

Про «спи спокойно» все ясно, ибо забвение - удел ЛЮБОГО КУМИРА ВООБЩЕ. Подчеркиваю - именно кумира, а не вождя, героя, великого воина, ученого, поэта, духовного учителя. Что же до вершин… Хоть убейте, не вижу ни одной, которая была бы достигнута за прошедшие 30 лет. Не считать же вершинами болотные кочки, оккупированные самозабвенно квакающей самопровозглашенной элитой…

А вот понимание и глубокое чувствование  ИЗМЕНЧИВОСТИ МИРА - это куда сложнее.  Потому как здесь на игре эмоций и потрясающей мелодии в стиле крутого рэгтайма далеко не уедешь.

ПОЧЕМУ МИР ИЗМЕНЧИВ? ПОТОМУ ЧТО ТАКОВА ЕГО ПРИРОДА? ПОТОМУ ЧТО ТАКОВ ЗАМЫСЕЛ?  ЧЕГО-ТО (КОГО-ТО) ВЕЧНОГО, ВНЕПРОСТРАНСТВЕННОГО, ВНЕВРЕМЕННОГО, НЕИЗМЕНЯЕМОГО? ИЛИ НАОБОРОТ - НЕПРЕРЫВНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ, ЖИВОГО, НЕПОВТОРИМОГО, ЕДИНОГО ВО МНОЖЕСТВЕ И МНОЖЕСТВА В ЕДИНОМ?

Или потому, что «ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР» - это мы сами, особое царство изменчивости в неизменном? Почему идея «прогибаться» под что-то носит у нас исключительно отрицательную эмоциональную окраску? Почему мы так редко задумываемся над тем, что именно благодаря изменчивости и приспособляемости стала возможна жизнь на Земле, а именно благодаря величайшей пластичности человеческая раса стала господствующей формой жизни? 

С другой стороны, как, когда и откуда пришло к человеку осознание того, что можно не только приспосабливаться к миру, но и приспосабливать его к себе? А затем и ломать, крушить, разнимать на части, проводить над ним самые чудовищные и опасные эксперименты? И при этом верить, что этот огромный, непостижимый и невероятно устойчивый мир «прогнется под нас»?

Конечно, юность и молодость считает именно так. К сожалению (или к счастью!) и то, и другое быстро проходит и человек впервые начинает (или не начинает) глубоко задумываться над природой мира и природой собственной.

Тот же А. Макаревич через много лет после написания этой песни на вопрос журналиста «Так все же - прогибаться под изменчивый мир или нет?» - только улыбнулся, сокрушенно развел руками и промолчал… Потому что давно осознал себя не чем-то единым и неизменным, а вечно меняющимся и поэтому почти вечным. Которому не нужно ни «прогибаться», ни «прогибать» что-либо под себя. Потому как в любом человеке есть множество «Я», каждый из которых специально создан для определенной цели. Впрочем, серьезнейший разговор о множественной личности у нас еще впереди.

Да и  бог с ними, кумирами, вождями, пассионарными личностями и самопровозглашенными хозяевами жизни. Нас гораздо больше интересуют простые, обычные люди, коих на земле подавляющее большинство. И за которыми, безусловно, стоит столь же простая и понятная всем правда жизни. В том числе и прямое восприятие цикличности как одного из важнейших принципов мироздания.

Мне кажется, что здесь чрезвычайно уместно будет предоставление материала о возрастных кризисах в жизни человека, ибо без этого наш дальнейший разговор  рискует стать весьма сложным для понимания.

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам: Первого года; Трех лет; 6-7 лет; 13-15 лет; 18 лет; 30 лет; 40-45 лет; после 55 -60 лет (кризис пожилого возраста) и старческий период старше 70. Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса: 1) Докризисный период. 2) Собственно кризис. 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности.

Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку. Серьезный возрастной кризис –  пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость. Взрослые часто не понимают подростков.

Следующий возрастной кризис приходит на 18-летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.

Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30-40 лет) – метания, поиски, разочарования и переживание бессмысленности и однообразия жизни.  Появляются различные виртуальные заменители базовой реальности: неврозы, ненормальные желания, депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста одинаково часто  встречается у мужчин, и у женщин; они схожи внутренне и в тоже время имеют ряд существенных отличий.

Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он «временен, тленен и смертен». Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут непременно появляются весьма коварные помощники - пьянство, разврат, измена, волна разводов, стремление к самоутверждению любой ценой, игры во власть и пренебрежение чужими жизнями.

Кризис пожилого возраста (55-60 лет). Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Как правило, его категорически не устраивает ни государство, ни правительство, ни власть, ни общество. При этом он упорно забывает о том, что и первое, и второе, и третье, и четвертое создавались ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЕГО УЧАСТИИ. ПРИЧЕМ ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, В ЧЕМ ОН УЧАСТВОВАЛ, НО И ТО, В ЧЕМ НЕ УЧАСТВОВАЛ.

Тем не менее опыт прожитой жизни крайне редко «удерживается в самом себе»; он желает выйти наружу (ибо таково его предназначение!) Он желает принять участие в строительстве нового, значительно улучшенного варианта мира. Возникает потребность не преподавать, а учить, не врачевать, а исцелять, не философствовать о жизни, а научиться понимать и усваивать ее суровые уроки, не воевать, а приносить мир туда, куда он сможет дотянуться. Значительно усиливается тяга к религии и всевозможным духовным учениям.

Старость - 70 лет и выше). При ранней старости преодолеть кризис пожилого возраста несложно, поэтому он и не считается критическим. Это своеобразное продолжение поздней зрелости, когда человек уже реализовал себя и в профессии, и в семье, и в творчестве. Именно здесь у большинства наступает так называемая  «усталость от жизни», носящая компенсаторный, защитный характер.

Даже идея «жизни после смерти» с полным сохранением собственного «Я» не выглядит столь уж привлекательной, потому что означает перспективу «войти в одну и ту же реку дважды», что давным-давно признано и невозможным, и совершенно бессмысленным.

Человек отчетливо понимает, что для того, чтобы начать новую жизнь, он должен отбросить старую, но при этом сохранить самоидентичность. Это тот процесс, который в психологии именуется разотождествлением с последующим новым отождествлением. Еще проще - личность добровольно должна уступить место душе. Естественно, если при этом в течение жизни человеку удалось не только «открыть в себе душу», но и вырастить и воспитать ее.

Поздняя зрелость и ранняя старость - время, когда абсолютная реальность скорой смерти и гипотетического посмертия приобретают явный и пугающий характер.  Здесь же происходят самые жаркие столкновения между сторонниками «жизни после жизни» и «жизни после смерти». Первый вариант подразумевает сохранение жизни личности, второй - души. Есть и промежуточный вариант, когда индивидуум ассоциируется не с личностью или душой, а с некой «энергоинформационной структурой» как системой концентрированного и закодированного опыта.

Если личностный кризис успешно преодолен, наступает глубокая старость, или долгожительство. Этот период часто ассоциируют в «впадением в детство». Редко когда люди в возрасте от 90 лет могут похвастаться ясным умом и способностью размышлять. Главными характеристиками этого периода являются: отсутствие страха смерти, инфантилизм, эгоцентризм, детская непосредственность и склонность к фантазированию.

Причина кризисов всегда  кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий их удовлетворения.

Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума. Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом. На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Теперь, после освоения этой краткой информации нам будет значительно проще двигаться дальше. Сразу хочу оговориться: принцип «нельзя объять необъятное» в полном объеме и наиболее показательно проявляет себя именно в психологии.

Поэтому и «психология возраста» носит весьма условный и формальный характер, а возрастные кризы - это то, что возможно, но не то, что обязательно. Гораздо важнее содержание жизненного опыта, показатели информационного обмена, динамика системы представлений и ценностей, жизненная установка, качество жизни и многое другое.

Советская, а в немалой степени и постсоветская психология всегда была склонна  к недооценке некоторых чрезвычайно важных процессов в жизни человека – информационных, душевных и духовных. Пиковые состояния, экзистенциальные,  духовные и трансперсональные кризисы рассматривались как явное нарушение, как частное проявление некого общего невроза (Э. Фрейд: «Религия есть коллективный невроз человечества») и не привлекали внимания серьезных исследователей.

Однако даже поверхностное ознакомление с этой тематикой способно в корне изменить наши представления как о возрастной динамике, так и глубинных, сущностных изменениях, отнюдь не всегда связанных с числом прожитых лет.
Вот что пишет о духовном развитии человека известный исследователь, автор «Личностного и духовного психосинтеза»  Р. Асаджиолли:

«Духовное развитие человека —  длительный процесс; это путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными событиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждения многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства.

Поэтому не удивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном клиническом наблюдении их легко спутать с расстройствами, происходящими от совсем иных причин.

Между тем расстройства, о которых мы говорим, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки и лечения. В наши дни эти расстройства, вызванные духовными причинами, встречаются все чаще. Появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. 

Кроме того, духовное развитие современного человека в силу его большей разносторонности и особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом, чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах духовного развития, и показать наиболее действенные методы их преодоления».

К сожалению, в данной работе нет возможности глубоко и подробно изложить всю эту концепцию. Заинтересовавшемуся придется изучать ее самостоятельно. К тому же приходится учитывать серьезное сопротивление, возникающее при соприкосновением с самим понятием «духовность» в любых его вариантах.

«Ни во что подобное я не верю», «Меня это не касается», «Я материалист», «Наука не занимается подобными вопросами», «Это исключительно для верующих», «Современный человек должен сосредоточить внимание на проблеме личности, вопросах культуры, экологии и развитии общества. При чем здесь духовность?» и т.д.

А происходит это потому, что в массовом сознании духовность целиком и полностью ассоциируются с религиозностью и церковностью, что, безусловно, не отвечает ни истине, не самому духу времени.

Итак, подведем некоторые итоги. МИР есть динамика, движение, изменение и трансформация. Так всегда было и так всегда будет. То же самое и человек. Эволюция может работать с его крайними значениями; это ее резерв и богатое поле для экспериментов. Однако здесь есть свои тонкости.

Любая динамика, особенно динамика развития, не приемлет насилия, грубой неразличающей силы, неистового стремления (раджас инд. философии), как и полной пассивности, инерции, избегания риска и абсолютной регламентации всего, что только может быть осознано (тамас).

Человек в этом поле должен чувствовать себя равноправным участником множества событий, соработником, товарищем по увлекательным играм, творческой, изобретательной и полноценной частью общего. И в то же время в нем не должно быть ни страсти к разрушению и противостоянию, ни предрасположенности к рабской согбенной покорности.

Ибо МИР - это не твои желания и амбиции; не интересы  каких-либо экономических групп или социальных классов, не одобрение власть имущих и не порицание неразумного большинства; не слава и известность, не Свет и не Тьма,  не бедность и богатство, не Зло и Добро в их гротескных, искаженных и сугубо  субъективных образах.

МИР ЭТО ЕСТЬ МИР… Он не будет ни под кого «прогибаться» и даже не заметит того, кто попытается «прогнуть его под себя». Зато никогда не откажет в помощи тем, кто устал от неправильности человеческого существования. От его лжи, нечистоты, невежества, нечистоплотности, временности, тленности и смертности.

Ощущение непрерывной изменчивости мира - весьма тяжелая ноша; большинство из нас предпочитают стабильность, постоянство и предсказуемость. Не находя этого в мире и себе, они начинают искать и приходят к религии и церкви как единственному очагу стабильности и устойчивости; миру, в котором все прочно и надежно зафиксировано, почти вечно. К такому способу существования, в  котором у них появляется любовь, надежда и обещание; к своеобразному «новому рождению», где снова можно все начать сначала.

Однако даже такой, достаточно простой и доступный путь ныне выбирается немногими. Остальные предпочитают  последовательно проживать свои временные  жизни, свои времена года, а потом тихо и незаметно уходить. Крайне редко - удовлетворенными прожитой жизнью, исполненным жизненным предназначением и оставляемым потомкам мира.

Желание учиться, познавать, экспериментировать, рисковать уходит достаточно быстро. Да и не об обучении здесь следует говорить, а о  ВОСПИТАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ. Несмотря на то, что ныне оба эти понятия преданы самой суровой анафеме. Хотя… Общеизвестно, что ПРОСВЕТИТЬ можно лишь того, в ком присутствует хотя бы частица света, а для духовного воспитания необходим СОВЕРШЕННО ОСОБЫЙ  УЧИТЕЛЬ…

В Библии об этом сказано гораздо жестче и прямее: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». МФ. 7:6

А что до кризисов - так они есть, были и будут. И пережить их достаточно легко, если только речь не идет о тотальном разочарования  и кризисе веры….
 
***


Рецензии