Вадим Прокопьев- 3 языка для Беларуси

- Бытует мнение, что в Белоруссии нет олигархов. Но наверняка достаточно состоятельных людей и приезжих гостей, ценящих хорошую кухню. В каком состоянии находится ресторанный бизнес в Белоруссии?

- Сейчас в Минске , и вообще в Беларуси, совершенно не до ресторанного бизнеса. Сейчас значительно интереснее то, что происходит в беларуской политике, чем в ресторанном бизнесе. А ресторанный бизнес будет процветать, когда страна будет процветать. Олигархи в Беларуси есть, большинство из них подпольные. Такой ситуации как в Украине или в России, где олигархи влияют на политику, не существует.

- Какова основная цель Вашего приезда в США, если не секрет?

- Никакого секрета тут нет. Цель моего приезда в США  очень простая -я веду борьбу всеми доступными мне средствами, Лукашенко считаю своим врагом и нашим общим врагом, поэтому везде где я могу нанести максимальный ущерб врагу, там мне и нужно находиться. В данном случае – это США.

- А что сподвигло успешного белорусского ресторатора начать выступать с политическими видеообращениями, некоторые из которых набрали более полутора миллионов просмотров?

- Лукашенко я искренне ненавидел и презирал все эти годы, но когда ты занимаешься бизнесом, даже если ты и публичный человек, каким я был, ты можешь говорить об этом всего лишь между строк, и желательно не упоминая его имени. Это, своего рода, такая неприятная психологическая ситуация, когда ты говоришь, а не можешь говорить. Но в 2020 году я почувствовал, что протестного потенциала в стране значительно больше, чем раньше. До этого он тоже был, и я всех этих людей уважаю и ценю, но общество не было готово. А в 2020 году я почувствовал, что если сейчас немедленно не присоединюсь и не сделаю все, что могу для того, чтобы свергнуть Лукашенко, то буду чувствовать себя полнейшим подлецом.

   Не в последнюю очередь повлияло и то, что я был главой ресторанного профсоюза, я призвал всех создавать ресторанную ассоциацию во время ковида, меня выбрали ее председателем, а после этого лукашенковские люди предложили мне самостоятельно сойти с поста председателя ресторанной ассоциации. Это было для меня последней каплей. Мне пришлось отдать этот профсоюз и, разумеется, у меня уже был готов мой план борьбы и мое количество ударов.

   - В одном из своих видеообращений Вы говорите: « У нас все ходы записаны за 26 лет». А было ли время, когда Вы положительно относились к Александру Лукашенко, и , если да, то когда?

-  Нет, такого времени никогда не было, я его раскусил достаточно быстро. Я как раз отношусь к меньшинству, которое никогда к нему хорошо и положительно не относились. И даже до того как мы узнали о его преступлениях, воровстве и насилии, собственно, он мне никогда не нравился, потому что представлял для меня все то, что я в людях ненавижу: фамильярность, хамство, желание окружить себя неумными людьми из числа подхалимов, чванство и невоспитанность, очень узкое мировоззрение.

          Единственное, что надо отдать ему должное – у него абсолютно такая животная интуиция и он несомненно обладает какими-то  тактическими талантами, потому что он на протяжении 25 лет, преследуя лично свои цели, не давал Беларуси присоединиться к России. Некоторые люди считают это его серьезным достижением. Я не могу назвать это достижением. Я, конечно, абсолютно за беларускую независимость и суверенитет, но я прекрасно понимаю, что он делал это, преследуя свои интересы – «разводил» сначала Ельцина, потом Путина, и не хотел становится председателем «белорусского обкома».

          Но все его песни про независимость закончились несколько недель назад, когда он полез под-мышку Путину, и Путин нам несколько дней назад пообещал прислать карателей. Так что Лукашенко полностью нас сдал Путину – это вывод последних нескольких дней.

- Вы утверждаете, что вариантов у Александра Лукашенко осталось немного: «Гаага, побег или неопрятная смерть».

- Так и есть.

- То есть никакие переговоры больше невозможны? А куда теоретически мог бы состояться побег действующего президента Республики Беларусь?

-  Мы предполагаем, что он с удовольствием побежал бы туда, где находятся его сворованные деньги, мы так понимаем, что это Катар, Малайзия, допускаю, что Дубай или Китай. Но в Катаре и Малайзии ему будет жарковато. Он не переносит температуру выше 18 градусов, его организм начинает сдавать. Поэтому ему нужно будет в Катаре поставить ледовый дворец, либо в Малазии жить в холодильнике. В Ростов он не поедет – Путин, несмотря на то, что они два сапога пара, подмешает ему что-нибудь в чай, он это прекрасно понимает.

          Переговоры с ним невозможны абсолютно никакие, за исключением если у вас полная позиция силы. Переговоры возможны только о капитуляции. Переговоры были возможны для некоторой части общества еще недавно, но для меня это было понятно после убийств политических оппонентов в 99-м году. Но для большинства общества стало очевидным совсем недавно, что мы имеем дело с совершенным нелюдем, убийцей, карателем и переговоры с ним возможны только когда обе ваших руки у него на горле. Он еще из таких интересных типов и характеров, что как только вы одну руку опускаете с его горла, знайте, что он будет сразу кусать.

 

 

 

- Вы во всеуслышание называете действующего президента своей страны  «генералиссимус картонный, гандон, ссыкло, тварь, крыса, злобное чучело».

-Да.

 - Способствует ли такое оскорбительное обращение к налаживанию диалога оппозиции с действующей властью?

- А нам не нужен диалог с действующей властью. И, насколько Вы понимаете, мой жанр – это пропагандист-мотиватор. Лукашенко никогда не стеснялся оскорблять самыми последними словами большинство людей. Мы констатируем со времен фальсификации выборов, что он в меньшинстве, что он, собственно,  сейчас и есть  оппозиция.  Он всю жизнь был фамильярным хамским человеком. Это, конечно, не означает, что джентльмен не должен держаться своих правил, это всего лишь означает то, что я написал перед своим видеообращением «Лукашенко зассал», и Оскару Уайльду в этом смысле можно доверять: « Джентльмен никогда не оскорбит другого джентльмена, не имея на то намерений».

          Лукашенко заслужил эти эпитеты абсолютно точно в свой адрес. Я намеренно перешел с ним на «ты», хотя очень редко делаю это в жизни, практически никогда. Я все же считаю, что это художественный приём, но если он позволяет хамить, причем как вербально, так и с помощью полицейских дубинок, пуль или гранат, то заслуживает он именно такого обращения.

   Вообще в Беларуси еще не все преодолели свой страх, потому что за 26 лет его правления чего ему точно удалось добиться - это поселить в душах беларусов страх, особенно в душах беларуских мужчин. У нас женщины даже смелее, чем мужчины. Этот страх иногда преодолевается когда вы просто десакрализируете его образ и разговариваете с ним так, как он разговаривает с вами. Этого он заслуживает. И тогда этот страх проходит. Если я сделал что-то для того, чтобы этот страх ушел, судя по количеству людей на улицах, судя по мощности и энергетике нашего протеста, наверное, я кое-что успел сделать. Если для этого потребовалось назвать его именами и перейти на « ты» , значит, я выполнил свою мотивационную задачу.

          Что касается точности этих эпитетов, он действительно чрезвычайно мстительный, абсолютно не по-беларуски мстительный человек, такой реваншист. Он очень злобный, это отмечали друзья его юности. Когда он играл в футбол и проигрывал, он старался ударить по ноге, подставить подножку – это часть его злобного характера.

          Что касается «генералиссимуса картоного» - он служил во внутренней охране в тюрьме, а повесил себе погоны несуществующей беларуской армии и любит, как и всякие африканские или латиноамериканские диктаторы, все эти кокарды, фуражки и всю эту листву. Потому что колхозник и потому что нарцисс... Поэтому он точно заслужил « генералиссимуса картонного». Я его хуже называл, я его называл гнидой, и это абсолютно точное определение, учитывая то, что он вытворил 9-го и 10-го августа.

- В одном из своих видеообращений Вы, в случае смены власти, практически грозитесь провести люстрацию и наказать тех, кто сейчас выполняет приказы действующей белорусской власти. Вряд ли они обрадованы такой перспективой. Допускаете ли Вы столкновения с применением оружия? Я просто боюсь произнести фразу «гражданская война».

- В действительности те садисты, которые по-настоящему отличились в эти дни, должны пройти через суд, министр МВД должен пройти через суд. Я не за то, чтобы это был самосуд, я не за расправу ни в коем случае, но без того, чтобы они заплатили высокую цену за то, что они выполняли преступный приказ, общество никогда не переродится, никогда не избавится от этого комплекса.

          По большому счету, я очень жалею, что не было люстрации в 91-м году, и именно поэтому мы отчасти получили то, что имеем.

Касается ли это настоящих офицеров, у которых еще не исчезло понятие чести и человеческого достоинства? Нет, не касается. Таких большинство. Карателей и садистов меньшинство, возможно, тысяча человек, возможно даже меньше. Именно эти люди «отличились», именно они превышали полномочия, именно они служили не народу, а захватившему власть упырю. С ними – только суд. Все остальные получат замечательную возможность служить в новом правовом государстве, а если они перейдут на сторону народа прямо сейчас, тогда им еще и памятник поставят и поклонятся в ноги.

          - Латвийское правительство отказалось проводить чемпионат мира по хоккею совместно с Белоруссией, если президентом останется Александр Лукашенко. Какие шагов в отношении Белоруссии Вы хотели бы видеть от латвийского правительства?

- Латвийское правительство должно понимать, что оно поддерживает не только выбор свободных людей в Беларуси, когда делает жесткие заявления в отношении Лукашенко. Но жестких заявлений я не слышал от латвийского правительства, а если они таковые делали, я просто, может быть, не уследил за повесткой. Пока что Литва за нас борется больше всех, за что им большое-большое спасибо.

          Европа вообщем-то довольно пассивно себя ведет и по поводу судьбы свободных беларусов разговаривает больше с Путиным, что вообщем я считаю, конечно, чудовищным предательством стран Европы, но учитывая уровень и масштаб личности новых европейских политиков, я не удивлен. Кроме того, у Европы нет нормального ответа на путинское бандитское хулиганское поведение. А тут еще и Америка заявляет, что то ли поддержит НАТО, то ли не поддержит НАТО. Меркель законно волнуется - а что будет с пятой статьей вообще? Ввяжется ли Америка в драку в случае, если Путин захочет Нарву?

          Поэтому, Латвии большое спасибо за отмену сотрудничества по хоккейному чемпионату, Латвии большое спасибо за то, что она готова принять беларуских айтишников и вообще бизнесменов, я слышал такое заявление. Я все же считаю, что Латвия, Эстония и Литва могли бы выступить общим кулаком и могли бы сделать очень многое в том числе для лоббирования более жесткой американской политики.

Латвия, Эстония и Литва, а Литва уже  это понимает, должны все-таки объединиться и понимать, что в случае проигрыша нашего протеста в Беларуси и в случае лукашенковского реванша, вы  будете иметь дело не с Лукашенко и не с беларуской армией. Путин просто осуществит свой план, который называется «аншлюс», и в таком случае граница свободного мира, к сожалению, будет выгрызена ровненько по контурам Беларуси. М об этом нельзя не думать, в том числе и латвийским политикам.

- А какие шаги Вы хотели бы видеть от американской администрации?

- Американская администрация должна понять, что если немедленно любым способом, а я думаю, что самый эффективный способ – экономический, не ударить по Лукашенко, не поддержать морально беларуский протест, а это в данном случае большинство беларусов... Мы же понимаем, что соотношение сил ровненько зеркально тому, что беззастенчиво объявил Лукашенко: это не 80 на 20, а ровненько наоборот, чуть ли не принцип Парето получился.

Так вот, американские политики, которые принимают решения, как на Капитолийском холме, так и в администрации президента, должны понять, что если Лукашенко дать подавить протест, они имеют дело не только с Лукашенко, они имеют дело полностью с поглощением страны. То есть, Лукашенко действительно обратившись к Путину за помощью, а Путин, напоминаю, пообещал прислать карателей - он уже признал Лукашенко, фактически продал страну за гарантию собственного выживания. Это не означает, что он победил. Я всего лишь говорю, что у Лукашенко очень ригидная система, победить его за один день очень сложно, борьбу нужно поддерживать, для того, чтобы поддерживать борьбу нужна не только моральная поддержка из-за рубежа... И, кстати, моральной поддержки тоже немного – когда от европейцев мы слышим слова « мы обеспокоены», это не совсем моральная поддержка, А вот когда Помпео встретится с Тихановской, когда Трамп сделает твит о том, что «мы поддерживаем свободных людей в Беларуси и Тихановская их приезидент», тогда вот это будет моральная поддержка гораздо более высокого уровня.

 Но кроме моральной поддержки нужно просто объявить беларускому народу, что мы, американцы, видим, где сворованные деньги Лукашенко, мы точно понимаем, что вы не имели дело с таким эксцентричным строителем социального государства, мы знаем точно, сколько он украл, эта информация доступна нам – и тогда беларуский народ будет стоя аплодировать Америке. Стоя!

Если американцы этого не сделают, они фактически допустят, чтобы в Бресте были русские солдаты. То есть аншлюс в случае победы Лукашенко абсолютно неизбежен. Этого уже никто не скрывает. То есть это будет конкретная путинизация Беларуси. Я, кстати, думаю, что американские военные понимают очень хорошо о чем идет речь, и европейские натовские военные точно понимают о чем идет речь. Сейчас самое время не торговаться, кто там должен в копилку НАТО два или три миллиарда, сейчас самое время вспомнить про пятую статью и американцам и европейцам выступить с единой позицией. Если они не хотят иметь Путина на брестской границе, им точно нужно сейчас помочь Беларуси.

Как помочь? Не танками, не самолетами, я Вам скажу,  даже не деньгами. Помочь нужно морально, и нужно вскрыть все грязные схемы Лукашенко и, я допускаю, экономическими методами пригрозить ему, и Путину в том числе,  самым серьезным образом. Самым есоьезным образом – это означает не персональные санкции. Лукашенко плевать хотел на персональные санкции, он под персональными санкциями ходил давно и успешно. И у его чиновников, в отличие от путинских воров, нету недвижимости в Knightsbridge и на озере Комо, и в Майями они пентхаусы не покупают. Они воруют свои деньги и прячут их по-другому совершенно, поэтому им персональные санкции до фонаря.

Давить нужно исключительно самыми серьезными экономическими методами и говорить о том, что он не сможет продавать калий, не сможет продавать нефть ни в Европу, ни в Америку, и говорить о том, что все твои оффшорные схемы нам известны: вот цифры, вот вещи. И, больше того, сказать беларускому народу о том, что все эти деньги, все эти наворованные миллиарды мы передадим первому свободному правительству Беларуси. И в этом смысле беларуы американцев просто обнимут и расцелуют. И больше им ничего не надо: ни танков, ни бойцов на улице.

- Является ли для белорусов произношение название страны как Беларусь таким же принципиальным как для украинцев «в Украине»?

- Да, является. Я понимаю, что есть прекрасные русскоязычные люди в разных странах, особенно старшего возраста, для которых привычнее, возможно даже мелодичнее, произносить слово « Белоруссия». Но все-таки я призываю всех сделать усилие, перестроиться, потому что это уже часть новой такой вот политкорректности.

Все-таки Украина воюет, и воюет с самым отчаянным мировым злом, поэтому я перестроился – я раньше говорил « на Украине» сейчас всегда говорю « в Украине». Предлагаю то же самое сделать и беларусам помочь морально и все-таки называть страну «Беларусь», несмотря на устоявшиеся привычки.

       Я заметил, что даже очень нормальные хорошие люди с прекрасной репутацией иногда говорят « Белоруссия». Я на них не обижаюсь, но мы живем в мире, когда моральная поддержка заключается в том числе и в этом.

- Помимо песни Виктора Цоя «Перемен», протестующие ещё распевают песню «Тры чарапахi», в которой есть такие слова: «Чтоб любить Беларусь, нашу милую маму, Надо в разных краях побывать».

- Беларусы ироничные люди, иногда даже фаталистичные. Фатализма у нас, к сожалению, иногда больше, чем темперамента и отваги. Мы это про себя знаем, и с этим нужно бороться. Лукашенко очень умело использует нашу меланхолию, фатализм и даже миролюбие. Нам нужно перестать этим заниматься и завести в себе нормальный процент ярости, несмотря на то, что мы очень европейские мягкие люди. Без ярости вот такого вурдалака смести не получится. Мы имеем дело именно с таким организмом, которому, и я не эзотерик, нужен осиновый кол, прямо осиновый кол! И еще нужно будет посмотреть, чтобы он после этого не воскрес.

           А песню я эту знаю. Я использовал в своих выступлениях песню Сергея Михалка «Грай». Она мне нравится больше, потому что она красивая и духоподъемная. Она не колыбельная, а как раз призывает к борьбе, там есть тестостерон. Вот это та песня, которая должна мотивировать беларусов. Я с большой грустью говорю о том, что я пытался договориться с Михалком относительно авторских прав на эту песню, и не мог ее использовать в каждом своем ролике, потому что права принадлежат какой-то московской компании, а Сергей Михалок был слишком медленный, чтобы вмешаться. Это ужасно, и мне пришлось переключиться на другую музыку, потому что отсутствие авторских прав грозило мне тем, что Youtube мог просто закрыть канал. Это ужасно и с несколько роликов вышли вообще без музыки в конце.

- Но с фамилиями политзаключенных...

- Да. Есть какая-то причина почему Михалок очень поздно присоединился к высказываниям, есть какая-то причина почему он высказывается осторожно, не вовремя. У меня не получилось с ним договориться по поводу песни « Грай», хотя мы жили с ним в одном отеле в Одессе, и я сделал все, чтобы он мне перезвонил, то есть я ему передал. Есть какая-то сделка, о которой я не знаю. Об этом грустно и противно говорить. Я надеюсь, что я ошибаюсь, потому что Михалок мог бы быть одним из символов протеста. Он все-таки уважаемый человек и известный музыкант.

-Бывали ли Вы в соседнем с Беларусью краю  -  в Латвии? Что Вам там понравилось, а что не вызвало симпатий?

- Я был у вас ровно год назад прошлым августом. Мне очень нравится Рига, обалденно нравится Рига, я обожаю ее архитектуру. Женщина, которая провела нам экскурсию, Лариса Сумбаева –  чудо как хороша!

Я этот день запомнил на всю жизнь – она с такой страстью, с такими подробностями, с таким художественным стилем рассказывала про Ригу, и я думал, что я кое-что знаю про Ригу, от, например, Александра Гениса, который вообщем тоже ваш русскоязычный земляк. Но она просто чудо – рассказала про Эйзенштейна, каждую подробность каждого фасада, там у нее из каждого кармана куча историй. Мы провели этот день, я был со своей подружкой, и с нами был еще покойный основатель крупного медиаресурса в Беларуси TUT.BY Юрий Зиссер. Он был уже смертельно болен, но это был очень хороший день, потому что мы были на музыкальном фестивале классической музыки в Юрмале, а потом провели время в Риге, и я потом написал замечательную статью, где я пропел нашего экскурсовода Ларису.

Всем кто приезжает в Ригу – только к Ларе!

- Я воспользуюсь Вашей рекомендацией, ведь когда живешь в городе, не так обращаешь внимание на архитектуру, чем когда берешь экскурсию в качестве туриста...

- Я благодарен Риге сначала за Александра Гениса, а потом уже и  за Эйзенштейна. И за Лару, и за моих рижских друзей. У меня самые теплые воспоминания. А что касается гастрономической Риги, то вы шагнули вперед, вы опередили Минск, Минск отстает в этом направлении...

- Ну а все же – что не понравилось? Я понимаю, что все ищут что-то хорошее, позитивное, но ведь есть и плохое...

- Ворчливые водители такси. Водителям такси в Риге нужно поучиться у коллег из Сан Франциско – там самые дружелюбные, самые разговорчивые, самые отзывчивые, расслабленные и приятные водители такси по моим ощущениям.

- Там вообще люди расслабленные, в этом отношении это мой любимый город... Но вернемся к теме Беларуси.

Ваши видеообращения впечатляют своими образами и прямотой высказываний. Не могли бы Вы, как опытный ресторатор, описать и возможное,  и желаемое развитие событий в Беларуси: под каким соусом, с какой приправой и какими столовыми приборами  будет построено будущее в Вашей прекрасной стране с прекрасными людьми? Сколько времени потребуется на приготовление этого вкусного или же, наоборот, отвратительного блюда?

- Я понимаю Ваш приём – свернуть меня все-таки к рестораторам и крутиться вокруг гастрономии, скорее всего даже, это приём газеты. Я все же предпочел бы, Олег, чтобы Вы называли меня « бизнесмен-оппозиционер» - в этом больше правды, потому что я не только ресторанами занимался. Но, если позволите, я уйду от кулинарной терминологии и просто скажу про будущее свободной Беларуси, которую мы хотели бы, или, во всяком случае, я хотел бы видеть.

Я хотел бы видеть политическую реформу, я хотел бы видеть новые свободные выборы с равным доступом к средствам массовой информации, без цензуры, конкурентные выборы, при которых каждый кандидат будет абсолютно точно просвечен. Я хотел бы видеть живые дебаты.

Мы имеем такую опасность, что у Путина есть план «Б» и план «Ц», «аншлюс» у него самое важное слово. Он прекрасно понимает, и, с тех пор как он заявил, что распад Советского Союза для него самая большая геополитическая катастрофа, мы его замыслы прекрасно чувствуем. Поэтому, если Путину не удастся сохранить Лукашенко, он будет действовать по плану «Б» - там будет попытка коррумпировать, завербовать наши новые властные структуры. Этого нельзя допустить. Это будет проблема номер два сразу после Лукашенко.

После этих свободных выборов в конкурентной борьбе, во-первых, на пост президента и на пост депутатов настоящего парламента должно претендовать огромное количество умных, способных и компетентных людей. Их никогда не было в этом процессе, потому что политическая культура отсутствовала и потому что поле было выжжено. Я считаю, что самое ценное, что есть у Беларуси - это не пейзажи, не горы, и не море, как у вас, это точно не полезные ископаемые. Это человеческий капитал.  Человеческий капитал позволяет мне надеяться, что в случае выплеска свободной энергии, в случае нормальных выборных органов и сменяемости власти, мы можем очень быстро сделать прорыв. Мы можем получить европейскую страну с 10 миллионами населения, которая больше похожа на Финляндию или на Швейцарию, которая разговаривает на трех языках, в которой проведены очень умные быстрые экономические реформы. Наша долговая нагрузка – не проблема. Наши госпредприятия, которые содержатся,  и люди, которые, соответсвенно, там заняты искусственно – тоже не проблема. Мы прекрасно понимаем, что существуют в мире умы и профессионалы. Одним из этих людей я считаю Сергея Гуриева, с которым я имел счастье пообщаться несколько раз и мы сошлись во мнении о том, что быстрые крутые экономические реформы в Беларуси более чем возможны. Для этого нужна политическая воля, для этого нужны исполнители, для этого нужны менеджеры. Этих менеджеров мы найдем на раз-два-три. Некоторых из них я уже знаю, они, как правило, сделали карьеру в Америке и в Европе, и они все этнические беларусы. То есть мы можем сделать крутой реформистский проект именно на этом топливе пока нация консолидирована и объединена. И она сейчас консолидирована и объединена. Мы прекрасно понимаем чего хотят беларусы, причем как рабочий, так и медик, так и представитель среднего класса, рекламщик и военный.

Мы можем выстроить очень крутую страну, которая пользуется своим географическим положением, имеет очень диверсифицированную экономику. Она сразу же заживет по современным законам, мы можем перепрыгнуть сразу в другой класс.

У беларусов есть дисциплина, есть трудовая этика, есть некоторые работающие институты, что удивительно, и что-то придется выстроить. У нас есть некоторые фундаментальные основы для того, чтобы быть передовой, взять темп Польши в экономическом развитии, потому что Польша удивила. И мы понимаем и Бальцеровича, и мы понимаем как это случилось, и выводы все сделаем. У нас есть Бальцерович, у нас есть Каха Бендукидзе, у нас есть прекрасные примеры, у нас есть Эстония, в конце концов, которая тоже сделала замечательные шаги. Можно учиться и у Финляндии. Весь опыт налицо. В Сингапуре можно взять чуть-чуть – палочные наказания брать не надо. Но система государственного менеджмента, обучение государственных чиновников в Сингапуре крутая, это я признаю.

Все рецепты известны. Это нужно возглавить, Целеполагание понятно. Дух у нации появился, гражданское общество родилось. Если мы сейчас не погубим наши завоевания, если мы победим, если мы выгоним одного и будем держать на вытянутую руку второго. Возможно рождение удивительно интересной современной, модной страны, которая говорит на трех языках.


Рецензии