Персональный водитель

В здравоохранении никогда не было лишних машин, наоборот, их всегда не хватало. Например, когда я работал в огромной городской больнице № 11 Хабаровска, в составе стационара на 480 коек, 3-х поликлиник и женской консультации, обслуживающей 220 тысяч населения Индустриального района города,  выделялось всего 3 «жигуленка» на все подразделения. Им надо былекарствами, возить консультантов и много еще чего. Так что даже главному врачу для решения производственных вопросов приходилось добираться на перекладных. Что уж тут говорить о парторге, которым я был почти 10 лет.  Сколько я находил километров по шпалам он нашей больницы до райкома партии, не сосчитать.

Потом меня пригласили на должность главного рентгенолога края, и пришлось перейти на работу в краевую больницу, где функционировало рентгено-радиологическое отделение, которое я возглавил.  Ездить с аппаратурой для проведения дозиметрических исследований в городские и краевые больницы нам приходилось на автомобилях больниц и поликлиник города, в которые мы ездили. А там этот автотранспорт был нарасхват. Но мне удалось найти на должность инженера в свое отделение  человека с личным «москвичонком», и проблема автотранспорта была решена. Ему больница компенсировала расходы на бензин, и инженер был доволен.

Проработав полтора года в должности главного рентгенолога края, и хорошо себя зарекомендовав,  я получил приглашение на работу в крайисполком, в отдел здравоохранения, на должность заместителя заведующего отделом. После долгих раздумий и уговоров со стороны заведующего отделом Анатолия Вялкова я согласился.  Работы навалилось выше крыши,  к тому же иногда мне требовалось куда-то поехать для решения вопросов.  На весь отдел здравоохранения, т.е. почти на 30 человек,  был лишь один автомобиль, «Волга ГАЗ-24», на котором чаще всего ездил заведующий Вялков. Нас, его заместителей, было  5 человек, и если нам требовалась машина, мы звонили в гараж крайисполкома и оттуда присылали дежурную  «Волгу ГАЗ-24».  Но отделов в крайисполкоме много, заместителей еще больше, так что временами приходилось ждать машину долго.

И тут я решил воспользоваться советами нашего соотечественника по фамилии Терещенко, который вместе с родителями в раннем возрасте эмигрировал в США, и там со временем достиг больших высот. Уже на старости лет он приехал в СССР,  и стал ездить по регионам с лекциями о науке управления, т.е. менеджменту.  Я попал на его лекцию как пропагандист на подводной лодке, где я тогда служил начальником медицинской службы. Открыв рот, я слушал совершенно незнакомые мне термины и главное, советы, как руководить, подбирать кадры, располагать их к себе, заводить друзей и много еще чего.  Но одновременно я не забывал и записывать дельные мысли Терещенко.  Правда, когда я уходил в запас, моя записная книжка, о которой я рассказал своим сослуживцам-офицерам, куда-то пропала.  Но многое  я запомнил. И решил воспользоваться советами  из неё.

Взяв бутылку хорошего коньяка и коробку конфет, я пошел знакомиться с девчатами из диспетчерской гаража, к тем, кому звонил, когда мне требовалась машина.  Девчонки обалдели. Впервые к ним пришел знакомиться целый заместитель заведующего отделом, да еще с коньяком и конфетами, к тому же предложил обращаться к нему, если потребуется что-то по медицине. С тех пор мне машину выделяли по первому звонку, если не было дежурной, присылали машину заместителя председателя крайисполкома, который в это время был в командировке в Москве или крае, а водитель болтался без дела.

А 1991 году, когда случился путч ГКЧП, я был уже первым заместителем заведующего отделом здравоохранения и частенько «оставался на хозяйстве», когда мой шеф, ставший депутатом Верховного Совета РСФСР, бывал в Москве на съездах депутатов. Тогда мне не требовалось звонить в диспетчерскую, чтобы вызвать машину, она всегда была в моем распоряжении.  Но ездить приходилось нечасто, поэтому на ней ездили и другие замы и некоторые заведующие секторами крайздравотдела.

Как известно, на Дальнем Востоке именно в это время появилось большое количество подержанных японских автомобилей с правым расположением руля.  Как-то однажды главный врач Совгаванской центральной районной больницы Юрий Егоренко предложил нам поменять санитарный «УАЗ» на такую подержанную машину «Ниссан Блюберд», которую его больнице выделила база океанического рыболовства. Мол, на этом автомобиле только по хорошим дорогам ездить, а в районе лучше на «уазике». Такой обмен состоялся, и в нашем отделе появилась дополнительная машина. 

В конце 1991 года, когда после указа Ельцина была запрещена деятельность КПСС в Российской Федерации, и крайком, горком и райкомы партии перестали функционировать, в гараже крайисполкома появились бесхозные автомобили, на которых ездили раньше крайкомовские руководители.  Их решили раздать по отделам крайисполкома. Выделили одну «Волгу ГАЗ-31» и нашему отделу.

Меня пригласил к себе Вялков и сказал, что решил эту машину закрепить за мной, как за своим первым замом. И дал совет найти такого водителя, чтобы он стал мне ближе, чем родная жена. У меня такого человека на примете не было, и я попросил водителя шефа, с которым за это время неплохо сблизился, подыскать среди водителей такого парня.  Тот пообещал это сделать.

И вот через несколько дней ко мне в кабинет заходит парень чуть за 30 лет, скромный такой и говорит: «Мне сказали, что вы ищите водителя на «Волгу»?  Я вам не подхожу?» Я пригласил его присесть к столу,  и мы поговорили.  Меня сразу поразила его фамилия – Чеснейший. Не Чесный, а именно Чеснейший. Звали его Игорь. Он был женат, есть сын, сам работает на скорой помощи водителем.  Есть личный автомобиль, «Лада» 9-й модели.  Мне он сразу понравился, и я решил не искать никого другого. И, как показало время, не ошибся.  Парень оказался что надо. Очень любил автомобили, ухаживал за ними, делал всевозможную профилактику и был безотказным в работе. Но все это я узнал со временем. А пока он поехал в гараж горздравотдела, где стояла выделенная нам «Волга», сделал техническое обслуживание и приехал к крайисполкому утром следующего дня.  Мы проехали на «Волге». Она было не новая, но техническое состояние вполне нормальное,  её прежний хозяин – один из секретарей крайкома партии. Солидная черная баржа,  «Волга ГАЗ-31», с номерами крайкома партии, которые знали все гаишники.  Сразу бросилась в глаза некоторая особенность, но она характерна для большинства водителей «скорой». Они привыкают, что их пропускают на дороге, слегка наглеют, и не  стоят в пробках.  Примерно так и продолжал водить нашу почти «крайкомовскую» «Волгу» Игорь и в дальнейшем, и другие водители уступали нам дорогу.  Мне это  понравилось. 

Игорь жил в Первом микрорайоне города, откуда добираться до гаража горздавотдела было далековато.  Он заикнулся о возможности ставить машину на стоянке краевой станции переливания крови, до которой ему добираться было легко. Я решил этот вопрос, и с тех пор меня и еще одного  зама, Вадима Мамыкина, живущего недалеко от моего дома, по утрам стала привозить на работу машина. Для тех, кто знает, что такое утренние пробки в общественном транспорте, понятно, насколько это стало облегчением, и с каким настроением мы приезжали на работу.  Не взвинченные хамством в автобусе или трамвае, а в нормальном рабочем состоянии, по пути успевая обсудить кое-какие производственные вопросы.

Через некоторое время в гараже краевой станции переливания крови появился еще один бокс, специально для нашей «Волги». Я решил этот вопрос со строительной частью, подчиненной управлению  здравоохранения, но уже не крайисполкома, а администрации края, появившейся в суверенной России. В новый бок даже завели батарею отопления, чтобы проще было заводить автомобиль по утрам зимой.

В конце горбачевской «перестройки» и в «демократической» России значительно расширились наши связи с зарубежными странами.  Мне, как первому заместителю начальника управления, было вменено в обязанность встречать,  организовывать пребывание зарубежных гостей в нашем крае, провожать их.  Благо, значительно расширились возможности  использование денежных средств нашего управления на эти цели. Составлялась смета, утверждалась начальством, и теперь не требовалось тратить свои личные деньги на эти цели, как в советское время.  Однажды вызывает меня к себе Вялков и говорит, что у него есть мысль приобрести для нашего управления иномарку, не подержанную, а новую. Мол, ты возишь иностранцев, надо выглядеть соответственно.  Так что вот тебе задание – ищи подходящий автомобиль.

Я рассказал о предложении шефа Игорю, и тот обрадовался. Сказал, что он видел в одной фирме корейские автомобили, красивые, сделанные по японской лицензии, но гораздо дешевле, чем японские. Мы тут же поехали на фирму, и увидел два стоящих автомобиля «Хюндай Соната», один изумительного изумрудного цвета,  второй – светло-голубой, но какой-то блеклый, хотя совершенно новый. Познакомились с техническими характеристиками автомобилей, посидели в салоне, где был полный «фарш» - т.е. магнитола, кондиционер, только вот механическая коробка передач. Узнали цену, которая оказалось примерно на 30% ниже, чем просят в Хабаровске за новую «Волгу ГАЗ-31».  Мы выбрали изумрудный цвет, выписали счет и вернулись в управление. В ближайшее время его оплатили и поехали забирать автомобиль. Но тут нас разочаровали.  Сказали, что на выбранный нами автомобиль якобы нет документов, и предложили забрать светло-голубой. Но я сказал, что мы выбрали изумрудный цвет, за автомобиль заплатили, ищите документы, другой автомобиль брать не будем. Я понял, что кто-то присмотрел наш автомобиль, и нам хотят всучить другой. Через день мне позвонили с фирмы и сказали, что документы нашли.

Мы оставили нашу «Волгу» у здания управления здравоохранения, и на другой машине приехали в фирму. Надо было перегнать автомобиль в гараж горздравотдела, чтобы там выполнили все положенные процедуры, ведь все наши автомобили числились за этим гаражом. Я помню, мы едем, а у Игоря рот до ушей.  Я спрашиваю, что он так радуется? Отвечает: «Да вы посмотрите, Александр Константинович, в машине же все есть. А как классно скорость переключать, как быстро скорость набирает. И кондиционер работает». Дело было летом, жарко в Хабаровске, и Игорь включил кондишен. На черной «Волге» мы бы уже потом обливались, а тут комфорт.  Прошло несколько дней, все формальности были соблюдены, и Игорь, отогнав нашу «Волгу» в гараж горздравотдела, приехал утром забирать меня из дома на новом автомобиле.  Соседи чуть зрение не потеряли от такой красоты, тараща на новый и очень красивый автомобиль свои глаза. Это была первая «Хюндай Соната» в Хабаровске, да еще такого изумительного цвета.

Но еще больший фурор произвел автомобиль через несколько дней. Глава администрации края Виктор Ишаев собрал большое совещание в доме приемов,  построенном еще в советское время. Приехали руководители всех районов края, краевые начальники и их заместители.  Все приехали на черных «Волгах», толпятся у входа, курят. И вдруг приезжаю я на корейской иномарке изумительного цвета.  И хотя многие вроде как и внимание не обратили, но часть все же подошла к машине и стала расспрашивать, что за красавица.

Вскоре последовала реакция на мое появление на иномарке. Кто-то обвинил краевое управление здравоохранения в нецелевом использовании средств.  Пришлось мне идти с документами на машину к начальнику краевого контрольного управления Тупикину, который увидел своими глазами, что наш автомобиль стоит дешевле, чем новые «Волги», купленные в других управлениях администрации края. И от нас отстали.

И на этом автомобиле мы с Игорем накатали не одну тысячу километров.  Я ему немало помогал. Когда он узнал, что в МНТК «Микрохирургия глаза» строят кооперативный дом для сотрудников, попросил меня помочь войти в число дольщиков. Мы с директором центра Витей Егоровым вместе ездили в Америку и хорошо сошлись, так что он не отказал в моей просьбе.  Игорь продал свою «Ладу» и внес нужную сумму в качестве первичного взноса.  Когда дом построили, и он туда переехал, встал вопрос о том, чтобы ставить наш автомобиль в гараже МНТК.  И это вопрос был решен положительно.  А потом  в России было время, когда стал стремительно дешеветь рубль, Игорь попросил меня помочь обменять его доллары, вырученные за автомобиль, на рубли. К этому времени почти все банки перестали производить обмен, но я нашел один в пригороде Хабаровска, где Игорю обменяли валюту И он этими рублями расплатился за свою кооперативную квартиру.  Да еще первым запустил котенка, который был сынком нашего кота Васьки.

Случилось это так. Моя мама поздно осенью позвонила и спросила, не хотим ли мы взять кота, очень красивого и воспитанного. Мол, соседи поехали на дачу, он к ним подошел, и они его привезли в город, и  оставили в подъезде. Мама его стала кормить и решили пристроить в нашу семью,  в которой была собачка, а кота  не было. Я приехал у ней, посмотрел на кота. Здоровый котище, потом мы его взвесили, оказалось, что весит 9 кг.  Мы с Игорем привезли его к нам на квартиру. Потом моя тетка захотела, чтобы такой кот оплодотворил её кошку.  Опять нас вез Игорь и туда, и обратно. Он сразу попросил тетю, чтобы она оставила одного котенка для него. Так мы с ним вроде как породнились.

Как вы думаете, как он должен был относиться к мне?  Думаю, ответ вам ясен.

Поэтому, когда я купил в Японии себе подержанный автомобиль «Ниссан Скайлайн» и попросил Игоря научить меня водить его,  он даже обрадовался.  И вот однажды мы поставили «Хюндай Сонату» на стоянку в городе, где стоял мой «Ниссан», он сел за руль моего личного автомобиля  и мы выехали за город. Там уже я сел за руль и мы поехали.  До этого, лет за 12, я получил первые навыки управления автомобилем, когда моего дядю Володю учили водить после покупки первых «Жигулей». Но там механическая коробка передач была, а тут автомат.  Жми на газ, держи руль, смотри вперед  и ни о чем другом не думай. И я поехал очень уверенно, Игорь даже удивился.  Так что его первый урок вождения оказался и последним.  Потом почти месяц, пока я официально не получил права, я самостоятельно ездил по улицам города с маленьким движением, и где не было гаишников. Ну, а потом автомобиль на долгие годы стал моим другом,  после «Скайлайна» я ездил на «Тойота Кроун» и «Тойота Марк-II», «Тойота Лэнд Крузер», «Тойота RAV-4».

Потом мне подарили газовый пистолет итальянского производства. Родственник из КГБ сделал наплечную  кобуру под пиджак, и я временами ездил с пистолетом. Преступность в те годы была в Хабаровске высокая, как говорится, береженного бог бережет. Однажды мы с Игорем поехали на машине в районный центр Вяземск. На обратном пути я решил испробовать, как стреляет этот пистолет, из которого я не сделал еще ни одного выстрела. Мы остановились, съехали с трассы, и я при Игоре впервые, и как оказалось, единственный раз, выстрелил.  Пули были снаряжены слезоточивым газом, видимо, капельки попали мне на руки, я потер глаза ими, и потом всю дорогу у меня текли слезы.

Когда я ушел на какое-то время из управления здравоохранения работать в немецкий концерн «Шеринг»,  Игорь устроился водителем в банк, и мы с ним не так часто встречались.  Он всегда вспоминал наши с ним поездки, да и я с теплотой вспоминаю отличного человека, Игоря Чеснейшего, моего персонального водителя в течение 4-х лет.  Увы,  у меня нет фотографии Игоря, нет и фотографии нашей красавицы машины корейского производства. Сохранилось лишь мое фото на фоне автомобиля «Ниссан Скайлайн», на котором учил меня водить автомобиль Игорь Чеснейший.


Рецензии