1. 9. Первые полгода в Антоновке
Районный отдел народного образования, или районо, как полагается подобным учреждениям, находился в райцентре.
Что означает название села? Курман по-тюркски означает полевой стан, а Кемельчи – местные мурзы, владевшие землями до 1783-го.
Впрочем, нередко Курман-Кемельчи переводят как «не высыхаемое болото». Могу поверить: когда мы жили там в середине 1950-х, в слякотные дни с трудом добирался до школы, неся на резиновых сапогах пуды липкой грязи.
Райцентром посёлок стал в 1935-м. Тогда в дополнение к Биюк-Онларскому национальному немецкому району создали аналогичный Тельманский, в северо-восточной части которого большинство населения составляли немцы. В этом убеждают довоенные названия здешних сёл: Найдорф (с 1948-го Николаево), Найлебен (Восход), Фрайдорф (Новосельцы), Нейшпроцунг (Чапаево), Ротендорф (Климово), Ойфленбург (Заря), Розенфельд (Розовка), Найман (Советское).
Перед войной все 11 национальных районов Крыма потеряли свой статус: в 1938-м – немецкие, в 1939-м – оба еврейских, а позднее – 6 крымско-татарских и единственный украинский.
Каким увидел отец тогдашний Курман?
В посёлке насчитывалось почти три тысячи жителей. С 1927-го действовала электростанция, с начала 1930-х – машинно-тракторная станция, обслуживавшая колхозы. В 1935-м вступили в строй пищекомбинат, мельница, в 1937-м – промкомбинат с каменоломней. Открылся районный дом культуры с кинозалом и библиотекой. В 1939 1940 учебном году в местной средней школе обучались 980 учеников.
К слову, в 1930-е число школьных учителей в стране выросло почти в три раза, около половины их имели стаж работы менее пяти лет. Кто, как не они, нуждались в помощи более опытных коллег?
В Тельманском районе, где 36 из 45 школ были начальными, действовало методическое объединение учителей. Оно должно было взять под опеку начинающего педагога. Помогал новичку и районный методкабинет, увы, только рекомендациями.
Если снабжение учебниками было к тому времени в основном налажено, то наглядные пособия, карты и другие принадлежности учителя изготавливали сами. Даже в 1950-е я видел у нас дома созданные отцом средства наглядности...
В понедельник 1 апреля 1940-го началась последняя школьная четверть. Та весна кажется нетипично прохладной для Крыма. Зябкими были весенние ночи, да и днём столбик термометра редко поднимался выше 15 градусной отметки. Даже в мае среднесуточная температура ни разу не превышала 19 градусов.
Отец продолжал осваиваться в школе. Руководствуясь куцым, но полезным опытом, выстраивал расписание так, чтобы как можно чаще оба разновозрастных класса занимались одновременно одним учебным предметом, а порой и сходной, точнее сквозной, темой. Так легче было планировать и вести уроки.
В юном возрасте разница в 6 – 8 лет ощутима. Вероятно, ученики воспринимали молодого педагога как старшего брата, который, зная и умея больше, передаёт им свои знания и умения.
Они росли, когда едва затянулись на теле страны раны от Первой мировой и Гражданской, но уже смрадно дохнула Вторая мировая война.
В Антоновке, как и всюду в Советском Союзе, ребятня играла в Чапаева, пела «Три танкиста», «По долинам и по взгорьям», «Там, вдали за рекой», «Тачанку». Для большинства патриотизм был естественным, как дыхание.
Школьники с уважением и завистью поглядывали на значки ГТО, «КИМ» [43], «Ворошиловский стрелок», приколотые к пиджаку юноши-учителя, тянулись к нему, охотно участвовали в организованных им соревнованиях.
Сельские учителя, в отличие от городских, постоянно на виду, они вынуждены круглосуточно беречь и крепить репутацию не только поведением, но и внешним обликом.
У тогдашней молодёжи господствовал спортивный стиль.
«Среди мужчин, – утверждает журналист, – были популярны широкие брюки с очень свободными пиджаками, косоворотки, спортивный трикотаж и парусиновые туфли» [44].
Для педагогов существовал особый дресс-код. Современники вспоминают об аккуратных, опрятных людях в неброских костюмах тёмного цвета. Как указывает упомянутая Наталья Белова, «сдержанность внешнего вида учителя была частью строгого регламента, поскольку его одежда и прическа были важной составляющей воспитательной работы среди учеников» [45].
Отец, очевидно, должен был изрядно потратиться на одежду и обувь, чтобы соответствовать новому положению.
Перед войной, утверждает историк из Чувашии Лариса Тохтиева, «материальное положение учительства постепенно стабилизировалось, социальный статус педагогов повысился» [46].
Если работники сельского хозяйства в 1940-м получали ежемесячно в среднем 229, то просвещенцы – 337 рублей. Они, как вспоминают современники, стали лучше одеваться, питаться, покупать велосипеды, патефоны, часы.
Между тем заработная плата сельского учителя была ниже, чем у городского, да и цены к 1940-му из-за войны выросли более чем в два раза. В общем, «уровень жизни оставался скромным, позволяя удовлетворять лишь самые элементарные потребности в еде и одежде» [47]. В его гардеробе, утверждает Белова, был «как правило только один комплект одежды» [48].
Отец не имел ни стажа, ни должной квалификации, от которых в первую очередь зависел уровень зарплаты. Правда, что-то перепадало за проверку тетрадей и классное руководство. Но юноша был одинок, неприхотлив, и на жизнь хватало.
Поздними вечерами, закончив приготовления к очередному школьному дню, он готовился к летней сессии в училище. Потом бегло просматривал газеты – едва ли не единственный в Антоновке источник информации.
Пресса приходила со значительным опозданием. Она попадала по железной дороге из Симферополя в Курман, откуда почтальон отправлялся пешком или на велосипеде к адресату просёлочными дорогами, непролазными в дожди.
Сегодня трудно представить, что когда-то не было мощного, не ведающего границ информационного поля, в каком ныне живём.
Регулярное радиовещание в Крыму началось в 1930-м. Однако радиоприёмники в Антоновке были бесполезны, поскольку, помнится, и в 1950-м отсутствовало электричество.
Проводное радио было представлено, как уже говорилось, громкоговорителем на высоком столбе. А телевидение пришло на полуостров после 1959 го, когда в Симферополе появился телецентр.
Мало кто в Антоновке получал периодическую печать. Поэтому не только дети, даже взрослые охотно слушали юного, но довольно грамотного учителя, доходчиво разъяснявшего, что происходит в мире.
Сколько помню, отец не мог обходиться без «Правды». Будучи тогда членом ВЛКСМ, подписывался на «Комсомольскую правду», а может, и выходивший с 1933-го «Крымский комсомолец». А профессиональный интерес утолял «Учительской газетой» и журналом «Начальная школа».
Страна жила бурной жизнью.
В феврале 1940-го, получив подкрепление и как следует подготовившись, советские войска прорвали линию Маннергейма и развернули победное наступление. 12 марта был подписан Московский мирный договор.
Вместо обмена трёх тысяч квадратных километров на вдвое большую территорию, о чём СССР просил на переговорах, Финляндия отдала безвозмездно порядка 40 тысяч. Поэтому в 1941-м финские войска вышли к старой государственной границе только к 1 сентября.
24 марта в западных областях Украины и Белоруссии прошли выборы депутатов в Верховные Советы СССР, Украинской и Белорусской республик. А через неделю Карельская республика, расширившаяся по итогам советско-финляндской войны, была преобразована из автономной в союзную Карело-Финскую ССР.
Просматривая газеты того времени, ощущаешь напряжённый рабочий ритм государства, перед тем как его охватило пламя Второй мировой. Едва ли не в каждом номере сообщалось о трудовых достижениях.
В 1938–1940 годах вступило в строй почти три тысячи промышленных предприятий, причём значительная часть – на востоке страны, не досягаемом для Германии.
По добыче угля СССР поднялся на третье место в мире с шестого, которое занимала Россия в 1913-м, в четыре раза выросла выплавка стали и чугуна. По объему машиностроения, имевшего ключевое значение для обороны, СССР накануне Великой Отечественной войны уступал только США. В последнем предвоенном году объем военной продукции увеличился более чем на треть.
Индустриальную мощь страна вынужденно наращивала за счёт сокращения производства предметов потребления, его удельный вес в валовой продукции промышленности в 1940-м составлял не более трети. Перекос неизбежно приводил к острому дефициту многих товаров первой необходимости, их нормированному распределению, бесконечным очередям, спекуляции, а значит, и социальной напряжённости.
ПРИМЕЧАНИЯ
43. «КИМ» – «Коммунистический Интернационал молодёжи», комсомольский значок до 1945 года.
44. Синичкин П. Модный приговор советской власти // URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7714.
45. Белова Н. А. Указ. соч. С. 155.
46. Тохтиева Л.Н. Учительство Чувашии в 1917-1941 гг.: Подготовка кадров, состав и деятельность. Автореф. дисс. Чебоксары, 2013. С. 17.
47. Белова Н. А. Заработная плата советских учителей в 1920–1960-е гг. // Ярославский пед. вестник, 2011, № 1. Т. I. С. 38.
48. Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей. С. 155.
Свидетельство о публикации №220112101290