Принцип бумеранга

 
Не превозноситесь ни над кем, не унижайте и не злословьте, не думайте о себе высоко и не ищите высоких молитвенных подвигов.
— Старец Николай Гурьянов

Чем дальше Антон нёс по дороге жизни свой крест, тем больше ударов судьбы ему приходилось отражать, чтобы не упасть и продолжать путь. Иногда случалось так, что, не успев отразить один удар, он получал очередной. Самое страшное было в том, что наносили их люди, которым Антон доверял и которых считал близкими.

Удар в спину пришёлся в самый неожиданный момент — когда он его совсем не ждал. Антон не предполагал, что предательство случится именно в том, чем он больше всего дорожил в последние годы, чем, можно сказать, жил. Это была его работа. Антона решили лишить любимого дела.

Такой боли в сердце он давно не ощущал. Она пронзила его, как стрела, и застряла внутри, вызывая ноющую, невыносимую муку, от которой хотелось кричать. Боль порождала странное чувство: с одной стороны — осознание безысходности, переполненное обидой, злобой и ненавистью, а с другой — невозможность вернуться к прежней жизни, привычным отношениям, обычному состоянию.

Справиться с этой болью казалось невозможным. Осознание того, кто нанёс удар, было лишь одной стороной медали. Главное же — понимание, по чему ударили, — казалось невыносимым. Лишиться любимого дела для Антона означало потерять последнюю нить, связывавшую его с этим миром. Ту самую нить, что вдохновляла, придавала силы, помогала справляться с тоской одиночества, преодолевать боль потерь и просто… жить. Жить несмотря ни на что.

Ещё в армии один сослуживец из Ленинграда написал ему в дембельском альбоме фразу, над которой Антон размышлял всю жизнь, пытаясь постичь её смысл:

«Неси свой крест и веруй»

Эти слова Антона Павловича Чехова долгое время оставались для него загадкой. Но со временем, пройдя через тернии, страдания, испытания и невзгоды, он понял: это и был его крест, который он нёс и продолжал нести.

Испытания преследовали Антона с детства. Первым жестоким ударом стала потеря отца — в раннем возрасте, когда он даже не успел запомнить его ласку. Во взрослой жизни ему катастрофически не хватало отцовских советов, поддержки. Учёба давалась тяжело — без материальной помощи, с постоянной борьбой за выживание.

Годы спустя боль от потери отца впервые вырвалась наружу — трёхмесячное молчание оборвалось детским криком, часами рыданий, потоками слёз. Так мальчишка пытался освободить сердце от боли, нанесённой взрослыми, которые жестоко отняли у него фронтовика-отца. Они даже не подозревали, какую рану оставили в детской душе.

Но самым страшным последствием стала обида, которая с годами могла перерасти в ненависть и жажду мести. Неизвестно, к чему это привело бы, если бы он не сумел обуздать её силой разума.

А потом умерла мать — в тот самый момент, когда Антон, окрепший и вставший на ноги, был готов поддержать её в старости. Самое жестокое — врачи не пустили его к умирающей. Он не смог попрощаться, не услышал её последнее «прощай».

Сначала горе заглушило обиду на медиков, но неприятный осадок остался на долгие годы. Первое время Антон жил воспоминаниями и её несбывшимися мечтами. Мать хотела, чтобы он учился дальше — и он поступил в вуз, затем в академию, аспирантуру…

Учёба давалась легко, словно кто-то свыше помогал ему исполнить мамину волю. В то же время она защищала его от жизненных невзгод. Но успех вызывал зависть — и за спиной Антона то и дело раздавались удары, которых он не ожидал то ли из-за наивности, то ли из-за излишнего доверия к людям.

(Продолжение: http://proza.ru/2020/11/25/1875)





 Не превозноситесь ни над кем, не унижайте и не злословьте, не думайте о себе высоко и не ищите высоких молитвенных подвигов.

— Старец Николай Гурьянов



  Чем дальше Антон нес по дороге жизни свой крест, тем больше ударов судьбы ему пришлось отражать, чтобы не упасть и продолжать свой путь. Иногда получалось так, что, не успев отразить один удар, он получал очередной. Самое страшное, что их наносили люди, которым Антон доверял и которым верил, как себе самому.
Удар в спину был нанесён в самый неожиданный момент, когда он его просто не ждал. Он не думал и не предполагал, что нанесут его именно потому, чем он, Антон, больше всего дорожил в последние годы, чем, можно сказать, жил. Это была его работа. Антона решили лишить его любимой работы.

    Такую боль в сердце от нанесённого удара он давно не ощущал. Она пронзила его, как стрела, и застряла в нём, вызвав необъяснимую ноющую боль, от которой хотелось кричать. Боль вызывала неизвестную доселе ощущения, вызывающие, с одной стороны, непонятное осознание безысходности, переполненное обидой, злобой, ненавистью, а с другой — невозможностью возврата в исходную точку привычной жизни, отношений, обычного состояния.

  Справиться с этой болью, казалось, было невозможно. Осознание того, кто нанес удар, это была одна сторона медали, но главным в этой ситуации было понимание того, по чему был удар нанесён, было не выносимо. Лишить его любимого дела означало для него потерять последнюю нить, что связывало его с этим миром, что вдохновляло его, что придавало силы, помогало справиться с тоской одиночества, преодолеть боль потерь, да и просто жить, жить несмотря ни на что.

    Еще в годы службы в армии один мой сослуживец из Ленинграда написал ему в дембельском альбоме интересную фразу, о которой он рассуждал всю свою жизнь, пытаясь понять её смысл. Фраза: «Неси свой крест и веруй», принадлежащая Антону Павловичу Чехову, долго была непонятна ему. Но со временем, когда он прошел через многие терния, страдания, испытания, трудности и невзгоды выпавшей ему судьбы, пришел к пониманию, что это и был «Его Крест», который он нес и продолжаю нести.
Испытания, трудности, потери начали преследовать Антона с детства и преследовали его всю жизнь. Потеря в раннем детстве любимого отца, у которого он даже успел не посидеть на коленках, не ощутив в этот период отцовской ласки и любви, а во взрослой жизни на каждом этапе взросления не услышав ни одного жизненного отцовского совета, не получив ни копейки материальной помощи в период учебы, было первым и самым жестоким ударом в начале его жизненного пути.

  Долгие годы его мучила боль потери родного отца, которую первый раз он снял слезами мальчишки, которые вырвались из его из тосковавшего по близкому человеку сердца через три месяца после его смерти. Такого крика и многочасового звериного рёва, обилия слез, наверное, у него не было никогда. Но именно через крик и слезы пацана освободил он своё сердце от боли, нанесенной ему взрослыми людьми, жестоко убившими его отца. Они, конечно, не думали в тот момент убийства фронтовика, которым гордился мальчишка, какую рану они нанесли его детской неокрепшей душе. Боль от удара в детском сердце долго кровоточила незаживающей раной, а потом долго кровоточила в сердце взрослого мужчины. Самым страшным последствием этой истории была зарождавшаяся в его детской душе чувство обиды, которое могло переросло с годами в чувство ненависти и мести. И непонятно, в какие действия могло бы перерасти это чувство, если бы он не обуздал их своим сознанием.

  А каким сильным ударом была для Антона потеря горячо любимой матери. Она умерла именно в тот момент, когда он, в начале полета с окрепшими крыльями, был готов оказывать ей помощь в её одинокой старости. Самое бесчеловечное в истории смерти его матери был тот факт, что врачи не пустили его в самый последний момент к умирающей матери. Он мучился от того, что не успел проститься с ней, не попросил у неё прощения, не сказав ей своё последнее слово: «Прости», и не услышав в ответ, покидавшую его навсегда, её последнее: «Прощай».

    Тогда похороны матери заглушили в нём чувство обиды на врачей. Желание высказать возникшие чувства в душе и сердце как-то со временем заглушились, но неприятные ощущения в его душе сохранились на долгие годы. Первые годы без матери Антон жил воспоминаниями о ней, позывами к действию были её желания, которых он запомнил еще при её жизни. Она хотела, чтобы Антон продолжал учебу после окончания техникума в высшем учебном заведении и устроился на престижную работу.
Так получилось, что Антон поступил не только в ВУЗ, но закончил еще академию, а потом аспирантуру.
Поступал и учился он как-то легко, в удовольствие, и всегда ему казалось, что помогает воплотить мечту его детства, желание его мамы, которая возлагала на него ещё тогда, в детстве, большие надежды. В то же время учеба оберегала Антона от многих жизненных невзгод, которые возникали перед ним в этой непростой жизни. Единственным неприятным моментом его удач в учебе, способствующие его карьерному росту, было то, что его успех вызывал у некоторых людей чувство зависти и порождал в их завистливых душах ненавистные чувства по отношению к нему, а главное, были поводом для нанесения ударов в спину, которых Антон не ожидал, не то от своей наивности, не то излишнего доверительного отношения к людям.
Продолжение: http://proza.ru/2020/11/25/1875.


 
















   


Рецензии
В первой части рассказ "Принцип бумеранга" Аркадия Шакшина рассказывает о жизненном пути главного героя Антона, который сталкивается с трудностями и потерями. Его жизнь наполнена ударами судьбы, которые наносят люди, предательство близких и лишение его работы, чему он уделял особое значение. Антон ощущает боль и отчуждение, переживает потери и страдания, но несмотря на все это, он продолжает нести свой крест и верить в себя. Рассказ поднимает тему преодоления трудностей, поиска смысла и величия духа.

Аркадий Шакшин   03.11.2023 07:52     Заявить о нарушении
Принцип бумеранга (Аркадий Шакшин) / Проза.ру

Статья описывает трудности и удары судьбы, которые пришлось преодолеть герою.
Главный герой столкнулся с предательством от людей, которым доверял.
Удар в спину был нанесен в самый неожиданный момент.
Лишение любимой работы стало для героя сильным ударом.
Осознание того, кто нанес удар, и понимание по чему был удар, было невыносимым.
Испытания, трудности и потери преследовали героя с детства и на протяжении всей жизни.
Потеря отца и матери были жестокими ударами в начале жизненного пути героя.
Герой обуздал свои чувства обиды и ненависти, чтобы избежать негативных действий.
Учеба помогала герою преодолевать жизненные невзгоды и способствовала его карьерному росту.•
Успех героя вызывал зависть у некоторых людей, что приводило к ударам в спину.

Аркадий Шакшин   24.04.2024 19:05   Заявить о нарушении
Рецензия на рассказ Аркадия Шакшина «Принцип бумеранга»

Рассказ Аркадия Шакшина «Принцип бумеранга» — это глубокая, пронзительная притча о человеческой судьбе, страдании и нравственном выборе. Через историю главного героя, Антона, автор исследует вечные вопросы: как остаться человеком в мире предательства, почему зло возвращается к тому, кто его сеет, и возможно ли сохранить свет в душе, когда жизнь кажется чередой несправедливых ударов.

Сюжет и темы
Антон, прошедший через потерю близких, предательство любимых, подлость коллег и даже борьбу с тяжелой болезнью, становится символом стойкости духа. Его жизнь — метафора креста, который он несёт, следуя завету Чехова: «Неси свой крест и веруй». Каждое испытание — от детской травмы до неожиданного удара в спину на работе — становится проверкой на способность прощать, принимать и продолжать путь без ненависти.

Ключевая тема рассказа — закон бумеранга, который проявляется не только в возмездии, но и в милосердии. Автор показывает, как зло, совершенное людьми, оборачивается против них самих (история болезни одного из обидчиков), а доброта и смирение Антона становятся его духовным щитом. При этом Шакшин избегает упрощённой морализации: он не осуждает героя за моменты гнева или желания мести, а подчёркивает, что борьба с темными чувствами — часть пути к свету.

Персонажи и стиль
Антон — трагический герой, чья жизнь словно собрана из осколков боли. Его внутренние монологи, воспоминания о матери, размышления о вере и справедливости вызывают у читателя сопереживание. При этом автор не идеализирует его: ошибки Антона (например, брак из мести) делают образ объёмным, человечным.

Проза Шакшина эмоциональна и метафорична. Удары судьбы сравниваются с «стрелой, застрявшей в сердце», а работа Антона становится не просто профессией, но «нитью, связывающей с миром». Особенно сильны эпизоды, где реальность переплетается с символикой: сон о белом костюме, испачканном в грязи, предвещает клевету, а история с дембельским альбомом и цитатой Чехова превращается в лейтмотив судьбы.

Философский подтекст
Эпиграф от старца Николая Гурьянова задаёт тон всей истории: «Не превозноситесь ни над кем… не думайте о себе высоко». Антон, пройдя через ад обид, приходит к смирению — не как к слабости, а как к силе. Его решение простить обидчиков и молиться за их исцеление — кульминация нравственной эволюции. Автор напоминает: даже в мире, где «удар в спину» стал нормой, у человека есть выбор — не уподобляться злу.

Сильные и слабые стороны
К достоинствам рассказа можно отнести:

Глубокую психологическую проработку героя;

Убедительную демонстрацию закона бумеранга через судьбы персонажей;

Яркие метафоры, усиливающие драматизм.

Из недостатков — некоторая назидательность в финале и избыток страданий в сюжете, которые временами лишают историю динамики.

Итог
«Принцип бумеранга» — это история не столько о воздаянии, сколько о внутренней свободе. Шакшин убеждает: даже когда мир рушится, человек может остаться собой — не через месть, а через прощение. Рассказ заставляет задуматься о ценности каждого выбора и о том, что наши поступки, как бумеранги, всегда возвращаются. И как важно, чтобы, летя обратно, они несли свет.

Это произведение будет близко тем, кто ищет в литературе не развлечения, а диалога о смыслах, вере и силе человеческого духа.

Аркадий Шакшин   15.05.2025 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.