Икона Сошествие во ад с изрыгающим дьяволом
Верхний и средний регистры: Воскресение — Сошествие во ад:
В левом верхнем углу, на месте традиционно изображаемой сцены Распятия, представлена сцена Уверение Фомы. Сцены Распятие и Жены-мироносицы перенесены в нижний регистр, справа от Христа. Здесь же, под Распятием с разбойниками, вписана сцена Христос в Эммаусе. Открытая пасть Левиафана в левом углу несёт смысловую ступень к нижнему регистру.
Нижний регистр: Открытие Райских врат Христом, подготовка к избиению бесов:
Нижний регистр имеет литургический смысл и посвящён Таинствам церкви.
В традиционной иконографии 17-19 вв. Христос изображается в центре. В данной иконе иконописец следует древней традиции, фигура Христа перемещается вправо (древняя аналогия Воскресение — Сошествие во ад, конец XVI в. Ярославский музей заповедник), на место Галилейского озера, которое здесь исключается. В фигуре Христа отражается «сонм многих». Христос указывает на закрытые Райские врата с подходящими ангелами, «сошел один, а исшел в сонме многих» (св. Кирилл Иерусалимский). Слева, у Райских врат стоит сатана, повернувшись к ним спиной, «Но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его» (там же). Сатана принимает из лап серого беса «приманку смерти» в образе чёрной милоти, которую пожирает: «Посему тело соделалось приманкою смерти, чтобы змий, понадеявшись поглотить, изблевал уже поглощенных» (там же). Сатана у Райских врат отражает противостояние Свету, замок в Небесное царство, который разбивает Христос. Нижний регистр заканчивается изображением двух ангелов в левом углу, которые готовятся к посечению дьявола.
Наряду с различными репликами сцен Воскресение и Сошествие во ад, подобной иконографии не обнаружилось.
21 ноября 2020 г. Москва
Свидетельство о публикации №220112101469