Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 65

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



СТАРО МЯСТО ЛЕПЛЬ

Октябрьская революция настолько поменяла жизнь, что мы оказались в призрачном «Солнечном городе», который представлял средневековый богомолец Кампанелла. Жизнь пошла «изначально». Прошлое отвергалось, мы строили новый мир, лелея веру в светлое будущее.

Послевоенное поколение уже не помнило ни своих праотцов, ни историю родительских мест. Свет истекал из коммунистических идеалов, которые провозгласил Ленин, а диктатор Сталин повел страну по американскому образцу, наращивая военную мощь. Курс на индустриализацию «затмил» все остальное.

В архивах пылились «гроссбухи», фиксировавшие жизнь предков, рисовавшие историю сел и деревень, жителями которых были наши прадеды: крестьяне (христиане).

Теперь мы все чаще всматриваемся в туманное прошлое и ищем «узелки»-отростки нашей родословной. Кто мы? Где наши корни?

Недавно в Национальном архиве Беларуси, по инициативе известного ученого Вячеслава Носевича, был обнаружен уникальный документ – инвентарная опись Лепеля, исполненная 379 лет назад. Многостраничный труд содержит ценнейшие сведения о моем родном городе. По сути, это детальный обзор приозерного местечка, исполненный в 1641-м году.

Лепель представлен двумя составляющими – как Новый и Старый, и содержит перечень подданных «панен Законных регуляр святого Франтишка при костеле св. Михала в Вильно» (так в тексте). «Паненками» именовались наследницы лепельского плебанского хозяйства - виленские святомихальские бернардинки.

Не буду подробно останавливаться на всем содержании документа – он многостраничный, и содержит разнородную информацию, которая еще долго будет изучаться исследователями. Ясно одно – бывшее островное плебанское хозяйство, начатое Кухарским в 1503-м году, разрослось до невероятных размеров, охватив не только прибрежье Лепельского озера, но и далеколежащие окрестности, изменив их облик.

Доминирующей стала виленская сторона. «З виленского приезда» характеризовалось направление, откуда въезжали во «Двор Лепельский».

Что собой представлял тот двор?

Первое, что видел путник – это «ворота». Их описания нет, но можно представить в виде замковых – крепко дубовых. Далее шли жилые помещения.

Основным элементом была главная изба - «белая», с печной трубой, чтобы не топить по-черному. Издобка (малая изба) тоже была выкрашена в белый цвет. Солнечный свет проникал сквозь «стеклянные окна».

Белый вид воспроизводит образ «сельца Белого», что фиксировали грозновские обследователи во второй половине XVI столетия на лепельском побережье. Как видно из инвентаря, в 1641-м году там уже "Село Лепле", при  нынешнем большом полуострове. Носевич абсолютно уверен, что полуостров стал принадлежностью "Старого места Лепле", которое описывается вслед за "белыми" избами. "Местечко было на полуострове, а село - там, где сейчас деревня Старый Лепель, - сообщает он, - предполагая расположение "дворов". Главный двор - для гостей, был в начале полуострова, до церкви. А за церковью шла жилая улица..."

К сожалению, установить точное местоположение «виленского приезда» так же невозможно, как и привязать первоначальную плебанию. Край листа, с которого начинается инвентарь, поврежден, да и вся книга-опись сохранилась недостаточно. Похоже, она в какое-то время реставрировалась, и потому пострадала от внешнего воздействия.

Лишь некоторые фразы могут косвенно свидетельствовать. Например, сохранилась такая запись: «возвращаясь назад от церкви святого Миколы на другую сторону».

Историки склонны полагать, что церковь стояла в той стороне побережья, где фиксировалось Белое. Тогда и «Дом приезда» можно привязать к полуострову, ибо фраза «возвращаясь назад» предшествует описанию Нового Лепеля.

Не факт. Храм Николы Чудотворца логичнее видеть поблизости нынешнего Святого озера, а «гостевой дом» мог располагаться где-то рядом, например, в Старом Изабелино. «Дом большой, в котором по приезде сами их милости живут», - пояснял предназначение белой избы составитель описи. Под «их милостью» мог пониматься церковный владыка самого высокого ранга, но в первую очередь видится настоятельница главного храма в Вильно.

Читая внимательно опись, обращаешь внимание на факты, не позволяяющие однозначно утверждать, что "въезд" в Новый Лепель начинался с полоцкой стороны - оттуда, где расположен архипелаг-полуостров. Почему?

Да, современный Старый Лепель – это деревня при одноименном полуострове. Ее можно идентифицировать как «Село Лепле, волок 40», указанное также в описи, на странице 350. Перечислены тамошние домовладельцы – их около 70. По их профессиональной деятельности трудно судить о местечке, но общий размер поволочных (земельных) "нарезок" соответствует именно площади прибрежного полуострова.

Но главные аргументы другие. На полуострове не могло быть моста, который упоминается несколько раз при описании инфраструктуры "Старого места Лепле". Мост, называемый сегодня Мельничным, соединял в 1641-м году центральный лепельский остров с южной стороной побережья. Из описания видно, что трое жителей острова держали в районе моста свои «морги», то есть земельные участки, при этом у одного из них – Васько Ходковича был морг «к мосту великому идучи». Откуда же он мог быть на полуострове?

Вячеслав Носевич говорит:

- Видимо, он не был полуостровом в полном смысле этого слова. Горловина в виде перешейка очень низкая. Возможно, в половодье он затапливался, и получался полноценный остров. Чтобы не прерывалось сообщение, и построили великий мост поверх преграды...

Можно согласиться. Но сомнения не исчезают. Вряд ли тот мост могли называть "великим", учитывая его временное предназначение.

Характеристики некоторых "староместных" участков прямо указывают на островную принадлежность: например, «над лукой», «над озером», «в рогу»…

Ориентирами могут служить упоминаемые топографические названия. Приводятся в инвентаре Поплавки, к которым привязывались пляцы и морги. Не раз упоминается один и тот же топоним в разном правописании: то Дабовня, то Дубово, то Добово, то Дуброво. Последний термин прямо-таки отсылает нас в район озера Луконец, где существовало поселение с похожим названием. Однако вряд ли островные поселяне могли так далеко иметь свои наделы. А вот Поплавки могли относиться к восточному побережью озера - напротив старолепельского полуострова. Там указано что-то похожее, где могли быть заливные луга.

- Из инвентаря видно, что многие мещане имели сенокосные морги за озером, - уточняет Носевич. - А это могло быть в Поплавках. Сено оттуда возили на лодках, или зимой по льду.

Не исключено. Я был свидетелем в детстве, когда деревенский дед привозил копны сена издалека на "дубице" - на суденышке, выдолбленном из ствола дерева.

Но точно таким же образом мог доставляяться корм рогатому скоту на центральный остров, по озеру Проша, омывавшему юго-западный берег, а Поплавки могли лежать в обширных Лугах за Гатью - речкой, вытекавшей из Луконца и впадавшей в Эссу вблизи "Старого място Лепле".

Разнородность наличной собственности мало о чем говорит - она могла быть как у одних, так и у других. Но привести можно. Люди торговали, и Мирко Акицанов(?), пекарь, имел «две крамы», и ему же принадлежала «в рынку пуня».

А всего в том "Старом месте" было в то время, судя по всему, два магазина – «в рынку крамов два» («крама» в переводе с белорусского «лавка», «магазин»).

Повинности подданных, проживавших в «Старом месте», не были суровыми. Как отмечено в описи: «на гвалт к мельнице (еще один аргумент в пользу островного сооружения, - авт.) ходить, гной (навоз, - авт.) возить столько раз, как в этом потребность…» (далее нет текста). А еще с «каждой волоки уряднику полчетверти жита, четверть овса» отдать, да «с бродня каждого рыбы доброй должны…» Последняя фраза снова заостряет внимание на островном предприятии. Оказывается, Млыновый переулок, отмеченный в предущей главе, в советское время вел к рыбзаводу, а руководил им ветеран войны, партизан Жигарь, в честь которого назван островной проезд. Такой информацией поделился со мною краевед Владимир Шушкевич, зревший воочию лепельские окрестности, так как обошел их «на своих двоих» - пешком.

Что-то еще, особенное, должны были исполнять жители местечка, судя по слову «особливо», однако текст, к сожалению, обрывается...

И еще, самое важное. Великий мост мог свидетельствовать о "великом" предназначении - что он служил проездом для великих гостей. А "Дом приездов", в котором "их милости живут"? Такими словами наделяли самых высоких почитателей - тронных служителей. Королей и королев, великих князей...

И тогда "белый" гостевой дом видится на важнейшем, центральном, острове - где соединялись две реки, передавая эстафету друг дружке.
 
(Продолжение следует).

На снимке Владимира Шушкевича: вид с озера на церковь христиан веры евангельской в Лепеле.


21.11/20


Рецензии