Философия трещин

Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то,
что делает человек с тем, что с ним происходит.
О. Хаксли

  Я познакомилась с нынешним руководителем туристического агентства Тамуной Доквадзе лет 17 назад, до этого она несколько лет проживала жила в Японии. То, как она после этой страны понимает суть вещей и события, – это далеко не обычное классическое восприятие. Она наделена особой чуткостью, даром сострадания к ближнему, способностью и желанием сопереживать, какими обладают далеко не все люди. Понимать близких без лишних слов и объяснений стало не только ее нормой поведения, но и, можно сказать, миссией, которая, исходя из ее видения, и делает ее туристический продукт отличным. Благодаря этому удивительному человеку и я стала интересоваться Японией, этой островной страной со своей в корне отличающейся ментальностью, в которой все воспринимается по-другому, с особым отношением и почтением. А именно, концептуальное восприятие предметов и среды придает этой нации в моих глазах особое превосходство.
  В современном мире весьма популярна нанокерамика, которая широко используется в полировке автомобилей. Нанокерамика на молекулярном уровне мимикрирует под лакокрасочную поверхность машины, глубоко проникая в ее трещины, таким образом идеально скрывая изъяны. А вот в стране восходящего солнца, в параллельном измерении,кроется еще много интересного и неизведанного, там другое отношение к изъянам, которое возведено в ранг высокого искусства. В Японии первые образцы мезолитической керамики берут свое начало из культуры дзёмон. Человек творит из глины с древних времен – взять, к примеру, вестоницкую Венеру,  «колосс на глиняных ногах» или Голема – легендарного еврейского глиняного великана. И в Грузии был обнаружен винный сосуд с остатками виноградных косточек, которому 8000 лет. Интерес к глине как к гончарному, керамическому и строительному материалу не утихает и в наши дни.
  Но вот что меня поразило – так это особое отношение японцев к керамическим изделиям, название которому – кинцуги. С точки зрения искусства реставрации керамики, кинцуги, щербинки и трещины изделия неотделимы от него, это важная часть уникальной истории чашки или блюдца. Трещины керамики тщательно заполняются лаком, полученным из лакового дерева – «уруси», смешанным с серебром, золотом или платиной, таким образом сохраняя жизнь керамике. Благодаря «искусству золотого шва» керамическая вещь наделяется характером, она таким образом продолжает свое путешествие во времени. Изделие передается из поколения в поколение. Так, вещь, которая обрастает историей, становится антиквариатом и неким подобием капсулы времени с месседжем из прошлого в будущее. Для человека, в доме которого находится такая вещь, унаследованная от предков, – это связь с ними. Эстетика изделия не будет длиться вечно, молодое поколение через такую связь с прошлым понимает скоротечность жизни и учится ценить прошлое и настоящее, формировать взгляд на будущее. Трещинки красочного слоя (или кракелюры) придают старинную фактуру изделию.
  Научившись понимать важность истории, дизайнеры часто прибегают и к методу состаривания, например, с помощью специальных лаков делают видимость сетки трещин на картине или изделии. Все методы, в том числе и патинирование – нанесение зеленоватой пленки или налета на сплавы, монеты, ходы короедов-типографов на деревянной поверхности - полов, мебели придают современным изделиям фактурность, что, конечно, частично передает неповторимый дух старины.
  Ну а кинцуги для меня это не только искусство и отношение к нему, но и одновременно целая философия. А философия трещин и изъянов применима и в самой обыденной жизни. Как-то в старой записной книжке мне встретилась такая фраза: «человеческий опыт питается памятью о содеянных ошибках». Я не знаю, кто это сказал, но мне очень понравилось. В ходе жизненного цикла нам постоянно встречаются неудачи и препятствия, на которые в частных разговорах мы часто сетуем. Но, как правило, именно это формирует нас и закаляет. Извлекается опыт, который неоценим, остается уникальная история, формирующая наше отношение к событиям прошлого, настоящего и будущего.
  И философия жизненных трещин и провалов дает нам возможность посмотреть на проблему  под другим углом, оценив риски, стать более предусмотрительными и осторожными. В дополнение помогают и главные ориентиры - три кита жизни - "вера, надежда и любовь". А исходя из этой философии, мы ищем выход, учимся формировать для нас конкретные контуры будущего, так происходит наш личностный рост. Но, пожалуй, самое важное в философии трещин и провалов не достижение цели, а то, какими путями ты к этому шел, с кем на том жизненном отрезке пересекался, что постиг и чему научился в ходе всего пройденного пути.
 8.11.2020 г.

А напоследок, скопируйте и вставьте линк:
https://www.youtube.com/watch?v=i-PK1UdfPZ0
И.С.Бах - Прелюдия No2. Исполняет: Андро Дгебуадзе.


Рецензии
Калбатоно Тами! Здравствуйте.С удовольствием прочел ваше произведение.И я так думаю,что Япония и Китай,стоят обособленно от остальных цивилизаций.Другая культура.другая писменность да и отношения у них другие ко всему.Честно говоря,давно хотел вам написать.Я живу в Тбилиси,но со мной много чего произошло,из -за чего ром итквиан-тави ар мконда.Рад знакомству с вами.Да принесёт оно нам благо!С уважением Темур Асурели .

Забыл написать,в восторге от вашей речи и подачи материала

Темур Асурели   18.06.2022 08:55     Заявить о нарушении
Добрый день, батоно Темур! Большое спасибо, рада, что вам понравилось. Я тоже живу в городе контрастов - Тбилиси. Буду рада ознакомиться с вашим литературным творчеством.

Тами Двалишвили   19.06.2022 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.