Экзистенциальное поражение

   Мой друг несколько месяцев ходил "без лица". Все знают, что такое горящие глаза или дрожь в голосе, это различить просто. А на его от природы эмоциональном лице было видно только зеркало зрачков. По иронии судьбы глаза у него карие, а оттого они казались ещё более пустыми в те времена. Он стал заметно медлительнее, при мне не поел ни разу нормально, всё чай или кофе с сухарями. Зная его набожность, я думал, что это пост. Но не может же человек так долго постится. Заглянул в старый церковный календарь матери - никаких великих постов не было. Передвигался тяжело, медленно, нехотя, как мне показалось. Да и не выходил никуда, кроме как за продуктами. Учится стал дистанционно, поэтому в универе его не видели.
   И вот я собрался и, когда он поставил чашку чёрного чая с апельсином передо мной, я вдруг спросил:

-Миш, что с тобой?

Миша перевёл взгляд с чаинок в своём стакане(чай он пил из гранёного стакана, в каких продают водку) и спросил в ответ:

-А что не так?

-Ну...ты каким-то "пассивным" стал. На учёбе не появляешься, да и лицом не светишь.

   Миша знал, о чём я. Знал, но не хотел говорить. Он отвернулся к окну, и мне показалось, что он борется с самим собой. Он будто раздумывал: говорить с ним на эту тему или нет? В конце концов победи первый вариант, поэтому мой друг, не оборачиваясь, ответил:

-Экзистенциальное поражение.

-Чего?

Тут он развернулся и, облокотившись спиной на оконную раму, начал свой монолог:

-У каждого человека есть два советчика, два вечных спутника. В мультиках это чёрт и ангел, сидящие на плечах. В реальной же жизни твой разум и сердце. Подобно чёрту и ангелу, они вечно друг другу противоречат. Принимая решения, ты киваешь в чью-то сторону...

   Я привык к его сравнениям и философии, так что слушал спокойно и даже где-то поддерживал.

-Счастье человека в том, чтобы держать баланс в своих решениях, кивая как маятник: то влево, то вправо. А тех, кто отвернулся от одного из них, ждёт поражение. Это ведь всё игра.

-Что игра?

-Выбор наш, человечий. Выбирая тот или иной вариант, мы открываем новый сюжетный поворот. Представь, что это вечный поворот. А теперь скажи мне, что будет, если 4 раза подряд пойти влево?

-Круг, выходит.

-Верно. Круг, он же цикл, он же петля. Чувствуешь аналогию? Прислушиваясь только к одному советчику, ты сам себя в петлю заводишь. На этом я и попался.

-И что?

-И вот он, мой культ разума. Я полагался только на рассудок, на критическое мышление. Я ничего не чувствую, так что сам думай, хорошо оно или нет.

   На меня смотрели пустые карие глаза, небритое лицо с растрёпанными волосами. Свитер на нём выглядел заношено, хотя я ни разу его не видел. Образ съедал всё, оставляя одно лишь ощущение: человек потерянный.
   Мы допили чай, я забрал книги, которые хотел взять для учёбы, оделся и поехал домой. До сих пор не могу выкинуть из головы этот взгляд, и те два слова захватили обоих моих советчиков. На подкорке мозга и в самом центре сердца почерком, каким пишут приговоры и расстрельные списки, было выбито: экзистенциальное поражение.


Рецензии