Тол

         Это было в году 1943 – 1944. Немцев уже разбили под Сталинградом, на его руинах в первую очередь восстановили завод «Красный Октябрь», выпускавший вооружение для фронта. Моего папу назначили главным инженером карьера, где добывали минеральное сырьё для мартеновских печей завода. Оно залегало глубоко под землёй. Добывали его открытым способом, периодически подрывая стены карьера.

 
       Однажды жителей посёлка от карьера предупредили, что будет мощный подрыв, и чтоб они для сохранения стекол открыли окна, а сами на это время не выходили из домов. Мы с моим другом Петей решили посмотреть, как это произойдёт. Для этого побежали на возвышенность с противоположной от карьера стороны посёлка. Расстояние от нас до карьера, наверное, километра 2-3. Сидим, ждём, а взрыва всё нет и нет. Наконец, смотрим - над карьером медленно поднимаются в небо груды земли, камней, дыма. И всё это в тишине. Как известно, скорость распространения звука  -  300 метров в секунду.  Потом через некоторое время, которое нам показалось большим, пришли раскаты взрыва, а камни и земля так же медленно опадали на землю.


     Мы подскочили, прыгали, бегали, кричали. Когда пошли домой, смотрим, лежит жёлтый кусок, похожий на кусок мыла. Я сразу сообразил – это неразорвавшийся кусок тола, его взрывом забросило сюда. Что делать? – Ну, конечно, взорвать. Но как? Наверное, надо поджечь. Сходили за спичками, собрали палок, веток и развели костёр. Бросили туда этот кусок, а сами отбежали и спрятались. Ждём, ждём, а взрыва нет и нет. Вышли, подошли, вытащили тол, он обгорел, почернел с одной стороны и всё.


    Тогда я подумал и говорю – не хватает давления для взрыва. Нашли солдатскую каску, их тогда ещё много валялось. Развели небольшой костёрчик, положили туда тол, сверху накрыли каской, отбежали и спрятались. Ждём, а взрыва опять нет. Думаем – наверное, воздух проходит под края каски, не плотно она прилегает.  Тогда для плотного прилегания я сажусь на каску, ждём, а взрыва так и не произошло. Теперь думаю  -  наверное, к счастью, коль я это пишу.


      Потом я спросил у своего папы  -  почему не взорвался тол, ведь он хорошо знаком с взрывным делом. Оказывается, чтоб тол взорвался, нужны определённые условия. Так неудачно, а скорее удачно закончились мои взрывные приключения.


Рецензии