Дядя Миша

 
               
      У меня было три дяди Миши. Одного я не видел, это брат моего папы, он погиб на войне. Второй  -  брат моей мамы. Он жил в Москве, в отпуск приезжал в Новочеркасск, мы с ним тогда в моём детском возрасте , как и потом во взрослом, общались. Но я хочу рассказать о 3-м, муже моей тёти Шуры,  Михаиле Митрофановиче, с которым мы вместе в доме бабушки Фани жили лет, пожалуй, 8  -  с моего школьного и по студенческий возраст.  Почему я хочу рассказать именно о нём?  Просто у меня о нём остались очень тёплые воспоминания, хоть он и не был моим кровным родственником. Был он инвалидом ВОВ, человеком добрым, спокойным, я не помню случая, когда бы он кричал на тётю Шуру. Хорошо ко мне относился. Ну и иногда случались смешные истории, связанные с ним. Теперь я их воспринимаю как милые шалости. В память о нём я и хочу о них рассказать.


     Когда они с тётей Шурой решили пожениться, бабушка Фаня, имевшая жёсткий характер, настояла, чтоб они и обвенчались. А он был членом КПСС, коммунисты тогда не признавали религию, и за это могли исключить из партии. Поэтому решили выбрать церковь небольшую и как бы в стороне, там и обвенчались.
     Дядя Миша преподавал в техникуме черчение и начертательную геометрию. И вот , когда он на следующий день пошёл на работу, оказалось, что весь техникум уже знает о его венчании.  Дело в том, что церковь посещали две студентки, и они всё видели. В общем, и смех, и грех.  Но для него всё обошлось. Кстати, у него был друг, кажется, тоже преподаватель и коммунист, отец которого встречал немцев с хлебом и солью, когда они занимали Новочеркасск. Видно, их семья пострадала от сталинских репрессий.


     Помню ещё один момент. Жизнь тогда после войны была трудной, денег не хватало. Поэтому экономили и на парикмахерской, хотя визит туда стоил копейки. Подстригала дядю Мишу тётя Шура сама. Однажды случилось так, что она подстригала его, а он спешил на работу. И что-то тётя Шура отстригла лишнее. Потом, придя из техникума, он рассказывал, как сказал в преподавательской – вот, чёртов парикмахер, испортил мне причёску. Посмеялись мы тогда.

 
     Дядя Миша достаточно неплохо играл на баяне. Он всегда стремился, чтобы всё у него было лучшее, и баян ручной работы ему делал известный мастер. Играл он, в основном, популярные песни, подбирая их. А тексты песен переписывал под копирку в нескольких экземплярах и раздавал их гостям, когда собирались на праздники. Я в те времена играл на пианино и тоже подбирал. Как-то мы попытались играть вместе какую-то мелодию песни, но в одном месте не звучало. Я только позже понял, что он в этом месте брал неправильный аккорд, видно, музыкальный слух был не идеальный.

 
      Помню один случай ну просто как бы детской обиды его на тётю Шуру. Приехали к нам в гости в свои отпуска  мои дяди – Вася и Миша, братья моей мамы. А  Митрофанович был ещё и страстным рыбаком, он брал меня на рыбалку, и мы ловили порой по 10-15 крупных сазанов весом по 3-8 килограмм каждый.  Когда тётя Шура подавала рыбу на стол, голову всегда клала в тарелку дяди Миши, он любил голову.  А вот когда сели за стол с её братьями, голову она положила дяде Васе.  И это стало, чуть ли не причиной для развода.  Дядя ушёл из дому. А эти дяди потом пошли его искать, где-то нашли, уговорили, хорошо подвыпили с ним и вернули его домой.


      А сазанов мы с ним ловили не только удочками-донками, но, главное, на тупой крючок  -  привязывали к пучку камышей кусок макухи  на толстую леску метра 2-3, и рядом болтался этот крючок. Сазан обсасывал макуху, а крючок пропускал за жабры. Таких удочек ставили до 40 штук. Пользовались лодкой лёгкой, её дядя Миша мог сам погрузить на верхний багажник машины, а мотор  - во внутренний багажник.  Ставили ещё и несколько раколовок, привозили домой и раков.


        Помню ещё один смешной случай. Пришёл как-то к нему его сослуживец, молодой интеллигентный мужчина, очень деликатный, стеснительный. Говорит – не найдётся ли у Вас запасной рессоры для «Москвича», а у дяди как раз был тогда «Москвич».  Дядя говорит  -  нет, если бы была, то дал бы, так убедительно говорит, взял того за руку, тянет  -  пойдемте в сарай, посмотрите, что нет рессоры. Очень его тянул, но тот отказался. Это было при мне, и я  ещё подумал, чего он его так убеждает и тянет. А как только тот мужчина ушёл, дядя говорит -  вот чёрт, пойду спрячу рессору, а то она на видном месте висит. Я чуть со стула не упал, думаю – ну и дядя, так классно врать!  Он иногда рассказывал разные фронтовые истории, где выглядел героем. Тогда я и подумал, наверное, сочинитель он хороший, мог бы писателем быть.  Но всё равно, все эти забавные мелочи не повлияли на моё уважение к нему.

 
      Ну, и ещё один случай, я, кажется, был уже студентом.  Собираются и тётя, и дядя на работу, спешат. Тётя Шура что-то завтракает , ест на ходу, дядя Миша за столом.  Вдруг у тёти Шуры в горле застревает кусок пищи, она давится, дышать не может. Дядя Миша подскочил, пытается ей помочь, суетится, сразу не получается. Я в соседней комнате, но дверь открыта , и я всё вижу, тоже поднимаюсь. Но тётя Шура, наконец, проглотила тот кусок, вздохнула, у меня тоже напряжение спало. Но тут вдруг дядя Миша падает в обморок и опускается на пол. Тётя Шура рядом, теперь она начинает приводить его в чувство. Он тоже приходит в себя. Эти события - одно за другим – заняли, наверное, минуты 3-4, не более. Такая себе нервная встряска, и для меня тоже. Потом мы частенько вспоминали и смеялись.


     . Случались с дядей Мишей  и другие истории. Как-то поехал в Ростов на машине, тогда ещё на маленьком «Москвиче» первого выпуска, это подарок инвалиду ВОВ.  Пошёл по делам, вернулся, а машину украли. Просидел в милиции несколько часов, но машина нашлась  -  где-то стояла с разогретым мотором. Видно, воры сделали своё дело и бросили её.
      А вообще, был он хорошим мужиком, любил что-то рассказывать, друзья его уважали. Думаю, писательская деятельность для него была бы интереснее, чем скучное преподавание черчения.


Рецензии
Выразительные эпизодики. Вызывают симпатию к дяде Мише.

Галина Матросова   06.04.2021 18:21     Заявить о нарушении