Церковь без старца

Наверное, редкий священнослужитель может заслужить много хороших слов в свою честь не за простые молитвы о страждущих, но за путь сильного человека, с сильным сердцем и в тяжелое время.

С самого утра из Белграда приходили противоречивые новости информагентств о состоянии здоровья предстоятеля Сербской православной церкви Патриарха Иринея. В какой-то момент в инфополе чуть ли не со злобой пришлось вмешаться представителям сербской президентской администрации Александра Вучича с требованием не спекулировать новостями о здравии главы автокефальной церкви.

Увы, ничего от этого не изменилось. Один из самых уважаемых в Русской православной церкви, всегда отстаивающий близкие связи со славянским патриархатом патриарх Ириней Сербский скончался. Причина – коронавирус. Место смерти – госпиталь «Карабурма» в Белграде. Предстоятелю было 90 лет, из которых последнее десятилетие он возглавлял Сербский патриархат.

Не будет преувеличением сказать, что популярность патриарха среди русских право-консервативных и национальных кругов была большая, если не великая. «Царьград» назвала ушедшего архиерея «Другом России и Русской Церкви». Патриарх Кирилл (Гундяев) в своем мемориальном послании местоблюстителю Сербского престола митрополиту Дабро-Боснийскому Хризостому (Евичу) назвал покойного «мудрым Патриархом… исполненным искренней христианской любовью к людям», с которыми он общался «не щадя себя».

Вообще церкви уже выразили свои соболезнования Сербии. Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II призвал архиерев «выбрать достойного преемника» ушедшего патриарха. Болгарский патриарх Неофит назвал жизненный путь Иринея «наполненный молитвенным гимном Всевышнему за вверенную ему паству». Патриарх-католикос Грузии Илия II сказал, что покойным всегда  отличался «ревностью веры», а митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав написал, что жизнь покойного «была выражением его горячей любви к Богу», а защита интересов Церкви, верующих, культурного и канонического пространства патриархата «было содержанием его горячих молитв и активного служения. Мудрость и авторитет Святейшего Патриарха Иринея стали еще одной из жемчужин, украшавшей древний Печский престол сербских первоиерархов».

Президент Сербии, которому и выпала печальная обязанность сообщить о смерти предстоятеля написал в своем Instagram, что для него было честью знать патриарха. «Такие, как вы, никогда не уходят», - написал президент в прощальном посте.

В ожидании грядущей церемонии погребения находится без исключения все население Сербии и других стран, где молитвенники уже искреннее возносят молитвы о почившем.

Ощущение, что в этом году Сербская церковь буквально опустела. И увы, церкви придется выдержать очередной вызов. Ведь буквально недавно она потеряла другого своего сильного архиерея митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), который последние годы не раз отбивал нападки черногорских политиков и националистов, желавших национализировать собственность Сербской Церкви в Черногории и в будущем возможно даже передать ее собственной Черногорской Церкви. Будет ли это так, покажет время. Но Сербская Церковь получила второй сильный удар за последний месяц.

Мало кто сомневается в том, что новый патриарх продолжит поддерживать Московский патриархат, особенно в его вопросе о признании автокефалии Православной Церкви Украины. В свое время Патриарх Ириней жестко отстаивал позицию непризнания подобного акта со стороны Вселенского патриархата.

Вселенский патриарх Варфоломей, уже почти три десятилетия находящийся на Константинопольской кафедре, уже не раз дискредитировал себя среди предстоятелей других православных церквей. «Первый среди равных», к сожалению, ведет себя, как старших среди младших. Вспоминаются слова Марии Кичи из ее книги о Стамбуле, что в самом титуле патриарха «содержится жестокая насмешка – он подобен призраку, ибо содержит гордое название поверженного города». И тем не менее Вселенский патриарх, вероятно, уже отправил свои соболезнования собрату по вере, хотя какое оно по содержанию сказать трудно.

Также трудно говорить о том, какую карту будут разыгрывать другие церкви, а особенно Вселенская, в отношении Сербии. Это сейчас вопрос вполне серьезный. Опустевшие кафедры в Черногории и Сербии открывают перспективу того, что в будущем на эти кафедры придут новые митрополиты и церковники, которые будут иначе относится к Русской Церкви, нежели их предшественники. Это вполне реальная перспектива.

Вряд ли именно это обсуждали совершивший паневропейский вояж госсекретарь США Майка Помпео и патриарх Варфоломей, но обсуждение ими институциональных вопросов восточных патриархатов скорее всего занимало не последнее место.

Несмотря на это, горе сербов велико. Не менее велико горе и Русской Церкви. Она потеряла сподвижника, молитвенника и, без преувеличения, союзника.

Хочется думать, что и новый патриарх будет достойным продолжателем дела патриарха Иринея, ведь борьба за богатства опустевшего престола только началась. 


Рецензии