обыск... Обыск...

30-ое Сентября 1982 год...
 Первый обыск у меня дома. Дома Жена, Аля Невинная, тоже научный сотрудник нашего Института. Наш младший сынуля   восьмилетний школьник соседней школы имени Курчатова Миша Фёдоров.  Сначала все кгбэшники, их было девять. вошли   сразу в мою комнату...Среди них один вроде как профессиональный понятой... По поведению и их взаимоотношениям было сразу ясно, что он один из них. Первые секунды было очень страшно. Перехватило дыхание. Я стоял при входе в свою лабораторию, библиотеку и мастерскую.... Столько труда, сил и времени было во всё это вложено. Потом вскоре возникла мысль, что свободы у меня нет. Это уже всё не моё.  Я полностью в руках этих огромных спортивного вида страшных людей. Они могут сделать всё, что им надо. Скажем, легко подбросить, что тогда у них было модно, в какую-нибудь мою книгу сто долларов и мне хана... Я уже сам себе не принадлежал... Начали шмон. Комната у меня забита и переполнена всякой научной литературой, приборами, инструментами и техникой.... Они все обалдели... это же всё надо просмотреть, проверить и прощупать. умаю, возненавидели меня. Что это он себе всё это позволяет....  Маленький такой, как бы не раздавить, а всё может во всём этом разбирается. Лица были, ни с кем не перепутаешь... Старший, как представился, был вроде как  полковником... Среди них было двое, которые отличались от большинства своими лицами. Они занимались моими научными книжками. Когда я смотрел на них они смущённо опускали глаза... Им было , как я тогда понял, просто как-то глубинно стыдно. Их, вероятно,  включили в эту группу  как людей понимающих в науке и технике...  Все всё искали - искали и ничего такого для них главного не находили.
- А где ваша фильмотека?
Фильмотека у меня была не на виду.... Она была припрятана от посторонних глаз.  Раньше, видя её, все мои гости неизменно каждый раз выпрашивали что-нибудь посмотреть. О ней знали только близкие и приближённые.  Когда я фильмотеку чекистам  показал, им похоже стало плохо и хорошо. Они все озарились своим вроде бы непрофессиональным светом вожделения. Взяли свои  огромные чёрные полиэтиленовые пакеты и начали туда складывать не только, как ранее,   мои бумаги, копирки и мелочи, но и кассету за кассетой... Никакого списка не вели. Можно было подсунуть туда любую кассету и намотать под неё мне любой срок. Сто долларов тоже на радостях не подбросили. Вот ещё, у меня было много записных книжек. Была и одна , такая красивая чёрная толстая.... Там были все адреса, телефоны и прочее всей нашей элиты и её руководства. Так вот, когда всех переполняла  радость обретения такого количества фильмов, я подошёл к огромной стопке моих тетрадей и записных книжек, приготовленных к изъятию, и произнёс ,
-Извините пожалуйста....
 Придерживая рукой всю собранную стопку,  резко вытащил заветную тетрадь. Быстро незаметно сунул и спрятал её между книгами, которые уже прошмоняли и... всё. Полегчало   Они на это даже не обратили внимание, хотя один из них был совсем рядом...  Меня постепенно начинало как-то отпускать.
Комнату с её многообразием и огромным количеством книг , большинство из которых на английском языке  прошмоняли всю... Душа очень болела, я очень переживал. Как бы что не подбросили... Пришли ко мне, значит, я им понадобился...  Мысленно как бы со всем уже попрощался. Жену и Сына почему-то не трогали и ни о чём не спрашивали. Как-то странным мне это всё показалось. Судя по всему здоровья мне, Супруге и Сыну  тогда это стоило много.  Но главное, мне самому нужно было как-то выжить... Признаюсь, сил не хватало... Я понимал, что возможно их очень интересует моя связь с диссидентскими ребятами из Обнинска. Но что-то пронесло. Да и у меня ничего, никакой информации особой   не было о них ... Я только знал , что в Обнинске сейчас тоже идут аресты и обыски... Там была одна диссидентствующая очень умная, образованная и очень набожная барышня, Олеся Запальская, одна из как бы подружек сейчас хорошо известного православного активиста Виктора Аксючица, которой я симпатизировал и часто бывал у неё в гостях.... Да,  потом в городе атомщиков Обнинске было много друзей и знакомых мифи-стов... Прошло двенадцать часов после начала обыска и кгбэшники  уехали. Об Обнинске так и ничего не спросили..А там, я знал,  были весело.... Предупредили,  что я нахожусь под домашним арестом и что они меня вызовут к себе для допроса и следствия.  Чуяло моё сердце, что они подозревали меня, что я работаю что-то вроде создания интернета, ибо  слишком много у меня дома было проводов , приборов и всякой сложной техники...На работу я перестал ходить. Там все уже всё знали, все были предупреждены и как бы уже со мной попрощались...  Мой научный шеф- руководитель  Георгий Георгиевич Дорошенко очень расстроился... Через некоторое время Он не выдержал и уволился из нашего Института... и перешёл в другой ящик...
           Через месяц меня уволили... Никуда на работу по специальности учёного-физика  меня после всего этого  не взяли. Насколько мне было известно, никакого уголовного дела заведено не было...
Обыск тех времён - большое испытание. Надо было мне и его  пережить... В последний день допросов, когда кгбэшники начали меня стыдить не понятно за что , я обнаглел и сказал им , что половина их должна искать врагов, а другая половина должна искать, прости Господи,  талантливых и образованных людей , как я, и охранять их от дураков и идиотов. Следователь , он был чеченцем из Грозного, надулся и сказал, что время ещё не пришло... Мол, много врагов ... А там видно будет...
За день до обыска ко мне напросился в гости один мой коллега с работы. Фамилию и имя уже точно не помню... Помню только, что он сильно увлекался камнями, резал их алмазным кругом и всем дарил эти распилы. Мне и супруге тоже подарил. Так вот, посещение его было каким-то очень странным. Потом, на следующий день,  всё стало ясно.  Он как бы производил у меня свой зрительный предварительный обыск... Всё очень рассматривал, интересовался и спрашивал... Скажем,  просто,  прислуживал Конторе Глубокого Бурения... Бог ему судья...
Много я пережил тогда, очень много...
Вспоминаю сейчас очень забавный случай. Где-то посередине обыска, среди всего, конторские ребята обнаружили небольшую прозрачную баночку, внутри которой находились пластмассовые палочки с красиво намотанными ватками на их концах. Мне эту баночку привезли любимые мои музыканты  Виртуозы Москвы , чтобы я этими палочками, смоченными,  в спирте, протирал магнитные головки, контакты  и другие мелкие и важные детальки.
И вот, люди шмона обнаружили у меня эту баночку. Полковник весь засиял. Попросил включить рацию и сообщил начальнику , я как раз стоя внизу, всё слышал. Мол, не зря пришли и всё  действительно так....
Взяли сфоткали баночку. Полковник накричал, чтобы никто её руками не трогал ... Достал из портфеля несколько полиэтиленовых пакетиков и осторожно двумя пальчиками в полиэтиленовой плёнке положил в новый пакетик и затем к себе в портфель... Это было смешно и серьёзно... Потом один знакомый КГБэшник мне открыл глаза этой профессиональной радости. Оказывается , такие палочки используют враги для тайнописи...  Век живи, век учись...Вот так и учишься...
В остальной части квартиры шмона практически не было, хотя там было очень "много книг" и  не только наших с Алей научных. .Было при желании за что прицепиться. Были, например,   много религиозных Алиных книжек Александра Меня. Был и Владимир Набоков... Было о чём поговорить. Но Алю не трогали... Она продолжала работать в нашем Институте  и успешно защитила кандидатскую диссертацию.
Вскоре  кгбэшники произвели обыск у моего ближайшего друга и преподавателя философии в МФТИ  Валерия Лебедева. Ничего  особо-особенного у него не нашли, но с работы выперли  и лишили возможности заниматься профессией , т.е. философией.  Валера эмигрировал в Америку... и там стал издавать свой известный русскоязычный альманах Лебедь,  а я остался в Москве...


Рецензии