Танька Фраерман и ее прародины...
Льгов - родина любимого писателя и нелюбимой (предавшей собственную кровь, скажем четче), одной вынужденной родственницы. Больно об этом в свете всего. Но...
И "о святом и грешном..." Я умела всю жизнь отделять мух от котлет. Потому на ее проводах две ее коллеги (тоже из оперы святого и чистого - Детства) мне : "Тань, нас так похороните?"(имея в виду еще одну ею обиженную - тоже, как я, - "породненную", правда, у нас совсем разные истории, я - не за себя - много чести, за то самое святое.).
И снова параллель... Конечно, не пересекались, бо разных поколений - родители любимого писателя и отец той "родственницы" в городке Льгове, но профессия (гуманная) - одна. Потомственная для нее.
А Гайдар... Не станем про пятнадцатилетнего подростка и его "Школу" (тоже параллель - кстати, для посвященных), как и последствия того для его психики - он был искренен по крайней мере, в отличие от большинства тех, кто пытается его судить.
Но такие книги пишут только хорошие люди. Настоящие. Добрые. И главное для меня - в мужчине - отношение к детям, своим и тем, за кого он брал ответственность - детям своих жен. В этом смысле, Аркадий Петрович был безупречен. Предвосхищая (плавали - на каждом шагу ): Тимур - его единственный кровный сын. О Егоре Гайдаре и пр. - в связи - не надо. Прошу!
А ДК Льговский... С курскими "классиками" тогда на праздник ездили.
А вообще о ДК... Была в моей судьбе и такая страница - несколько месяцев професссинальной культурной работы - распределение в "Домик", как знакомые курские культработники зовут Дом народного творчества.
Между "кульком" (диплом накануне Нового года), не считая "Последних каникул" в январе (помните, кстати, фильм тех времен?), и институтом. Больше не выдержали мы с Лидией Ивановной друг друга, как и остальные наши - хореографичка и дирижерша, она лично выбирала нас всех на госах, но... "Сейчас не об этом!"
Даму эту с ее "дамским-курским" кое-кто помнит еще. Только я всегда ухожу первая, в любых отношениях, заходящих в тупик. Толку-то, правда, что!..
Впрочем ... вру. Бывают (и на старуху проруха) в иных судьбах чрезмерно тупиковые тупики... И тогда - хоть "пишите рапОрты", хоть сто "заявлений об увольнении", хоть жалобы в ДОСААФ (Пырьев так говорил, про то, что жаловаться на него можно только в ДОСААФ).
А той юной зимой "решающего года" с Л.И. в "Домике" на Ленина (малой кровью обошлось...)мы сформулировали вместе приказ "в связи с поступлением в вуз"- задолго до вступителеьных, и пару месяцев в виде бонуса еще приписала мне та "культурница" в стаж - играли мои шефы по моим правилам всегда - по разным причинам (правда, с издержками в виде разной степени тяжести душевных трамв для меня самой).
Но... Фамилия у моих предков такая - Фраерман. Переводить не стоит?.. А тогда народные театры курировала.Успела навестить многих своих однокурсниц по местам их "ссылок". Первая командировка была во Льгов. И, конечно, музей Гайдара первым делом...И много другого тут же в параллели и меридианы - ко всему сказанному.
И в музее том его директор, краевед, энтузиаст, жизнь любимому писателю посвятивший, рассказал мне (мои юные распахнутые глаза его сподвигли, наверное) те подробности, которые и сейчас не все знают. А я НЕ ХОТЕЛА их знать! Ничего особенно страшного, и нравственный образ глазами взрослой бы тетеньки ничуть не умаляет. Но тогда... препочла забыть. И вообще "не прикасаться к идолам, чтобы позолота на руках не осталась" - я с тех пор еще яснее усвоила. К счастью, идолов по жизни практически не было. Но так хотелось святого и чистого в душе! Жаль, трезвость в сочетании с романтизмом не для наших реалий.
А Гайдар с моим двоюродным дедом Рувимом Фраерманом так хорошо дружили! (И снова о знаках судьбы!..) И его ему посвящение о многом мне сказало: кому-кому, а Гайдару я доверяю безоговорочно. "В небесах над всей Вселенной,
Вечной жалостью томим,
Зрит небритый, вдохновенный.
Всепрощающий Рувим".
Только "небритость" лишнее слово, а так... Я всех его потомков по прямой вычислила. Но больше их всех на этот портрет я похожа. Недаром смеляковское стихотворение про Любку Фейгельман упорно ассоциируется у одного курского классика со мной. "Здравствуй, моя Любка",
"До свиданья, Люба!"-
подпевал ночами
пасмурный сосед.
...Вспомним, погорюем,
сядем, моя Люба,
Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман!."
Он так его читает: "Сядем - посмеемся! Танька Фраерман!"
Свидетельство о публикации №220112101754