Некоммерческие проекты

ноябрь 2020


А вот взял, и вспомнил назло всем «Зулейху»!
А?
Фильм такой был давным-давно, аж год назад.
М-да…
И решил написать, побаловать себя, ковидовирус этот проклятущий забыть на часик, чтоб ни сна ни покоя тем, кто вывел его нам на страх, потомкам на удивление.

Так вот, если вы не против – я про «Зулейху», а, заодно уж и про «Матильду».

Конечно, травля – это нехорошо. Одни ругали ругательски «Зулейху» вкупе с Чулпан Хаматовой, другие говорили о недопустимости травли, что писательницы этой, что актрисы. И, наверняка, правы были последние, как я это сейчас понимаю. Травля – это плохо, это – недостойно.

Первые же кадры, которые я рискнул увидеть, дают понять, что фильм был сделан привычно плохо. Скудные актёрские возможности тех, кто там изображал кого-то, ухватки ПОДРУГИ КОМИССАРА, что из нынешней столичной тусовки креаклов взяты, – мне это всё сразу, помнится, стало не по душе. Из двух вариантов цветовой картинки российского кино – леденцово-прянишной и грязновато-чернильноой – выбрана последняя, как соответствующая. Я не стал дальше смотреть. Извините!
Но это – только мой вкус.
Не видел фильма, не знаю, что дальше. Возможно, Чулпан Хаматова действительно хорошая актриса. Не имею мнения. Возможно, что и роман (по которому снят сериал) не плох, хотя от читавших его слышал, что это довольно посредственная проза, рядовой дамский роман об обретённом женском счастье с комиссаром на великой стройке. Но сам я книжку не читал. И, разумеется, мнения о ней не имею.

Так же, как и по пресловутой «Матильде», канувшей в Лету мгновенно и невозвратимо, не имею мнения. Даже Поклонская не смогла скандалом своим всефедеральным обеспечить «Матильде» хоть какую-то жизнь. А я не смог ввиду этого составить себе мнение. Поскольку имею вредную привычку не кидаться на всё свеженькое и расхваленное, а подождать маленько. Вот и подождал. Фильма-то и – нет. И одно остаётся в голове  – наша ТВОРЧЕСКАЯ ЭЛИТА вряд ли способна на глубокие мысли и воплощение оных в художественном виде. Слишком уж она, ЭЛИТА, провинциальна и коммерчески развита.

Забыли мы все мгновенно и Зулейху, и Хаматову, и всех прочих поучаствовавших.
Но, может быть, и не за что осуждать Чулпан Хаматову, да и создателей фильма. Ведь главным, как мы видим по всей нашей кинопродукции, является коммерческий успех. Главным является – взять деньги из бюджета, и побольше. Что они все и сделали с разной степенью успеха.
Что собственно до искусства...
Так, может быть, до сей поры там, у них живо святое убеждение, что ИСКУССТВО для режиссёра-актёра-сценариста – это успешный РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК. Оттуда они, как мне кажется, однажды и вышли все, как из гоголевской «Шинели».

Советское кино погибло, а российское не народилось ещё, к сожалению, на мой непросвещённый взгляд. Слишком тонкая и слишком сложная материя – искусство. От государственного финансирования и желания заработать хоть какого-нибудь СЕРЕБРЯННОГО ЛЬВА не возникающая. Как в СВЯТЫЕ девяностые годы попёрли энергичные дилетанты во все виды деятельности, включая литературу, кино и театр, так и растёт-мужает с тех пор этот сорняк – коммерческие фантазии на бюджетные деньги.

Я – про другое. Я про то, что надоело уже до рвоты это копание в страстях гулаговских, узнанных уже не из вторых, а из двадцать третьих рук. Что давно уже назрела и перезрела надобность в осмыслении нашей истории, тяжелейшей нашей истории. Давно уже надо нам всем не ныть про страхи и ужасы царизма и сталинизма, а думать про историю России – ПОЧЕМУ ТАК? А пересказы журнальных воплей двадцатипятилетней давности бесплодны для искусства, как камень. Так мне кажется.

А, ведь, если начать разбираться в том, ПОЧЕМУ ТАК, то, думается мне, помаленьку и начнёт образовываться в наших душах ВАКЦИНА от бездумности и страстей, начнёт формироваться понимание надобностей и сдержек, связей и терпения.

Когда слегка сдвинувшийся интеллигент поднимает крик о ШЕСТИДЕСЯТИ МИЛЛИОНАХ РЕПРЕССИРОВАННЫХ, его надо пожалеть и успокоить. Чаю сладкого дать попить с лимоном, уложить на диван, укрыть пледом и тихонько, без нажима, рассказать о том, что всего-то населения было тогда сто пятьдесят миллионов. Сто пятьдесят миллионов – ДО, и двести миллионов – ПОСЛЕ.

А вот, когда невесть откуда взявшиеся ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ начинают рубить воздух кулаком, упоминая ГУЛАГ, Сталина, и чью-нибудь мать, после чего орать на всю деревню: ЭТОМУ НАРОДУ НЕ ВИДАТЬ БУДУЩЕГО, тут, на мой взгляд, надобно тишком отодвигаться, тишком, бочком… и начинать думать самим. А популяцию обличителей ЭТОГО НАРОДА как-то изолировать от себя (всё одно, ведь, – чужие они, деньги, подозреваю, они делают на этом, виды на жительство зарабатывают), просто изолировать, чтобы истерикой не заразиться.

А, ведь, эти тяжелейшие вопросы перед нашими умами маячат давно-предавно!
А МОГЛО ЛИ БЫТЬ ИНАЧЕ?
Вот над чем надо размышлять, по-моему!

А как, скажите, надо было собирать государство, после одной войны, после другой, уже мировой, войны, после двух революций и воспоследовавшей гражданской всероссийской поножовщины? Где, в каком источнике сияющем, надо было набрать идей объединения, схем развития, исполнителей, принципов доброты и всепрощения?
Сделайте фильм, напишите книгу об этом!
Некоммерческий проект, я понимаю!

Или не надо было его собирать, это государство? Отдать на разграбление опытным в мародёрстве иным странам?
Что-нибудь мелкое-ничтожное всё равно осталось бы?
Фильм сделайте! Книгу напишите! Подумайте над этим

Я, вот, уже не согласен. А вы, может, меня переубедите? Только всерьёз, только продумав и подготовившись глубоко и тщательно!
Проект, конечно, не коммерческий…

Когда безумный интеллигент начинает крик о ШЕСТИДЕСЯТИ МИЛЛИОНАХ, в самом начале этого крика подразумевается заведомо непроговариваемый посыл: Откуда-то из иных миров свалились ЭТИ звери большевики. Откуда-то, прям непонятно откуда, вывалилась в БЛАГОСТНУЮ Русь-матушку невозможное количество ВОЗОМНИВШИХ О СЕБЕ ХАМОВ.
И если всё-таки думать, а не орать страстно и убеждённо, то начинаешь сам себе говорить совершенно невозможные для интеллигентского сознания вещи.
Например, такую общеизвестную в нормальном общении вещь: царскую Россию свалили на самом деле не хамы-большевики, а интеллигенты-демократы, адвокаты-либералы, прекраснодушные присяжные, профессора, студенты, писатели. Свалили, когда уже виделась победа в войне. После чего ИНТЕЛЛИГЕНТНОЕ Временное правительство развалило всё, что оставалось от государства и фронта, после чего власть в России просто валялась под ногами.
Её и подобрал кто был.
Про этих бы, кто государство валил, фильм бы сделать! Книгу бы написать! Чтобы нынешним интеллигентам тревожно стало!
Так, ведь, абсолютно некоммерческий проект. Да вдобавок нонешняя поросль интеллигентская ногами затопчет, по миру пустит, дёгтем обмажет и в перьях вываляет!
Страшно?

После чего вспоминаешь, как ненавидели и боялись русского (да и любого другого российского) МУЖИКА российские ОБРАЗОВАННЫЕ люди. Как пророчествовали о пришествии на Русь ВЕЛИКОГО ХАМА. Мужика, то есть.
После чего думаешь о том, что МУЖИКИ должны были как-то примерно так же, хамски, относиться и к БАРАМ. Поскольку были людьми, кормившими всё остальное ОБРАЗОВАННОЕ население. Которое ну никак не мучилось совестью от того факта, что восемьдесят процентов населения живёт на медные деньги, обувается в лапти и мясо ест только зимой по праздникам, иногда. А не ездит после спектакля к рестораторам во имя культуры.

А потом вспоминаешь, что русский мужик-то при царе, при всём при том безобразии общественном, начинал уже вписываться в государственные дела, заседать по земствам, посылать на собранные миром деньги делегатов в Думу. Что русский мужик, начинал уже вырываться в купцы, в промышленники, в хищники рыночные. И от неубитой совести своей строить больницы, да храмы, да по дурости неизжитой на РЕВОЛЮЦИЮ деньги давать, да картины закупать в Париже. Да и своих художников скупать и государству потом дарить галереи целые.
И зачем надо было заливисто проклинать «прогнивший» царский режим, а не способствовать тому режиму ПОСТЕПЕННО обретать человеческий облик?

После чего начинаешь думать, а почему не выпустили на свободу мужика российского пораньше, чтобы к двадцатому веку уже нарос в России слой деловых людей больших и маленьких. Но только такой слой, который, как в Германии какой-нибудь, не дал бы революциям спустить общество в первобытное состояние всех против всех.

Вот такой вот вопрос встаёт передо мной последнее время:
А ПОЧЕМУ РАНЬШЕ НЕ ОСВОБОДИЛИ МУЖИКА?
Чтобы успел он в государство вписаться как гражданин, а не как тягловая сила.
Чтобы не попёр он в революцию, свободный от Бога и жалости. Бога из него долго выбивали образованные. А жалость он в войну потерял, в которую и ввязываться-то не стоило, по уму.
Почему?

Почему радетели за свободу – любезные декабристы, не крестьян СВОИХ освободили, не посмотрели, что из этого выйдет, не начали учиться товарному счёту да налоговым хитростям, а переворот задумали во имя конституции с диктатором? Да и провалили блестяще переворот. А ОСВОБОЖДЕНИЕ, которое худо-бедно зрело уже в канцеляриях царских, своим действом заморозили плотно на ближайшие пол-века?
Вот бы книгу написать! Вот бы фильм сделать, да не хуже «Звезды пленительного счастья»!

Ответьте – почему?

Вот и думаю я себе, что на «Зулейху» эту и прочие матильды и времени не стоит тратить. Гораздо более серьёзные вопросы стоят. До которых творческой нашей интеллигенции, к сожалению, ещё расти и расти, дай бог ей здоровья в той песочнице, в которой возится она до сей поры за бюджетные, разумеется, деньги.


Рецензии