Портрет вне зоны общественной нормальности

Спектакль «Розрвое платье с зелёным пояском»
Автор: Наталия Мошина (Уфа).
Звук: Людмила Калентьева.
Свет: Алексей Кудрявцев.
Режиссер, художник и исполнитель: Валерия Приходченко.
Драматический театр «Большая Медведица» Москва.
Спектакль призер в номинации "Лучший моноспектакль"Первого Межрегионального Фестиваля Театрального Искусства «Действующие Лица». 2020
Моноспектакль Валерии Приходченко «Розовое платье с зеленым пояском» предлагает нам возможность познания человеческой драмы, которое мы изучаем в её сценическом воплощении одноимённой пьесы Наталии Мошиной. В этом драматическом произведении Мошина обращается к образу одного из персонажей чеховских «Трёх сестер», к Наталии Ивановне Прозоровой. В сюжетном пространстве этой драмы её образ был воплощен в негативных тонах и практически невидим нашему взору за ярким драматическим ореолом её трёх золовок. Мошина предлагает нам взглянуть на события сюжетного пространства чеховской драмы через призму взгляда Наталии Ивановны и этот разворот вектора познания создаёт некую форму абстрагирования, при которой происходит эффект нивелирования влияния эмоционального фона событий и позволяет сосредоточить наше внимание на взаимоотношения людей живущих в особой исторической реальности.
В этом взгляде на творческое наследие великого драматурга не предпринимается попыток представления зрителю неизвестных подтекстов трагедии или иной трактовки сюжетного пространства чеховской драмы. В пьесе «Розовое платье с зелёным пояском» Мошина создаёт тонкую прорисовку образа Наталии Ивановны и фокусирует наше внимание на этом персонаже и её восприятии истории, запечатлённой в пьесе «Три Сестры». Валерия Приходченко в её сценическом воплощении пьесы Мошиной представляет нам эту историю в виде монолога откровений, который произноситься от первого лица, наедине собою. В спектакле силуэтные черты героини возникают из глубины полумрака сцены, в этих очертаниях мы видим женщину, чьи десятилетия жизни были вдали от вальяжного светского благоденствия. Она обыкновенный человек, чей жизненный путь пролегал через разные формы реалий человеческой жизни, и её путь познания этих реалий оказал сильное влияние на формирование её личности.
Наше знакомство с ней происходит в некий момент времени, в котором она находится между прошлым и будущим и в этой символической точке на временном отрезке её жизни, она доверительно делится с нами историями о прожитых десятилетиях своей жизни. Приходченко в этом сценическом воплощении образа Наталии Ивановны Прозоровой нивелирует негативный оттенок этого персонажа, её героиня обыкновенный человек, который по воле судьбы оказывается в этом обществе жизнь. Её малёнькие фрагменты прошлой жизни рисуют нам картину момента, когда она с широко открытыми на мир глазами и преисполненная надеждами и мечтами, входит в это новое для неё пространство. В эти дни её жизни она мечтает об обыкновенном человеческом счастье, о замужестве, радостях семейной жизни, детях и об уютном семейном гнёздышке, которое будет её домом и где она проживет долгую, счастливую жизнь.
Её первые шаги социализации в этом обществе создают нам картину столкновения двух миров - двух мировоззрений. В одном из них она со своими скромными мечтами и устремлениями, а в другом общество безразличия и цинизма, в котором каждый живёт в своей зоне эмоционального комфорта. В её появлении в этом пространстве, она чувствует себя чужой, а её устремления и чаяния воспринимаются враждебно, так как они не вписываются в шаблоны нормальности. В этой новой среде её существования она пытается приспособиться и выстроить своё собственное пространство жизни, уголок в котором она сможет жить согласно её собственному взгляду и пониманию.
Холодный приём, оказанный ей в обществе становиться источником её горьких разочарований, причиной крушения её надежд и череды суровых ошибок выбора. В её взаимоотношениях с обществом она приходит к пониманию, что общество пытается форматировать пространство её жизни и не воспринимает её индивидуальность, так как она чужая и человек не их круга. В этом противостоянии индивидуальности и общества первоначальной плоскостью конфликта является различия во взглядах на пространство человеческой жизни, но с развитие исторических процессов и приближением времени перемен узкие границы этой плоскости расширяются и теряют свою локальность. В этом расширении пространства мы видим растущую антипатию межу героиней и обществом, в котором главным фокусом нашего внимание является человеческое безразличие к миру за границами зоны комфорта. В этом расширении зоны контрадикции героиня этой истории осознаёт приближение смутного времени и понимает, что в окружающем мире всё изменится вскоре, но это усиливает её пропасть разногласий с окружающими её людьми.
В спектакле изучение пространства драмы жизни Наталии Ивановны Прозоровой позволяет нам перейти от этого частного случая конфликта человека и общества к определению универсальной формулы, применимой к воплощению и изучению взаимоотношений человека-одиночки в однородно-агрессивной общественной среде. Эта формула может быть иллюстрирована примерами из жизни героини, в ней конфликт в начальной фазе возникает на малых частных случаях несовпадения позиций, но в процессе расширения сюжетного пространства со временем количество этих точек начинает разрастаться и он перерастает в антагонизм и противостояние. В истории Наталии мы видим, что персонаж, вступающий в конфликт с агрессивной средой необязательно должен обладать яркой индивидуальностью. В её желании обустроить свою пространство своего существования, она локально ограничена пространством собственной жизни и её семьи, но в иерархической вертикали этого общества, ей отведено место на низшей ступени, она человек не их круга и это находит своё отражении в отношении общества к ней.
Динамичное вторжение исторических событий в сюжетное пространство приводит к расширению плоскости конфликта и под этим влиянием её влияние выходит за рамки локальности.  В этом частном случае героини этой истории, она осознаёт приближение времени перемен и понимает, что грядущие исторические события затронут каждого и понимание этих реалий выделяет её позицию на фоне среды её обитания. В ней её видение контрастирует с людьми, которые предпочитают игнорировать происходящее за пределами их зоны эмоционального комфорта, за пределами их зоны влияния.
В спектакле «Розовое платье с зелёным пояском» Валерия Приходченко в истории этой героини создаёт нам фрагмент зеркала, в котором каждый из нас может разглядеть лики собственной жизни в моменты, когда наша индивидуальность не совпадала с шаблонами общественной нормальности и оказывалась в шестеренках истории.


Рецензии