2. Тамара Пакулова. Скрипач

Конкурс Копирайта -К2


Дорогие гости и жители планеты Плюк! Встречаем второго участника нашего конкурса! Эта прекрасная леди легка, как птах, обожает полёт мысли и фантазию. Уверен, что она летает не только во сне, но и наяву, скорее всего, не может без этого жить. И это прекрасно! Наша участница любит фильм "Кин-дза-дза", но готова поспорить: "Хороший скрипач нужен!" И мне совершенно не хочется с ней спорить! Итак, перед нами - обворожительная Птах!


Автор – Птах (она же Тамара Пакулова)


 Люблю гулять по Арбату.  В настоящее время во многих городах есть свой Арбат. На нашем Арбате пока нет «аллеи звёзд», как в Москве, но музыкантов, студентов-театралов и прочей публики, особенно к вечеру и в праздничные дни, хватает.

На Арбате много интересных зданий, гостиница, интернет-клуб, краеведческий музей. В центральной части Арбата небольшой фонтан. От фонтана хорошо виден собор, построенный два века назад.

 В начале пешеходной зоны Арбата на необработанном валуне установлены бронзовые фигуры птиц -  символ любви и бережного отношения к  природе. Постарался местный скульптор. Здесь тусит молодёжь.

Солнечную сторону Арбата украшают рябины с кистями алых ягод.  Тёмно-красные листья соревнуются в цвете с ягодами. Побеждают ягоды, но листья стараются, окрашиваясь в разные цвета.

Осень.

Вечерами Арбат звучит камерно: играют гитаристы, аккордеон выдаёт рулады, смартфоны поют на разные голоса. У фонтана разговоры, смех.  Люди отдыхают.
Неделю назад на Арбате появился новый музыкант.  Скрипач.
Устроилась недалеко на скамейке, чтобы послушать скрипку и «зависла»…
Привлекла не только игра, но и эпатажная внешность незнакомца. Особенно одежда, в которой, на первый взгляд, сочеталось несочетаемое: свободная тёмная блуза, на шее объёмный нежноцветочный шарф.  Джинсы ярко-синие, кроссовки белые.  Хотя, если присмотреться, в целом образ вполне гармоничный.

Скрипач расположился у самого большого куста рябины и солировал без перерыва минут сорок.  Звучали знакомые классические мелодии, больше -  импровизации. Чрезвычайно эмоциональные.  Светлые, серебристые звуки неожиданно переходили в напряжённые, густые.

Гуляющие подходили, слушали, аплодировали.  В футляр от скрипки клали денюжку. Казалось, скрипач никого не замечал.

Приходила много вечеров подряд. Слушала. Наслаждалась профессиональной игрой скрипача.  Вскоре поняла: скрипач меня узнаёт.  Возможно потому, что мало кто надолго задерживался, а я сидела до тех пор, пока скрипка не умолкала.  Скрипач забирал деньги, укладывал инструмент в футляр и уходил, чтобы на следующий вечер прийти на облюбованное место.

Музыка установила между нами почти доверительные отношения. Однажды я подошла к скрипачу, и он заговорил со мной.  Увидела близко его лицо – нервное, красивое.  Оно напомнило мне лицо известного певца - тёмные глаза, густые брови, модная стрижка. На вид скрипачу было около пятидесяти.

- Вижу вас часто. Вижу, как вы чувствуете музыку. Вы на чём-то играете?
-  Немного. На пианино. Для себя, - сказала я.
- Мы все играем для себя.  Дарю людям настроение.
- Да, настроение, - повторила я, - хорошее настроение.
- Ну, не всегда хорошее. Не льстите, - сказал он, - скрипка любит плакать и даже рыдать.
 Мне хотелось, чтобы скрипач продолжил говорить со мной, но он чуть поклонился и сказал: «Пора уходить. Доброго вечера».

Спустя несколько дней мы всё-таки познакомились.  Представился - Леонид, добавил: творческий псевдоним -  Лен.   Можно – Лёня - так меня называла мама. С этим именем жил здесь до восемнадцати лет. Это мой родной город.

- А я в этом городе живу недавно, - сказала, чтобы поддержать разговор.

Вскоре мы подружились.  Постепенно перешли на «ты». После часовой, иногда более длительной игры Лена мы гуляли по Арбату. В один из вечеров зашли в выставочный павильон, порадовались обилию товаров из Индии.  Индусы как раз показывали яркое зрелище -  прямо индийское кино в миниатюре.  Шумно, пёстро. Изумительные запахи от пряностей.  Набродившись, пошли в кафе, чтобы отдохнуть, поговорить.
 
Лен рассказывал о детстве, о жизни уличного музыканта.

***

Мать преподавала в музыкальном училище. У Лёни обнаружился абсолютный природный слух.  Мать выбрала для сына скрипку и не ошиблась. В пять лет Лёня впервые сыграл в детском саду на празднике.  С того времени скрипка стала самой большой любовью Лёни.

- Свободного времени для игр во дворе у меня почти не было, - рассказывал Лен. - Учёба в школе, в музыкальной школе, отдельные занятия в скрипичном классе по месту работы мамы, домашние задания – вот моя жизнь до четырнадцати лет.

- До четырнадцати? – подумалось, что в четырнадцать случилось что-то печальное, но Лен оживился, помолодел на глазах и продолжил:

 -  В четырнадцать влюбился в девочку из параллельного.   Появилось желание сочинять свою музыку и посвящать её Наташе. Она об этом не знала, но на школьных концертах во время моего выступления дольше всех хлопала.  Я искал её на переменах, чтобы увидеть, пройти мимо и просто кивнуть. К концу десятого насмелился проводить со школьного вечера. Влюбился так, что забыл про всех и про всё. Я повторял её имя, я танцевал в своей комнате под магнитофон, я на время забыл скрипку. Плохо помню, как готовился к экзаменам, как сдавал, как мама выговаривала, что не понимает, почему так себя веду. Скорее всего, мама решила, что меня волнует предстоящая поездка в Москву,   поступление  в консерваторию,  поэтому перестала задавать вопросы. А у меня все мысли сводились к желанию поскорее увидеть Наташу, чтобы гулять по улицам, чтобы разговаривать о чём придётся и целоваться.

***

После выпускного вечера Лёня и Наташа гуляли по городу.  Расставаться не хотелось, и он напросился в гости, узнав, что дома у Наташи никого нет.  Она жила с младшей сестрой Светой в бабушкиной квартире.  Бабушка работала медсестрой, вышла на пенсию и устроила жизнь с вдовцом в его частном доме.   Звонила часто или приезжала.  Контролировала внучек.  На день выпускного забрала Свету к себе.   Лёня и Наташа провели ночь вместе. «Утром впервые в жизни врал маме, что гулял с ребятами до рассвета, потом добирался домой пешком, потому что трамваи не ходили», - рассказывал Лен.

Жизнь разлучала: Наташа оставалась в родном городе, готовилась к поступлению в медицинский.   Лёня уезжал в Москву.

***

В консерваторию Лёню приняли.  Наташа писала, но редко.  Вскоре письма перестали приходить.  Через полгода Лёня отважился спросить у матери про Наташу Севостьянову, которая провожала на вокзале, когда он уезжал. Мать написала в ответном письме, что, по словам общей знакомой, Наташа Севостьянова недавно вышла замуж.

- Мой мир номер два рухнул. Умер.
- Мир номер первый – это музыка? – осторожно спросила я.
- Да.  Музыка была и осталась для меня первым номером. Это моя настоящая жизнь. Остальное – приложения, навязанные мне ловкими рекламодателями.

К концу первого курса Лёне наскучили долгие уроки по оттачиванию мастерства игры на скрипке. Мучило безденежье. Не хватало денег на всё, даже на ноты, и однажды друзья по консерватории предложили подработку в ресторане на окраине города. Лёня играл на заказ любую мелодию. Ему аплодировали, бросали деньги. Вскоре Володя и Геныч предложили создать группу.  И они её создали -  Трио «AVS».  Альтист Володя, виолончелист Геннадий-Геныч и он, скрипач Лёня-Лен.

Все трое бросили учёбу и ушли на «вольные хлеба». Мать не знала, что сын не закончил даже первый курс.  Ждала на летние каникулы, но Лёня не приехал, сославшись на то, что много репетирует, учится.

***

- Жизнь закрутилась: города, концерты, деньги, - рассказывал Лен. Нам всем нравилось, когда ведущий объявлял наше трио: альтист Вольдемар Артемьев, непревзойдённый виолончелист Геннадий Бронштейн и виртуоз-скрипач Лен Заславский! Правда, так нас стали представлять лет через пять после первого выступления.  Я к этому времени мечтал исполнить своё самое заветное желание. Хотел, чтобы мне рукоплескал весь мир, хотел личной славы, потому что часто выступал сольно.  Был уверен, что так, как я люблю и понимаю скрипку, мало кто может.

Спросила:

- Ты играешь на улице, ты стал уличным музыкантом. Разве твоё самое заветное желание сбылось? Тебе рукоплещет весь мир?

- Как сказать. Под всем миром я подразумеваю таких, как ты, чувствующих музыку. Играю для конкретных людей, общаюсь с ними через музыку, пытаюсь проникнуть в мысли и чувства. Делаю то, что хорошо умею. Большие залы никогда  не привлекали.  С детства видел, как люди зевают на скрипичных концертах.  Стал уличным музыкантом, но свою долю славы и аплодисментов получил.
- А о Наташе не жалеешь?
- Мы не давали друг другу никаких обещаний.  Если честно, всегда мечтал увидеть свою первую любовь.
- Увидел?
- Да. У Наташи трое детей.  Здесь, на Арбате, встретил одноклассницу.  От неё узнал, что в медицинский Наташа не поступила, вышла замуж за хорошего человека, нашла семью.  Узнал, что Наташа каждый день забирает младшего сына из школы. Из нашей бывшей школы. Ходил к школе.  Вспоминал.  Я сразу узнал Наташу. Она мало изменилась.  Вместо косичек короткая стрижка.  Как у тебя, - добавил Лен. -  Мы поговорили. Совсем немного.  Наташа сказала, что торопится отвести сына в спортивную секцию. Пожелали друг другу удачи.
- Разочаровался?
- Нет. Что ты. Я этим долго жил. Позже понял: я любил Наташу, а она меня не успела полюбить.  Я ничего не знал ни о ней, ни о родителях. Скупые сведения о бабушке – не в счёт. Мы встречались мало. Наташа была очарована моей игрой на скрипке, моей мечтой о консерватории. Ей нравилось, что я скромный, мечтательный, не похож на ребят из класса. Я был единственным парнем из   школы, кто играл на скрипке. Жалею об одном -  за все эти годы у меня не получилось ни в кого влюбиться так, как я влюбился в Наташу. Встречал хороших, красивых, но…  ни с кем не случилось настоящей любви. После выпускного всё произошло как-то само-собой. Мы оба этого хотели.  Это было желанно и прекрасно. У меня остались только яркие ощущения. Ощущения первой близости, - заключил Лен.

***

Как-то попросила рассказать о друзьях.

- Володя, единственный из нашей троицы, вскоре женился на москвичке. У него появилась московская прописка. Родились две девочки-погодки. Он часто оставался дома, помогал жене. Мы работали с Генычем.  Иногда подкидывали из своего заработка семейному другу. Когда дочки подросли, Володя работал с нами. Вера, жена, любила Володю и понимала, что он без нашего трио тоскует. Отпускала на гастроли. Принимала наше трио, когда мы вырывались на отдых. Володина квартира стала нашей перевалочной базой.

Володя давно живёт с семьёй, недавно стал дедом. Закончил педагогический, преподаёт уроки музыки в школе.

Мы долгое время работали с Генычем.   А потом я стал одиноким скрипачом. Уличным скитальцем.  Зато объездил полмира.  Теперь решил остаться в родном городе.  Обрадовал маму, потому что навещал её редко.

***

В один из вечеров припустил дождь. Дождь и ветер выгнали завсегдатаев с Арбата. Многие переместились в кафе и ресторанчики. Мы с Леном сидели в своём любимом кафе и разговаривали о музыке, о дожде и осени, о жизни. Я ждала продолжения рассказа о третьем друге. Лен включил смартфон и показал снимки Володи и Геныча - одухотворённые лица, серьёзные глаза.  Выразила восхищение.

- Геныч – отдельная история, - сказал Лен. - В каждом городе, где гастролировало наше трио, в него обязательно влюблялись.  Были забавные истории с влюблёнными фанатками.  Геныч умел ладить с женщинами - дарил разные безделушки и комплименты.  Главное, он как-то очень деликатно умел намекнуть особо рьяным поклонницам, что общение прерывается. Женщины не устраивали скандалов, не истерили. Постепенно испарялись, исчезали, - рассказывал Лен, улыбаясь. - Правда, через некоторое время появлялись новые поклонницы. Таким историям не было конца.

 Однажды с друзьями разговорились о своих желаниях, надеждах на будущее. Спорили.  Я признался в своём заветном желании.  Ну, покорить весь мир… Володя сказал, что для него самое большое желание -  найти настоящих мужиков для дочек.  А Геныч в тон и, шутя, добавил: моё самое большое желание -   найти настоящую женщину, ради которой хоть в рай, хоть в ад.  Хочется любить только одну. Хочется счастливой любви. Где-то у кого-то читал, что счастливая любовь делает день любви равным году обычной жизни, а год – равный бессмертию. Философствовал.

 В Геныче уживались два человека - на людях фонтанировал остроумием, удивлял беззаботностью, шутил, а при нас замыкался, становился неразговорчивым, мрачным.
Лен снова полистал смартфон и показал несколько роликов с концертов. Все трое хорошо смотрелись. Геныч выделялся элегантностью -  высокий брюнет с длинными волосами, белая рубашка, чёрные брюки.
Володя - солидный светловолосый крепыш. В его руках скрипка смотрелась игрушечной.
Лен на всех снимках самый яркий.

- Любил экспериментировать не только в музыке, но и в одежде, - пояснил он, когда я отметила, что он отличается от друзей.
- Я всегда выискивал в бутиках и магазинах интересные вещи. Всегда хотел новизны и праздника.

 Лен помолчал. Видно было, что воспоминания о друге давались с трудом.  Я не задавала вопросов, давая Лену собраться с мыслями и продолжить рассказ.

-  Геныч – особая планета. Мощный музыкант-самоучка. Талантище. В настоящее время никто из нас троих не поступил бы в Московскую консерваторию. Раньше к провинциалам не придирались. Ценили природные данные. Обучали специальности наравне с горожанами.  Сама понимаешь, уровень подготовки в музыкальных школах и региональных училищах не тот, что в Москве. Мы все трое из провинции. Все прошли музыкальную школу и училище, и, смелые такие, рванули в Москву. Я хотя бы знал, что после пяти лет обучения получу место в каком-нибудь оркестре. Скрипачи в оркестре востребованы. Альтисты – те же скрипачи, а виолончелисты – штучный товар. Геныч не потянул бы пять лет учёбы. Помогать ему было некому. У него в семье произошла какая-то трагедия с родителями.  Он не хотел рассказывать, мы не хотели расспрашивать.

Мне первые годы помогала мама. Свободные деньги появились у нас на пятом году гастролей. До того перебивались, как могли.  Не шиковали.

Я предложила заказать кофе, от которого мы не отказывались даже поздно вечером, потому что оба оказались кофеманами. Лен заказал два эспрессо и мороженое для меня.

-  С Генычем мы с самого начала не сошлись характером. Он не признавал сложностей жизни и ко всему относился не то, чтобы наплевательски, а легко, шутя.  Мы ссорились по поводу и без. Я укорял его за леность, за то, что он не хотел учить новые вещи, а зациклился на пятёрке композиторов – Моцарт, Стравинский, Шопен, Чайковский, конечно. Изумительно играл несколько пьес и этюдов зарубежных композиторов, совершенно игнорировал мои импровизации.  Был против обновления репертуара. Считал, что нужно постоянно шлифовать то, что хорошо играешь. Я сердился на него, обижался, а он шутил, а потом замыкался, брал виолончель, уединялся и играл.  Ген много курил.  Пытался бросить. Не получалось.

***

За окнами лил дождь. Нам было тепло и уютно в кафе. Мне хотелось хорошего завершения рассказа о Геныче, но я чувствовала приближение какой-то драмы или трагедии.

-  В то лето наше трио хорошо заработало в одном южном городке. Выдался совершенно бархатный вечер. Время шло к ночи.  На открытой веранде за фортепьяно играла женщина.  Мы сидели недалеко, отдыхали после выступления, пили вино, разговаривали, поглядывали на одинокую пианистку. Мы видели её профиль. Вдруг Геныч взял виолончель, направился к женщине на веранде и заиграл Шопена «Аве Мария». Пианистка стала подыгрывать.  Не помню, чтобы Геныч вот так играл когда-нибудь, хотя он всегда играл превосходно всё и эту вещь тоже. Казалось, что в создании этого импровизированного дуэта поучаствовали божественные силы.  Ты не представляешь, как это было здорово! Мы подошли ближе к веранде. Собрались зрители, просили на «бис», и они играли, пока Геныч не переиграл все свои вещи, а Аве Марию – несколько раз, - Лен снова замолчал. Восторженное выражение лица, когда он рассказывал о друге, мгновенно изменилось.  В голосе появилась печаль и отрешённость.

Чувствовалось, что ему тяжело говорить. Чтобы отвлечь, спросила:
- Женщина красивая?
- Да, - просто сказал Лен.  – В ней чувствовалась порода.  Пышные волосы, белые руки, как крылья птиц   над клавишами. Прости за пафосность, - обратился ко мне, как бы извиняясь. Продолжил:
- Когда они перестали играть и заговорили, мы с Генычем оставили их и ушли в гостиницу.

Вернулся он через три дня, выжатый, как лимон. Шутливость исчезла.   Ничего не рассказывал.  Мы с Володей предложили задержаться в городке, но Геныч к обеду засобирался в дорогу. Купили билеты на самолёт.  Приехали в аэропорт.  Геныч курил сигарету за сигаретой.  Ему позвонили. Догадались, что звонит она.  Разговор был недолгим.  Ген схватил рюкзак с вещами, инструмент и бросил: «Не ждите».   Володя попросил назвать хотя бы её имя.

- Сабина, её зовут Сабина, - крикнул Лен и умчался «то ли в ад, то ли в рай». К единственной.

Лен выдохнул:
-   Так распалось наше трио. Играть двум скрипкам без Геныча было бессмысленно. Ждали звонка от него, ждали возвращения, объяснений. Номер оставался недоступным. Мы улетели в Москву к Володе.

Через неделю решили вернуться в тот городок узнать что-нибудь про Сабину.  Обратились в полицию.  Сабина, скорее всего, оказалась одинокой гастролирующей артисткой. В городе её никто не знал. У нас не было о ней никаких сведений, кроме того, что на летней эстраде такого-то числа и месяца играла пианистка.  В полиции осталось описание внешности Сабины с наших слов и номера телефонов.

К концу года мне позвонили.  Я почему-то сразу понял, что звонила Сабина.  Помню дословно всё, что она мне сказала: «Здравствуйте, дорогой Лен. Ваш прекрасный друг и любовь всей моей жизни, мой замечательный человек, мой гениальный Ген умер. Быстротечный рак. Простите меня, что не уберегла. Он любил вас и Володю. Живите за него и играйте. Обязательно играйте».

Все наши с Володей попытки дозвониться, узнать подробности провалились.  До сих пор не могу говорить о Геныче  в прошедшем времени «был».  - тусклым голосом добавил Лен.

***

Мы вышли из кафе. Дождь прекратился. Пахло свежей осенью. Похолодало. Захотелось в домашнее тепло.

Лен решил заняться частным репетиторством по классу скрипки. Дал объявление. Пока приходит каждый вечер на Арбат, чтобы играть.
- Не играть не могу. Геныч просил.

 
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2020
Свидетельство о публикации №220102700021

Комментарии  http://proza.ru/comments.html?2020/10/27/21


Рецензии