Святое имя михаил

МИХАИЛ   
   Михаил в переводе с еврейского означает: кто как Бог!
 
 Архангел Михаил - верный служитель Божий, сбросивший с Неба возгордившегося денницу со всеми павшими духами и воскликнувший, обратившись к Ангельским Силам:
 "Слушайте! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"

Бытие ангелов-хранителей

   Отцы Церкви единодушно признают бытие ангелов-хранителей. Василий Великий учит: "С каждым из верных есть Ангел, против этого никто спорить не будет".

Иоанн Златоуст говорит: "Прежде ангелы по числу народов (то есть каждому народу - свой ангел), а теперь по числу верующих".

Церковь каждый день за каждой службой молится об ангелах-хранителях.

Православное почитание ангелов

Празднование собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, состоявшемся за несколько лет до 1 Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Празднование совершается 8 (21) ноября.
Почему именно в это время? Ноябрь - девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год, и число Ангельских чинов - девять. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святые и Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Иерархии

Чины Ангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

 После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

 За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.

Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (I Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) руководят низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию, учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. .

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Ведь слово "ангел" на еврейском и греческом языках означает: "вестник".
Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангелы

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества, изъявитель сокровенных Божьих тайн (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; 12, 15); Уриил - огонь, или свет Божий, просветитель, освещающий познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовию к Богу (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.

Михаил попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан красный крест.

Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со
светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой рукой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в его опущенной левой руке - «пламень огненный».

Селафиил в молитвенном положении смотрит вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) веревок.

Варахиил изображается в одежде со множеством розовых цветов.

Иеремиил держит в руке весы.



Архангел Михаил

   По церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, который был брошен в ров со львами (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил дьяволу явить иудеям тело святого пророка Моисея, которому они могли начать поклоняться как Богу (Иуд. 1, 9).

 Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).





                Чудо Архистратига Михаила в Хонех

 Избавление апостолами жителей от ехидны.

Дело было в 1У веке в городе Колоссах (позже он стал называться Хони), расположенном на юго-западе Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа. Тогда в Иераполе язычники почитали громадную, страшную ехидну. Ей поклонялись и приносили жертвы, для нее выстроили храм, где она содержалась.

В эту землю, как и в другие, пришли святые апостолы благовествовать о Христе. В Иераполе трудился Филипп, а потом на помощь ему пришел евангелист Иоанн. Там же были в то время апостол Варфоломей и сестра Филиппа Маримия. Они сначала вооружились против ехидны, которой поклонялись заблудшие люди. Апостолы убили ее молитвами, затем обратили испуганных людей к Богу, Сотворившему небо и землю. В местности Херотопа они пророчествовали, что там воссияет Божия благодать, и это место посетит святой Архистратиг Михаил и будут совершены чудеса.

Исцеление Архистратигом Михаилом немой девочки

   Когда апостолы разошлись на проповедь Евангелия в другие города, на том месте - по пророчеству апостолов - явился источник целительной воды. Все, кто приходил к нему умыться или искупаться, получали исцеления. Тогда в Лаодикии жил один эллин (грек), у которого была единственная дочь, и она с рождения не говорила. Излечить ее от немоты никто не мог. Но вдруг во сне отец увидел ангела Божия, сияющего, как солнце, который сказал:
 
  - Если хочешь, чтобы твоя дочь могла говорить, приведи ее на мой источник в Херотопе, близ Иераполя, напои ее водой и увидишь славу Божию.

Вдохновленный видением и явившейся надеждой отец берет дочь и ведет ее на источник. Увидев там множество людей, он спросил:
   - Кого вы призываете, омываясь этой водой?
Ему ответили:
   - Мы призываем имя Отца и Сына и Святого Духа, а также святого Архистратига Михаила.

Тот человек поднял взор к небу и, воздев руки, сказал:
   - Отче и Сыне и Святый Душе - Боже христианский, помилуй нас! Святый Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!

При этом он зачерпнул воды из источника и с горячей верой влил ее в уста дочери. Тотчас она отчетливо сказала:
   - Боже христианский, помилуй меня! Святой Михаил, помоги мне!

   Все видели это чудо и удивлялись, и восхищались, и прославляли Святую Троицу и Архистратига Михаила. Эллин немедленно окрестился сам и окрестил дочь и всех домашних. В знак благодарности он построил храм в честь Архистратига Михаила над чудотворным источником.

Чудо Архистратига Михаила в повороте рек

Через девяносто лет после возведения храма в него на поклонение святыне пришел из Иераполя десятилетний мальчик Архипп и остался жить при церкви, исполняя обязанности пономаря. Его родители были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Он питался только травой, которая росла в пустынных местах, и пил немного воды, спал на острых камнях, для вида покрытых старой тряпкой, другую такую тряпицу он носил на себе. Так он спасал свою душу от суетных радостей временной жизни и немало язычников привел к вере. Это очень сердило упорных язычников.

Нечестивые люди ненавидели его и даже избивали. Но он терпел и не возмущался.
Однажды его ненавистники решили засыпать источник землей и убить Архиппа, чтобы языческие боги восторжествовали над святостью этого места. Они подошли с двух сторон: одни - к церкви и источнику, другие - к жилищу блаженного Архиппа. Но руки убийц вдруг омертвели. От воды же явилось такое чудо: как только нечестивцы приблизились к источнику, из него вышел пламень и отогнал беззаконных людей. Все они бежали, никому не причинив вреда, и все же не оставили мысли погубить церковь и служителя.

 На том месте протекала река Хрисос - по левую сторону от церкви. Злоумышленники решили повернуть ее поток так, чтобы вода смешалась со святым источником, который потерял бы свою силу. Но когда они начали приводить в исполнение свой замысел, река потекла по правую сторону церкви, и опять нечестивые были посрамлены.

   Были там еще две реки: Ликокапер и Куфос - протекавшие с востока и приближавшиеся к тому святому месту на расстоянии трех стадий - примерно полкилометра. Обе реки соединялись у подошвы большой горы и направлялись в правую сторону - в Ликийскую страну. Недостойные люди решили соединить воды этих рек и пустить их на храм Божий, чтобы поток залил и святой источник, и церковь. Местность была удобна для приведения этого замысла в исполнение, так как реки стекали с вершины горы, а храм стоял в самом низу.

   Нечестивцы пришли в великом множестве изо всех городов в Лаодикию и направились к церкви. Они начали копать глубокий и широкий ров от огромного камня, который лежал около алтаря церкви, вплоть до той горы, под которой реки встречались, затем с великим трудом прокопали ров, по которому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили те реки, чтобы воды накопилось как можно больше. Десять дней они много трудились в этом суетном предприятии.
Видя это, Архипп в церкви пал на землю и со слезами молился, призывая на помощь скорого предстателя святого Архистратига Михаила. Умоляя его сохранить святое место от потопления. Архипп решил не уходить с этого места даже после его затопления.

   Через десять дней после начала подкопа вода поднялась. Тогда злоумышленники раскопали то место, по которому вода должна была устремиться по приготовленному для нее новому пути, и пустили воды на храм. Была полночь. Сами они отошли и встали на верху горы с левой стороны, чтобы видеть затопление.

Вода устремилась вниз со страшным шумом. Архипп в церкви услышал это и еще усерднее взмолился Богу.

Он пел псалом Давида: "Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных вод морских, силен в вышних Господь… Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92, 3 - 5).

   Когда воспел он это, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Он вышел и увидел прекрасного и пресветлого мужчину - то был великий хранитель рода христианского архистратиг Михаил, как некогда он явился пророку Даниилу. Блаженный Архипп не мог на него смотреть и упал на землю от страха. Архангел сказал ему:
   
- Не бойся, встань, подойди ко мне и увидишь силу Божию на этих водах.

   Блаженный Архипп встал и со страхом подошел к Воеводе Небесных Сил, по его указанию остановился на левой стороне и увидел огненный столп, поднимавшийся от земли к небу. Когда же вода подошла близко, Архангел поднял правую руку, изобразив крестное знамение со словами:
 
  - Остановитесь там!

И воды остановились.

Так исполнились пророческие слова: "Видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76, 17).
Воды встали, как каменная стена, и поднялись вверх, подобно высокой горе. Тогда

Архистратиг повернулся к храму, ударил жезлом в огромный камень около алтаря и начертал на нем крестное знамение. Послышался великий гром, земля затряслась, и камень разделился надвое, образовав огромное ущелье. При этом Архистратиг произнес слова:

   - Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила, и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою!

   Сказав это, он велел Архиппу перейти на правую сторону и, когда преподобный перешел туда, громогласно провозгласил водам:
   - Войдите в это ущелье!

   И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор текли этим путем сквозь камень. Враги стоял на левой стороне и ожидали потопления храма. От страха они окаменели.

Архистратиг Михаил взошел на Небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за великое чудо и прославлял Небесного хранителя - архистратига Михаила - за его заступничество. Противники устыдились, верующие ликовали и воздавали славу Богу.

С того времени начали праздновать день совершения чуда. Это было 6 (10) сентября. Место, где воды погрузились в камень, назвали Хони, то есть погружение. Архипп прожил там до семидесяти лет, а когда скончался, был погребен на том же самом месте.

Чудеса Архистратига Михаила в городе Сипонте

Между Адриатическим морем и горой Гарган есть город Сипонт. Под этой горой паслись стада одного жителя Сипонта, богатого человека. Однажды у него пропал вол, отставший от стада. Хозяин с рабами долго искал его и, наконец, нашел на вершине горы у входа в пещеру. Разгневанный, он взял лук и стрелу и пустил ее в вола, чтобы убить его. Но стрела обернулась и поразила стрелявшего. Видевшие это испугались и не посмели приблизиться к пещере. Они возвратились в город и рассказали о случившемся. Узнал о том и епископ и обратился к Богу с молитвой, прося открыть тайну.

Тогда ему явился в видении Архангел Михаил и возвестил, что он избрал это место себе для помощи людям, приходящим с молитвой. Епископ возвестил об этом всем и предписал трехдневный пост, после которого вместе с клиром и народом пошел к горе.
Там они нашли пещеру с тесным входом и не рискнули войти в нее. Они помолились около входа и начали часто приходить туда и молиться там Богу и Архистратигу Михаилу.

   Однажды жители города Неаполя, будучи еще неверующими, собрали войска и неожиданно подошли к Сипонту, чтоб завоевать его и разорить. Граждане были в великом страхе. Тогда епископ заповедал трехдневный пост и молитвы об избавлении от врагов.

Перед наступлением дня, назначенного врагами для военного приступа, епископу явился в видении Воевода Небесных Сил и сказал:

   - Завтра в четвертом часу дня вели своим гражданам вооружиться и выйти из города против врагов, а я приду вам на помощь.

   Проснувшись, епископ рассказал об этом видении и очень обрадовался предреченной победе над язычниками. В четвертом часу дня послышался страшный гром. Все увидели облако, сходящее на гору Гарган, и, как некогда на Синае, явились огонь, дым, молния и гром, так что вся гора заколебалась и покрылась облаками. Враги испугались и обратились в бегство. Граждане поняли, кто пришел к ним на помощь, открыли городские воротам, погнались за врагами, истребляя их.

Архистратиг Михаил поражал вражеское нашествие с высоты громом и молниями. 600 человек умерло тогда от его руки. Жители Сипонта преследовали врага до Неаполя и с торжеством возвратились к себе.

С того времени неаполитанцы познали крепкую руку Всесильного Бога и приняли святую веру. Граждане Сипонта пошли к горе во главе с епископом и клиром возблагодарить Бога и Архистратига Михаила за помощь и обнаружили у дверей пещеры на мраморе след небольшой человеческой стопы, оттиснутый так же хорошо, как если бы то случилось на мягкой болотистой почве. Тогда все сказали:

   - Поистине святой Архистратиг Михаил оставил здесь знак своего посещения, он сам был здесь и избавил нас от врагов.

   Они поклонились и поцеловали этот след, совершили молебное пение с радостью, что имеют такого заступника. Решено было построить на том месте храм во имя Архангела Михаила.
Но когда они приступили к постройке, Архистратиг Михаил явился епископу и сказал:
   - Не надо вам заботиться о церковном здании. Я без вашего труда приготовил себе храм. Только войдите в него. Ты же на следующий же день соверши в нем святую литургию и причасти верующих Святых Божественных Тайн.

   Тогда епископ повелел людям готовиться к причащению и пошел с ними, совершая молебное пение. Они пришли на святое место и увидели внутри горы, в пещере, небольшую церковь. Ее стены не были гладкими, высота была разная: в одном месте можно было головой достать, в другом - и рукой не дотянуться. Людям стало ясно, что Бог ищет не драгоценных камней, а чистого сердца.

Престол был накрыт пурпурным покрывалом, епископ совершил святую литургию и причастил верующих. В алтаре на северной стороне стала сверху истекать вода – чистая, светлая, очень вкусная и чудотворная, которую пили после причастия и исцелялись.

Многие, бесчисленные чудеса совершались в той церкви. При ней епископ выстроил кельи для священников, дьяконов, чтецов и певцов для ежедневной службы Богу в честь Архистратига Михаила.

Чудо Архистратига Михаила на Афонской горе по спасению юноши

Во времена благочестивых болгарских царей жил человек по имени Дохиар. Он был богат и знатен, но решил для спасения души стать иноком. Он стал искать на святой горе Афон удобного и безлюдного места для монастыря и вскоре нашел такое на берегу моря.

Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя Николая Чудотворца, затем устроил монастырь и принял в нем монашество. Но при множестве построек он не смог украсить церковь с подобающим благолепием, его золота не хватило, однако он не огорчился, а возложил всю надежду на бога. Он сказал:
 
  - Если Господь Бог захочет прославить это место, то Сам промыслит об украшении церкви. Да будет воля Его!

   Напротив святой горы есть остров Луг, на расстоянии одного дня морского пути, очень удобный для пастбищ. Там жили пастухи и пасли скот. На острове в уединенном месте стоял высокий каменный столб, на верху его - каменный идол, на котором по-гречески было написано: "Кто ударит меня по голове - найдет много золота". Однако кто ни бил его по голове, ничего не находил.

Случилось одному юноше пасти там скот. Он был грамотен и прочитал надпись. И он ударил идола по голове, ничего не нашел и задумался. Ему пришла мысль, что золото может быть закопано в земле. Он приметил, где заканчивается тень от головы на заходе солнца, и там начал копать. В конце концов, он докопался до клада. Но что с ним делать?
Во-первых, клад лежал под огромным камнем, который нельзя было поднять в одиночку. Во-вторых, явилось опасение погибнуть от руки завистника, который узнает об этой находке.

Юноша отправился в монастырь и рассказал игумену, взяв несколько монет для подтверждения своих слов. Игумен монастыря Дохиара послал с ним трех иноков, чтобы они достали золото и принесли его в монастырь. Посланные нашли огромный котел, полный золота. Тогда двое из них очень захотели присвоить эту находку. Они решили утопить юношу и не слушали третьего инока, убеждавшего не губить душу из-за золота.

Ему пригрозили, что утопят и его, и он пообещал, что не потребует доли золота и будет молчать.

Иноки взяли золото и камень, которым оно было прикрыто, и сели в лодку. На глубоком месте моря они привязали камень к шее юноши и бросили его в море, не слушая его мольбы и рыданий. Была ночь, никто со стороны этого не видел.

   Юноша с камнем на шее вдруг оказался в монастыре. Наступило время заутрени. Надо было зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению, но монах услышал человеческий голос и стон, испугался и пошел к игумену. Тот сделал ему выговор за трусливость и отправил в храм.

В следующий раз игумен сам пошел в церковь и нашел там юношу с привязанным на шее камнем. С его одежды стекала вода. Игумен узнал его и с тревогой спросил, в чем дело.
Юноша рассказал, что его выбросили в море, и он оказался на дне. Там он увидел двух мужчин, сиявших, как солнце, и услышал их беседу. Один говорил другому: "Архангел Михаил! Принеси этого юношу в монастырь Дохиар!"

После потерпевший потерял сознание и не знает, как очутился здесь. Игумен повелел ему еще немного потерпеть, остаться на том же месте, а монахам указал служить утреню в притворе.

Утром убийцы пришли к монастырю, как ни в чем не бывало. Игумен встретил их у ворот и спросил, почему их трое, где четвертый, который был с ними накануне. Они ответили, что золота на острове не было, и юноша от стыда сбежал. Игумен произнес:

--
 -Да будет воля Божия!

и повел всех в монастырь. Все увидели в церкви лежащего юношу с камнем на шее. Злоумышленники пришли в ужас и стояли как окаменелые. Потом они против воли признались в содеянном и указали место, где спрятали золото. Его нашли, благодаря ему украсили церковь. А лукавых убийц прокляли и изгнали из монастыря. Третьего же инока признали невиновным. Камень с шеи юноши вложили в стену для памяти - чтобы всем было известно чудо, явленное над юношей.

Он жил благочестиво и со временем заменил игумена в той обители. А по кончине был перенесен руками Архангела Михаила, как когда-то был им же перенесен со дна морского.

Чудеса Архистратига Михаила по спасению Новгорода Великого

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских сборщиков дани о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян» ...
Внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом:
«сей ми возбрани поити на Великий Новгород»».


Почитание Архистратига Михаила в России

Предстательства за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей и соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, Свияжске, монастырь в Великом Устюге относится к началу Х111 в. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.

Архангельский собор в Кремле

 Один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле: Архангельский собор, замечательный памятник русской архитектуры начала ХУ1 века. Он является местом захоронения московских князей и царей. История его создания корнями уходит в еще более глубокую древность.

Летописи сохранили известие о том, что в Х11 веке на южной стороне Боровицкого (то есть поросшего лесом) холма была построена церковь Архангела Михаила, которого считали небесным покровителем русских князей в ратном деле. В 1333 году при  великом князе Иване Калите вместо деревянной церкви соорудили каменный собор. В 1399 году его расписал с группой учеников Феофан Грек - выдающийся мастер древности, ныне причисленный к лику святых. В 1341 году здесь был похоронен Иван Калита, и храм стал усыпальницей. Под полом в соборе находятся захоронения. Сверху на месте погребений - кирпичные надгробия, закрытые резным белокаменными плитами, большая часть которых сделана в ХУ11 столетии. Медные чехлы на надгробиях выполнены в начале Х1Х века.

Самые древние захоронения расположены у южной стены. Там погребен Иван Калита, собиратель русских земель вокруг Москвы, Дмитрий Донской, вдоль западной стены - надгробия удельных князей. У северной стены - надгробия князей, бывших в опале. В центральной части - захоронения династии Романовых. Сам Иван 1У при жизни завещал похоронить себя в алтаре в дьяконнике, желая этим подчеркнуть особую роль первого русского царя. Здесь же похоронены два его сына: Иван и Федор. Рядом с усыпальницей Грозного в приделе Иоанна Предтечи - надгробие талантливого русского полководца Скопина-Шуйского, прославившегося блестящими победами над поляками в период польско-шведской интервенции в 1612 году. Так было до перенесения столицы в Санкт-Петербург. Последним в соборе был похоронен император Петр 11 в 1730 году.

 В 1508 году на месте древнего храма был построен новый собор: традиционно по-русски пятиглавый, с запада имеющий четырехэтажный притвор, на третьем этаже его расположены хоры. С восточной стороны - два придела: "Святого Уара" и "Иоанна Предтечи", построенные во второй половине ХУ1 века. Собор расписали при Иоанне Грозном в 80-е годы ХУ1 века московские и ярославские, вологодские и костромские мастера. Настенная роспись яркая, многоцветная. Это характерно для русской живописи того времени - радостной, жизнеутверждающей. Особенностью росписи стен является портретность: изображены все московские великие и удельные князья, а также последний из династии Палеологов в Византии - император Михаил Палеолог. Идея росписи - в утверждении преемственности власти московских государей от византийских императоров через киевских и владимирских великих князей.

   На северной и южной сторонах собора представлены чудеса Архангела Михаила. Изображенные батальные сцены вызывали в памяти борьбу Руси с врагами за независимость и единение.
На западной стене по церковной традиции изображен Страшный Суд. В усыпальнице Ивана Грозного роспись изображает борьбу царя с боярством, подрывавшим основы самодержавия и единства страны.

Главная храмовая икона - "Архангел Михаил в житии". Она написана в конце Х1У - начале ХУ века.
В центре - Архангел Михаил в виде сурового, грозного воина. Вокруг него 18 клейм - небольших рисунков, изображающих его деяния и чудеса. Икона отличается яркими, ликующими тонами. По преданию, она написана в память о великом русском князе Дмитрии Донском, победителе на Куликовом поле в 1380 году.

Архангельский собор имеет огромное духовное значение. Сюда приходили князья и цари при вступлении на престол и перед военными походами просить у Архистратига Михаила защиты и поддержки.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из
них - икона «Благословенное воинство» - написана для Успенского собора
Московского Кремля, где святые воины - русские князья - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

   17 июля 1894 года заложен и 2 ноября 1897 года освящен храм во имя Архангела Михаила в Москве на Девичьем поле (Донское благочиние). Огромный пятишатровый храм строился на средства профессора А.М. Макеева как главный храм Клинического городка Московского университета. В 1931 году храм закрыли, главки и шатер разобрали. В феврале 1992 года в нем возобновилось богослужение. К освящению храма верующие принесли иконы, семь из которых начали мироточить.

   Храм во имя Архангела Михаила возвышается в Тропареве, в Москве. В 1669 году на этом месте был построен деревянный храм в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. В 1693 году вместо деревянного воздвигли каменный храм, внешний вид которого сохранился по сей день, хотя был закрыт в 1937 году, но 23 февраля 1989 года был открыт одним из первых среди возвращенных Церкви.

   Южный придел во имя Архангела Михаила освящен в древнем храме Рождества Пресвятой Богородицы, что во Владыкине, в Москве.


Святые с именем    Михаил

Святитель Михаил исповедник с юных лет стремился к монашеской жизни и был направлен святейшим патриархом Тарасием (784 - 806) в монастырь, расположенный на Черном море. Вместе с ним вступил в обитель святой Феофилакт, будущий епископ Никомидийский. Оба инока с усердием проходили подвиг спасения и вскоре были прославлены благодатными дарованиями от Господа. Однажды во время жатвы, когда люди изнемогали от жажды, по молитве иноков пустой медный сосуд стал источать воду.

   Патриарх Тарасий рукоположил святого Михаила в епископы города Минада. Там святитель Михаил снискал глубокую любовь верующих и особое внимание императора Никифора 1 (802 - 811) и Михаила 1 Рангава (811 - 813). В 787 году святитель присутствовал на Седьмом Вселенском Соборе в Никее.

   В 813 году на престол вступил иконоборец-еретик Лев Армянин и стал изгонять православных архиереев с их кафедр, назначая на их место своих единомышленников. Лев Армянин осудил епископа Михаила, но он не испугался и отвечал:
- Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и
Пречистой Девы. Матери Его, и всех святых и покланяюсь им. Твое распоряжение об удалении икон из храмов не исполню.

Правитель сослал епископа Михаила в заточение в город Евдокиаду, где святой скончался около 821 года. Его  глава хранится в лавре святого Афанасия на Афоне, часть мощей - в Иверском монастыре.

Преподобный Михаил исповедник родился в Иерусалиме в семье ревностных христиан и смолоду посвятил себя иноческой жизни. После смерти отца мать и сестры Михаила ушли в монастырь, а сам он был посвящен в сан пресвитера. Он был известен как проповедник, поэтому патриарх Иерусалимский Фома 1 приблизил его к себе и возвел в звание синкелла - заведующего делами церковного управления.
В то время царствовал иконоборец Лев Армянин. Патриарх послал к нему преподобного Михаила вместе со святыми братьями Федором и Феофаном, чтобы убедить императора прекратить гонения на верующих. Но он не послушал их, а подверг Михаила пыткам и изгнанию.

Вернувшись из изгнания, преподобный вновь пострадал за почитание святых икон от императора Феофила (829 - 842). Сподвижники святого Михаила - Федор и Феофан - подвергались истязаниям: на их лица были наложены клейма с позорными надписями. Они так и были названы: «Начертанные».

   Вновь осужденный Михаил со своим учеником Иовом был сослан в Павеиадский монастырь. После смерти Феофила императрица Феодора (842 - 855) восстановила иконопочитание, вернула сосланных христиан и предложила святому Михаилу занять патриарший престол вместо низложенного иконоборца Иоанна Грамматика.

   Михаил исповедник до конца дней трудился в должности синкелла и мирно скончался около 845 года.

   Михаил-воин - из числа первых христиан Болгарии - жил в городе Потуке во время правления императора Михаила 111 Пьяного (855 - 867). Еще ребенком его называли святым дитя. С юности он вел непорочную жизнь, имел страх Божий, постился, щедро раздавал подаяние бедным и посещал больных, был кроток и смирен.
В 24 года он был поставлен начальником над воинской дружиной. Турки пошли войной на христиан. Святой Михаил в боях воодушевлял своим мужеством всю дружину. Когда союзники болгар, греки, бежали с поля боя, он пал на землю и со слезами молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, а сам остался невредим.

   Когда он возвращался домой, он избавил жителей одного города в Раифской пустыне от громадной змеи, выходившей из озера и поедавшей детей.

Вернувшись домой, святой Михаил через несколько дней предал свой дух Господу, Которого возлюбил с юности. Он совершил множество чудес после смерти, подавая больным исцеление.
   Перенесение мощей святого из Потуки в Тырнов было совершено в 1206 году, а в начале Х1Х века их перенесли в Валахию.

Преподобномученик Михаил был учеником святого Федора Едесского. В 1Х веке он был обезглавлен за исповедание веры во Христа. Память его совершается 9 (22) июля и 23 мая (4 июня).

   Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина -грузинские мученики Х века. Мученик Михаил - из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что был прозван Гоброном - мужественным, храбрым.

   В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, которую защищали Гоброн и его воины. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и взяли в плен ее стойких защитников во главе  с Гоброном.

   Грузинский царь Адарнасе 11 (881 - 923) выкупил многих пленников, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились.
Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у Гоброн были убиты все 133 его воина, они также отказались отступить от веры во Христа.

Святой Горбон, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года.

Автор «Мученичества Михаила (Горбона)» (914 - 918) Тибетский епископ Стефан повествует, что тела Михаила и его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здоровье».

   Грузинская Церковь причислила мученика Михаила  и его воинов к лику святых и установила память в день мученичества: 17 (30) ноября.

   Преподобномученик Михаил черноризец жил в 1Х веке, Он происходил из города Эдессы, в Месопотамии, от родителей христиан и был ревностным учеником святого Федора Эдесского. Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святой Земле. В то время Иерусалим был захвачен мусульманами. Михаил остался там, поселившись в монастыре святого Саввы.

   Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сенды увидел, что монастырские изделия очень красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Она увлеклась им и попыталась вовлечь в греховную связь. Когда она убедилась, что ее попытки напрасны, она приказала бить Михаила. Его избили и обвинил перед царем как врага мусульманства. Царь стал убеждать Михаила принять мусульманство, но он отвечал:
- Прошу тебя: или отпусти меня в обитель к моему наставнику,
 или сам крестись в нашу веру, или отсеки мне голову, и тогда я отойду ко Христу Богу моему.

   Царь приказал подать святому чашу со смертельным ядом. Он выпил и остался невредим. Тогда царь повелел отсечь ему голову.

   Мученик скончался в Иерусалиме, но монахи перенесли его тело в свою лавру и погребли с почестями. В начале Х11 века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по святым местам.

   Преподобный Михаил  Малеин родился около 894 года в Харсианской области в Каппадокии и при крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом У1 Мудрым (886 - 911). В возрасте 18 лет Мануил ушел в  Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его с именем Михаила.

Он исполнял самые трудные послушания, несмотря на знатность своего происхождения, и показал пример великого смирения.
   Через некоторое время он был удостоен благодати священства.

Неустанно поучаясь в Священном Писании, Михаил показал, как должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастности и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи никого из находившихся в нужде или печали, и по его молитвам совершалось много чудес.

   После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели он проводил в молитвенном сосредоточии и лишь в субботу и воскресенье он посещал службу в церкви, причащался Святых Тайн.

   Примером высокой духовной жизни святой отшельник начал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, называвшемся Сухим Озером, он основал для собравшейся братии обитель и дал ей строгий устав. Когда монастырь окреп, Михаил удалился в еще более отдаленное место и устроил там новый монастырь.

Вскоре трудами святого Михаила вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

   Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии преподобный Афанасий сам основал обитель: знаменитый Афонскую лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке лавры ему помогал племянник преподобного император Никифор Фока (963 - 969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. После 50 лет неустанных иноческих трудов преподобный Михаил мирно отошел к Господу в 962 году.

   Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, родом сириец, по другим летописям, - болгарин или серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к равноапостольному князю Владимиру, незадолго до того - в 988 году - принявшему крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение.

Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Евангелие, крестя и  поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека.

Святитель Михаил был мудрым и тихим, но строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: он в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов по праву именуется первоначальником.

   Святитель Михаил преставился в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте, впоследствии ставшем Черниговским святителем, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года - в Великую печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим его память установлена 30 сентября (13 октября), а также 15 (28) июня - в день преставления.

Святой мученик Михаил (Маврудис) Солунский занимался торговлей хлебом. За отказ принять ислам он был сожжен турками в 1544 году.

Мученик Михаил садовник пострадал от турок за исповедание христианской веры в Афинах в 1770 году.

Мученик Михаил Вурлиот родился около 1754 года в семье ремесленников. Мальчик рос набожным, но характер его был неустойчивым. Статный и стройный юноша обратил на себя внимание содержателя кофейни в городе Смирна. Турок обласкал его и убедил принять мусульманство, чтобы работать в кофейне. Михаил согласился и с удовольствием стал исполнять свои обязанности. Но вот наступила Святая Пасха. Он услышал торжествующую песнь: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" Всей душой он ощутил, что он христианин и  что Господь призывает его. Юноша пошел к певшим, но услышал упрек в отступничестве. Он грустно сказал:
- Завтра вы увидите, кто я такой.

Немедленно он отправился к мусульманскому судье и спросил, законен ли обмен свинца на золото. Если обмен совершен, то можно ли обманутому взять назад свое золото? Судья ответил, что можно. Михаил сказал:
   - Если так, - возьми свой свинец, который ты дал мне за золото: возьми назад свою веру и возврати мне мое золото - веру моих отцов.

   Юноша открыто исповедал свою веру во Христа. Турки заключили его в тюрьму, а через два дня отсекли голову. Его тело три дня лежало без погребения и все же осталось неповрежденным. Турки бросили его тело в море, но корабельщики достали и похоронили в храме святой Фотинии.

Благоверный князь Михаил Тверской

В первой половине Х111 века Русскую Землю постигло великое бедствие: началось вторжение татаро-монгольских орд. К этому прибавились внутренние беды: борьба русских князей друг с другом. В то безотрадное время жил святой князь Михаил.

Жизнь
Благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 г., и произошло это после смерти его отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября). При поездке в Орду князь Ярослав заболел. Он принял постриг с именем Афанасий и скончался. Мать Михаила, княгиня Ксения, вырастила сына в горячей любви к Богу (она окончила свой жизненный путь инокиней-схимницей в 1312 г.).

Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента) и в свое время на Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 г. отрок-князь заложил каменный храм в честь Преображения Господня на месте деревянной церкви во имя Космы и Дамиана.
В 1294 г. князь Михаил женился на княжне Анне, дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича.

Летописец повествует, что князь Михаил был высок ростом, силен и отважен, усердно читал священные книги и жертвовал на храмы, почитал священников и монахов. Бояре и народ любили его. Сам же он желал иноческого или мученического подвига.

 В 1304 г. умер великий князь Андрей Александрович, и Михаил, по праву старшего, в 1305 г. получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но двоюродный племянник Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, так как сам домогался великокняжеской власти.

Московское княжество стало многолюдно и богато. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке, в крещении - Агафье - и стал великим князем, но не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью.

В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 г. наголову разбили Юрия и захватили много пленных, в том числе Кавгадыя, которого святой Михаил отпустил, и жену Московского князя Кончаку, которая неожиданно умерла в Твери.

Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле князя не было ни одной раны. Он отпустил русских пленников, захваченных татарами. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки.

Житие

Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна.
"Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. На шею князю Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали его под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях.
Руки святого страдальца тоже на ночь заковывали в колоду, поэтому по вечерам перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири.

Долго кочевал с Ордой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет».

По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

Кончина

 По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил князю Михаилу за поражение, в шатер, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом. Это произошло 22 ноября 1318 г.

Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх, и они убежали. На утро тела не нашли на доске. Оно лежало отдельно на земле. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика, и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся святых останков мученика.

Утром все говорили: «Князь Михаил - святой, невинно убитый». Кавгадый скоро был казнен по приказанию хана Узбека.

Почитание

Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Преображения Спасского монастыря в Кремле. Лишь через год, в 1319 г., в Твери узнали о судьбе своего князя - когда из Орды вернулся князь Юрий с великокняжеским ярлыком. По желанию супруги покойного князя-мученика, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 г. положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня.

Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 г. состоялось общецерковное прославление святого.

24 ноября 1632 г. были обретены нетленные мощи святого Михаила. Он часто оказывал благодатную помощь Русской земле.

В 1606 г. поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руке и обращал их в бегство.

Нетленные мощи князя Михаила были обретены 24 ноября 1632 г.
Память святого благоверного князя совершается 22 ноября (5 декабря).

Святой благоверный князь Михаил Черниговский

Чудесное исцеление

Князь Михаил, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень слабое здоровье, но он уповал на милость Божию и в 1186 г. обратился за святым ходатайством к преподобному Никите Переяславскому Столпнику, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая).

Юный князь получил от святого подвижника деревянный посох, чем сразу исцелился.

В 1223 г. благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ.
С 1223 г., после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским.

В Новгороде

В 1225 г. он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 мaртa), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

На родине

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.
С 1235 г. святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Нашествие

Наступило тяжелое время. В 1238 г. татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киевскому князю добровольно покориться, но он не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу.
Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

   Князь не терял надежды на возможное объединение христианcкой Европы против азиатских хищников. В 1245 г. на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского.

 Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником веры Христовой.

В Орде

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его.

Когда в 1245 г. благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена.

Укрепляясь словами Господа «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец.

Кончина

Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. Боярина Феодора татары льстиво склоняли выполнить языческий обряд, обещая за это княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого мученика, он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Почитание
   
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов.

Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Был отравлен монголами великий князь Феодор (+ 1245), замучены святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.

   14 февраля 1572 г. по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного и с благословения митрополита Антония мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 г. они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 г. - в Архангельский собор Московского Кремля.

   Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

   «Род праведных благословится», - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

   Память мученика и исповедника благоверного князя Михаила и его боярина Феодора совершается 20 сентября (3 октября).
 
 Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 г. В синодике, принадлежавшем святи¬телю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из духовного завещания святителя Митрофана известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Цepкви и в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил ¬в миру, был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от .города Шуи (ныне Владимирская область).

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 г. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: «род черного священника Митрофана Сидоровского». Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 г. в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681-1682 гг. в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вы¬зван в столицу и 2 апреля 1682 г. посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. «Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди стада Христова! Вы долж¬ны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы долж¬ны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси!, как бы внушая тем, что три есть различные образы пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. .

Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к бо¬лящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым елеем».

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 г. собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего служения святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротояк¬ский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией».

Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святите¬лем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духов¬ных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 г. святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипа-стыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, сво¬им нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содей¬ствовал преобразованиям Петра 1, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру 1. Это было особенно важно, ибо многие считали устрой¬ство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святи¬тель отказался идти во дворец к Петру 1, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святи¬телю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

Скончался святитель Митрофан в 1703 г. в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр 1 сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди веч¬ная память».

 Одним из замечательных памятников жизни и дея¬тельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: «Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых».

Обретение мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины (23 ноября 1703 г.). Преемники его, Воронежские преосвященные, почитали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Вороне¬жа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и пред¬смертное завещание его - совершать о нем молитвы.

Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение, хотя и не знало святителя, но так¬же благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии подтвердилась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.
Так, в 1718 г. Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Ку¬пины; в 1735 г. тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 г. замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воро¬нежский Антоний неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными да¬рами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодей¬ственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия.

Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митро¬фана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 августа - в день прославления (1832 г.).

В Воронежской епархии архиепископом Антонием  (1827¬-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской  хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря – по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в цер¬ковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келии. Озабоченный этим, он сел в раз¬мышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего заве¬щания». Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.
Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова «Не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не по¬лагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и о своем край-нем смирении.

(О святителе Митрофане Воронежском - «Журнал Московской Патриархии», 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11)


Литература

Жития русских святых в 6 томах
Протоиерей Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902.
Святой Архистратиг Михаил. "Скиния" М., 1992.
Настольная книга священнослужителя
Православная Москва. Справочник действующих монастырей и храмов. М. 1993.


Рецензии