Ностальгия

Читаю мемуары некоторых авторов и удивляюсь!
Их памяти удивляюсь!  Описывают себя в годовалом, двух, трёхгодовалом возрасте.
 Помнят -ведь! Даже если не своя память  будит  воспоминания, а  рассказы родственников, знакомых, или других каких "соучастников жития", всё равно это многого стоит.

Я -вот решил тоже своё голозадое детство повспоминать. -Чем я хуже?
...Хуже оказывается...
Ничего связного. Калейдоскоп, разных, бессюжетных картинок только мелькает.
Детский сад,а уж тем более ясли не помню.  Не ходил значит?
Но смутно помню, как отец меня куда-то возил на велосипеде с прилаженным на раму сиденьем.
Выходит всё-таки  посещал я это учреждение, для воспитания малолетних "совков".
Значит я тоже, как многие сейчас могу полноправно орать на весь интернет, что мою свободу душили с младых лет!
А я не помню! Ни воспитательниц -надзирательниц, ни  ШИЗО с карцерами. И врать не научили, чтоб ужасы тогдашнего строя  без угрызений совести описать.

Ещё в памяти какая-то тёмная комната с каким-то излучателем и мы, ребятишки -мальчики и девочки в трусиках перед этим излучателем  какие -то упражнения выполняем. Зомбировали нас наверное так? Веру в победу коммунизма   какими-то лямда лучами в незакалённые мозги и ещё растущее тело вжигали.

Но недостаточно  интенсивным то облучение было -похоже.
Иначе чем объяснить, что наше поколение не то, что молчало, а даже приветствовало разрушение своей страны.

Это сейчас все открещиваются от своего участия в том шабаше. Я то помню как было:  Процентов восемьдесят, а то и больше   Ельцина поддерживали.
А сейчас: "Я не я и  дерьмо не моё!" Ангелочки все чистенькие...

Опять меня понесло...
Я  же про детство...

Ещё помню, как я шестилетний  со своим старшим братом вечером ходили смотреть телевизор.
Взбирались на забор вокруг находящейся рядом школы -интерната и сквозь полузамёршее стекло окна с благоговением смотрели на мутное мерцание каких-то силуэтов в глубине комнаты. Помню как вдруг оказался уже в школе и тётеньки (наверное сторожихи) снимали с моих щёк замёрзшие слезинки.
Как я там оказался, куда брат, Колька, девался, как домой попал  -не помню.
Только предположить сейчас могу, что нас сторожихи спугнули, Колька убежал, а меня с забора сняли и доставили в "застенок" интерната.
Потом наверное, Колька" родителей привёл -меня спасать.
Ещё помню, как двоюродная сестра,Валька, нас с моей бабушкой грамоте учила.
Валька на год старше и  уже окончила первый класс. Нас к моей бабушке на лето, в деревню тогда сослали.
Вот, Валька и   сделала доброе дело.
Бабушка моя с той поры  в чтение ударилась. Всё подряд читала. Календари -численники, детские книжки со сказками, классику, газеты,и даже иногда за специальной литературой её заставали.
Учебники по химии, физике, "пропашным тракторам".
Вряд-ли что-то понимала, но читала и читала.
И письма сама писала. Большущими печатными буквами -правда но писала. Моим родителям в город, мне в армию потом, сестре с племянницей. Ей тоже печатными буквами отписывались. Прописные бабушка не понимала.
Сестру её, Настасью Васильевну, Валькину бабушку, Валька так грамоте и не научила.
Не захотела она голову глупостями забивать. Через толмачей-переводчиков бабки общались.

А ещё помню, как отец меня на машине ездить учил.
Он на ГАЗ-69 работал.  -Посадил меня на колени и мы ехали. А я как нажму на папкину ногу лежащую на педали газа , а машина кааак рванёт.Какой восторг у меня был!!!
А потом я перебрался назад. Сзади вместо сидений было две лавки по бокам.  Я тихонечко расстегнул брезент газика и выпрыгнул на ходу. Так в кино выпрыгивали наши разведчики.
Тогда главная игра ребятишек была "в войнушку".  Делали оружие из чего под руку подвернётся, делились на немцев и наших и воевали.  Обычная палка в воображении становилась ППШ, или шмайстером, булыжник гранатой, сарайки, сеновалы и стайки Рейхстагом с Гитлером в бункере .
 
Ладошки и коленки ободрал сильно -конечно, но никому не сказал. И папка сильно  не отреагировал -как кажется.
Выпрыгнул и выпрыгнул..
Он -же наверняка в зеркало видел, что я вскочил и домой пошел.
Там до дома -то с полкилометра всего.
Я к тому времени уже  в школу кажись ходил. Взрослый, самостоятельный мужик.

По настоящему отец научил водить машину уже когда я классе в пятом был.
На ГАЗ -51 отец работал. А на каком -не помню?
Он и на простом -бортовом работал и с будкой почту возил и с будкой-же молоко в бутылках с молкомбината по магазинам.
Отец мой  долго на одном месте не держался. Несправедливость не терпел.
Плюнет  начальнику в рожу (фигурально выражаясь), заявление "по собственному желанию" на стол и гордо уходит.
Я в него похоже выродился. Тоже  трудовую  книжку с тремя заполненными вкладышами в  ящике среди  прочих документов  храню.
Ещё помню, как отец возил нас    в кузове грузовика на историческую Родину. -В посёлок откуда мы все родом.
Триста км почти   между прочим. И асфальт, на тогдашних автобанах  тогда был только в одном месте на выезде из Свердловска в сторону Тюмени.
Юморные шоферюги называли этот участок: "Пять минут Америки!"
Больше  признаков Америки не было ни в каких направлениях.
Грунтовка, грунтовка, грунтовка!!!  Местами грунтовка  посыпанная щебёнкой и раз в год прогрейдированная.

  А мы  в кузове на подстилке из сена.  человек нас шесть было. Не считая тех, кто в кабине.
 Правда грузовик был не совсем без удобств.
В передней части кузова был установлен как-бы съёмный навес метра полтора.
Ехали весело? Взрослые пили брагу, мы -ребятишки намешанную с вареньем водичку.
Морс -называли.  Сладкая жизнь была при клятых некоторыми  коммуняках.
Детство, отрочество, юность -как классик сказал.

Что ещё помню?  Как по стройкам шлялись. Тогда западную окраину Свердловска активно застраивать начали.
Частный сектор сносили, панельные пятиэтажки возводили. Потом начали девяти и двенадцатиэтажки строить.
А дальше вообще небоскрёбы -шестнадцатиэтажные  вавилонские башни.
Но это уже потом. Когда я взрослым стал.
А пока мы  рылись в домах, ещё не  попавших под шар экскаватора -разрушителя, но уже покинутых  своими обитателями и ползали по подвалам и этажам  вновь возводимых объектов. Раз даже с дружком, Юркой, на  башенный кран залезли.
Кабина была не закрыта и мы даже подёргали за всякие рычажки и понажимали на  разные кнопки.
Только кран на наши манипуляции никак не отреагировал.
Наверное рубильник вырублен был?
А то мы бы  натворили делов.
Помню котельные с кучами угля по всему городу.
Помню  деревянные сортиры во дворах  прямо в центре города.
Помню газовые колонки и дровяные титаны у знакомых родителей живущих в благоустроенных квартирах.
Как мы -жители частного сектора им завидовали!!!
Печку топить не надо, по всей округе в поисках не замёрзшей колонки бегать с  привязанной к санкам  сорокалитровой флягой рыскать не надо,  в земле огорода рыться не надо.
Рай земной-же!!!
Голубая мечта была получить благоустроенную квартиру.
Только такое счастье трудно дождаться было.
Или ты  попадаешь под снос, или   очередь лет тридцать ждёшь, или идёшь работать  на предприятие, где квартиры  дают быстро, но платят мало, или  покупаешь кооперативную  квартиру, что для обычного человека звучало нереально. Кооперативы покупали только жулики, дипломаты  директора  чего-то  и иногда честные, высокооплачиваемые  люди.
Наш сосед, сталевар -например деньги на квартиру честно заработал.
Такое мнение было у простых, советских работяг.

Сейчас всё наоборот. Сейчас  все из квартир рвутся в свои дома.
Оно и понятно. Сейчас свои дома благоустроены получше квартир  в "человейниках"
Сейчас можно и воду провести и три фазы и станки какие-угодно купить и материалы для строительства и нанять бригаду, если у самого руки не из того места растут...
Любой каприз за ваши деньги...
Раньше   нельзя было ничего. Ни доски, ни гвозди, ни цемент, ни кирпич в свободной продаже не наблюдались.
Или по блату доставай, или воруй, или из хлама строй.
Была помню лесоторговая база. Вроде как для населения должна была стройматериалами торговать.
Только база то была, а стройматериалов не было.
Куда они исчезали никому не ведомо???
Ещё помню куст крыжовника в огороде дружка, Юрки.
Когда родителей не было дома мы с ним этот крыжовник ели втихаря.
Вкуснее ягод  и фруктов я больше в жизни не пробовал!!!
Даже сейчас не могу спокойно пройти мимо куста с спелым крыжовником.
Летом гостили в саду у сестры жены, так я не успокоился, пока не объел весь огромный куст.
Четыре дня объедал.
Вот как в память детскую впечатался тот вкус!
Изу  Перизолову одноклассницу  почему-то помню. Вернее не саму Изу (Изольду), а её поступок.
Мы стоим на лестнице в школе и кто-то на той лестнице наплевал. Мимо идёт учительница географии, Вера Ивановна.
Увидела плевки и начала на меня орать. Типа это я наплевал. И тут шок! Иза за меня вступилась. Она посмела возразить учительнице! Она сказала учителю, что прежде чем кричать надо разобраться -кто наплевал.
Не помню я, чтоб кто-то за меня вступался. Тем более девочка! А она заступилась.  Всю жизнь помню то необъяснимое?

Вот ведь как!  Намеревался о бесштанном детстве повспоминать, а сам на уже сознательный период съехал.
Не помню я как без штанов бегал. И, как на горшке сидел не помню.
Как в той песне: "-Что-то  с памятью моей стало?"
Только в песне действующий персонаж вдруг  то, что было не с ним вспомнил, а я наоборот что со мной было не помню...
Ну и ладно. Завяжу с ностальгией пожалуй пока.
............
На фото: Я, брат, Колька, отец, возле избушки в которой мы тогда жили, которую я не помню но которую мне показывали.
.................
Предупреждая наставления и  козыряние грамотностью  возможных "интеллего" даю выписку из википедии :
" -Ностальгия (от др.-греч. ;;;;;; — «возвращение на родину» и ;;;;; «боль, печаль») — тоска по родине или прошлому."
По ПРОШЕДШЕМУ ДЕТСТВУ  я потосковал в этом опусе.
...................................
21 НОЯБРЯ 2020 Г.


Рецензии
Неясно только, почему "брат Колька" - в платьице )))))).

А текст хороший, интересный.

Людмила Людмилина   22.11.2020 21:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила.
Это не платье, это трусы. Так сказать -семейники для малолеток.Тогда плавочки не носили.
Сейчас вот тоже смотришь на женщину. Вроде нормально, по форме одета. -В юбке.
А шагнёт и юбка превращается в широкие штаны.))))))))
И мужики сейчас в трусах по городам а не по огородам ходят.)))))

Борис Дерендяев   23.11.2020 03:18   Заявить о нарушении