Тьютор - репетитор по-английски

История 1.
ЛОГАРИФМЫ И ТАК ДАЛЕЕ...

Утром мне позвонила незнакомая женщина. Представилась Сюзанной, мамой десятиклассника Натана. Натану нужен репетитор – срочно, уже сегодня! Потому что завтра у него сложный тест по математике, в «Классе чести», и нужно что-то делать.
– У вас в объявлении написано, что вы помогаете с математикой, так? И живете вы недалеко от нас, в пяти минутах езды, – взволнованно объяснила Сюзанна. – Может, у вас найдется сегодня время? Пусть даже совсем поздно, неважно! Нам никак нельзя провалить этот тест, а сынок что-то запаниковал.

Математику я начала преподавать совсем недавно. В основном готовлю к стандартным тестам, тем, которые в России называются ЕГЭ, а в Америке – SAT. Хотя вопросы в тестах варьируются, они предсказуемы. А так как я занимаюсь этой работой постоянно, то найти решение могу почти с закрытыми глазами.

А тут – «Класс чести»... Для тех, кто хочет поступать если не в Гарвард, то в близкий по уровню престижный вуз. А я даже не знаю, какую тему этот Натан сейчас изучает.

Всё это я подробно объяснила по телефону Сюзанне. И про тесты, и про то, что к урокам уровня «Класса чести» учителя, вообще-то, готовятся: прорешивают задания, повторяют формулы, заранее подбирают примеры.

Но мама Натана плохо меня слушала.
 
– Ой, да вы не волнуйтесь! Он очень сильный математик, всё понимает, только вот нервничает. Ему нужно, чтобы кто-то с ним посидел и посмотрел, правильно он делает или нет.
– А тема-то какая?
– Ммм... Он вам сам скажет! Повторение за первую четверть, кажется. А вы близко живете, это так удобно!..
– Уф-ф! Ну хорошо, приезжайте. Я посмотрю задания и если смогу помочь – помогу, а нет – то я вам так и скажу. Договорились?

Через десять минут машина подъехала к дому. Натан – нескладный десятиклассник с рыжими спутанными волосами, мама – молодая улыбчивая женщина в джинсах с дырками на коленках.
 
– Так я его оставлю у вас на час, хорошо? – не проходя в комнату, заторопилась Сюзанна, вручая мне чек.
 
Это чтобы я не передумала.

Мы прошли в комнату, оборудованную под класс. Натан достал ноутбук и пощелкал мышью. С опаской я заглянула в вопросы теста.

Ура! Мне повезло: примеры выглядят кошмарно – со скобками, сложными трехэтажными дробями и дробными степенями, но это именно то, в чем я прекрасно разбираюсь. Кое-что помню со школы (я ж отличницей была, причем – настоящей, еще во времена социализма), а кое-что доучила уже тут, в Америке.

Сразу успокоившись, уверенно проверяю выполненные задания и объясняю, в чем Натан ошибся. Кстати, этот новый ученик – действительно сильный математик. Понимает меня с полуслова, подхватывает любой намек и тут же находит короткие пути решения. В материале он явно разбирается, и репетитор (по-английски – «тьютор») ему совсем не нужен.

Час пролетел незаметно. За это время мы успели подружиться, увлеклись решением сложной дополнительной задачи и не услышали шума подъехавшей машины.
 
Вечером мне снова позвонила Сюзанна и попросила позаниматься с Натаном следующей темой.

– Вы ему так понравились! – уговаривала меня Сюзанна. – Обычно он с трудом привыкает к незнакомым людям, а тут просто расцвел!
– Мне тоже с ним было очень интересно, – похвалила я ученика. – Вот только мне обязательно нужно заранее знать тему. Всё-таки я не школьный учитель. Мне нужно освежить материал.
– О, конечно, конечно. У них всё еще повторение. Алгебра 2, главы с пятой по седьмую. За осенний семестр.
 
Весь выходной я глотала главы «с пятой по седьмую». То, что в «Классе чести" успели пройти за три месяца. Материал в целом был мне знаком, но не до такой степени, чтобы можно было не глядя, играючи, решить любую сложную задачу.
 
– Может, лучше отказаться? – пожалел меня муж. – Скажи, что ты готовишь только к SАТ.
– Но мне самой интересно!
– Ну, раз интересно – пожалуйста.

В понедельник мы снова встретились с Натаном. Я заглянула в распечатку – и у меня потемнело в глазах!
Это была совсем ДРУГАЯ глава! С вопросами по теме, которую я не повторяла!..
    
Я тупо смотрела на листок с заданиями. Может, в спокойной обстановке я бы и сообразила, что к чему, но в присутствии ученика, который ожидает от меня помощи, я молча запаниковала.
    
– Вот тут у меня ответ почему-то не сошелся, – начал Натан, переворачивая страницу.
 
– Видишь ли... – перебила я слабым голосом. – Наверное, я не смогу помочь. Я эту тему плохо знаю. Позвони  маме, хорошо?

Натан то ли не услышал, то ли не понял.
– У нас завтра тест, – жизнерадостно сообщил он.
(У них что, каждый день тесты?!)

– Я вообще-то думала, что вы проходите системы уравнений...
 
– Да мы их уже сдали. А теперь – восьмая глава. Логарифмы. Это просто!

(Ну, не помню я ничего про логарифмы! Хоть убей – не помню!)

– Но я вряд ли... – начала я, но Натан уже достал калькулятор. Ему явно не хотелось от меня уезжать. Тем более что завтра – тест!
–Да это легко, вот, смотрите...
 
За пять минут Натан ввел меня в курс дела.
 
Действительно легко. Кое-что я вспомнила сама, остальное подсмотрела в учебнике, пока Натан лихо давил на кнопки калькулятора.
 
– Логарифмы – это вообще ерунда, – заверил он меня, получив очередной верный ответ. – Но в шестом и в двенадцатом заданиях я запутался. Не могу сообразить. Что-то они накрутили...

А вот это – моя стихия! Я люблю, когда накручено. Когда нужно соображать, искать неожиданные ходы, замечать подвох, хитро запрятанный в задаче. Не случайно у меня по всем тестам результаты зашкаливают – хоть в Гарвард поступай! А еще я привыкла работать в условиях стресса: в школах Америки нет стандартных учебников, и задания, которые приносят ученики, могут быть самыми неожиданными. Каждый раз нужно найти решение – и найти его быстро, без подготовки, не теряя при этом уверенного вида.

– А что, если... – говорю я и записываю то, что пришло мне в голову.
   
Натан внимательно смотрит на мой листок, напряженно думает – и вдруг хлопает себя ладонями по коленкам.
 
– Верно! – орет он, хватаясь за калькулятор. – Как это я не сообразил!
 
Мы хором решаем еще несколько сложных задач и расстаемся, довольные друг другом.
    
И всё-таки мне как-то совестно. Я же за урок беру деньги, а тут нехорошо получилось...
    
На следующий день я позвонила маме Натана. Хотела извиниться, всё объяснить и вернуть чек за урок. Но не успела.
    
– Спасибо вам большое! Натан так доволен! – закричала Сюзанна в трубку. – Вы знаете, что он получил за последний тест? «А с плюсом»! Самый лучший результат в классе. У него такого еще ни разу не было!
– Но я... Но он...
– Лена, вы – замечательный репетитор! Натан сказал, что вы прекрасно всё ему объяснили! Можно, мы к вам приедем в пятницу? У него в понедельник тест...


Рецензии