Глава 9. Цянь. Смирение

- Что это было? – Борис с видимым раздражением смотрел на Анжелику. – «…глупее, чем я думала» ?! Что всё это значит?!
- Интересно – то, что я тебя чуть не убила, тебя волнует гораздо меньше, чем эта фраза. – Невольно улыбнулась Анжелика. – Не будь таким по-детски ранимым. Попав ТУДА, я будто стала другим человеком. То есть, привычки, воспоминания, вербальный опыт – всё то же самое, но я сама стала другой. Как я теперь понимаю, это было влияние тех самых Сущностей Тёмной Силы, о которых я тебе говорила в Париже. Я ощутила это еще у входа в пещеру, когда ты держал в руках листы с 9-й гексаграммой. И мне стало страшно – я оказалась ДОСТУПНА этому воздействию.
Борис примирительно прижал её к себе, ощутив на груди её горячее дыхание. Это тепло внезапно пронзило его щемящей нежностью.
- Не бойся. Я с тобой, а значит мы сможем с этим справиться … Или – использовать!
- Что значит «использовать»? – Мягко отстранившись, Анжелика с удивлением посмотрела на Бориса.
- Видишь ли, 15-я гексаграмма, Цянь – Смирение, в сопряжённом афоризме, открытом нам легендарным магом Фу Си, фактически является продолжением «Искусства Войны» – смирение, не как мировоззренческий устой, а как способ достижения цели.

«Не страшись подчиняться – это начало успеха. Подчинение освобождает силу, которую господин тратит, чтобы подчинять. Так ты используешь его силу против него. Так Земля (верхняя триграмма) поглощает Гору (нижняя триграмма). Гора уходит в Землю под гнетом собственной тяжести».

Главным принципом всей китайской философии, с такой простотой и красотой выраженным в Книге Перемен, – продолжил Борис – является утверждение о том, что любая вещь или явление, со временем переходят в свою противоположность. Противоположностью 15-й гексаграммы, получаемой заменой в ней всех прерывистых линий на сплошные и наоборот, является гексаграмма 10 – Наступление, которая, в свою очередь, получается переворачиванием на 180 градусов уже пройденной нами 9-й гексаграммы – Величие в малом. Так о каком же смирении идёт речь? Может быть о таком:
«Смиренное служение рождает чувство внутреннего достоинства. Через смирение ты можешь прийти к свершению и достигнуть желаемого»?
Или о таком:
«Обладание великим не допускает избытка и переполнения. Осознание этого позволяет быть смиренным»?

Борис оглядел подземелье, под сводами которого они вновь оказались, «призрачно» освещенное мягким сиянием трех Лучезарных Дельт, будто с каким-то ребяческим вызовом, адресуя к ним свой вопрос.
- Да, и как я воспроизведу следующую гексаграмму? Тушь, бумага – всё это осталось в другом, более рациональном мире.
- Ты, кажется, забыл, что мы МАГИ! Посмотри там. – Улыбнулась Анжелика, кивком головы указав на один из двух пустующих постаментов в, расположенных по периметру подземелья, нишах.
Пройдя «в указанном направлении», Борис действительно обнаружил стопку писчей бумаги, флакон с тушью и кисточку для письма …

«Итак, свершилось! Я нашёл Философский Камень! А точнее – проник в его ТАЙНУ! Многие годы поисков и разочарований в мутном потоке алхимического шарлатанства, изучения «глубокомысленно»-бессмысленных графоманских опусов, за которыми их авторы, с разной степенью успешности, прятали собственные бездарность и невежество, наконец привели меня в Даосский монастырь, где я обрел ИСТИНУ – Философский Камень. Это не предмет, и не рецепт, а СОСТОЯНИЕ. Состояние, достигаемое исполнением ВНУТРЕННЕЙ АЛХИМИИ. Золото, киноварь, сера, ртуть, серебро, свинец – лишь символы первобытных энергий, взаимодействующих через внутренние органы нашего тела, меридианы, жидкости, соки, секрецию. А описание процессов плавления, соотносится с ясной последовательностью упражнений Цигун и специальных медитаций. Я не обрёл БЕССМЕРТИЯ, не стал МАГОМ, но научился превращать свинец в золото лишь силой концентрированной визуализации. Я вернулся в Европу, но, поражая сильных мира сего своим искусством, вдруг ощутил пустоту. Обретение ТАЙНЫ принесло не восторг, но умиротворение и покой. Покой, несовместимый с потной алчностью чванливых правителей. Не знаю, воспользуюсь ли я когда-нибудь ещё своим ЗНАИЕМ. Каким-то странным образом, оно принесло не чувство превосходства, а СМИРЕНИЕ. Но как приятна, иногда, мысль, несбыточная мечта, недосягаемый мираж – поразить своим умением истинных ценителей …».
Он не спеша и без особой цели брёл по одной из тихих Амстердамских улиц, в стороне от центра, размеренным ритмом прогулки, создавая «занятость» тела, позволяющую мыслям течь спокойно, не отвлекаясь, концентрируясь на, неожиданно, приятном ощущении грусти, заполнившем пространство городской ночи, тронутое изысканным декадансом ранней осени. Внезапно он увидел, как из окна, остановившейся впереди, кареты протянулась тонкая женская рука в черной бархатной, по локоть, перчатке и, недвусмысленным жестом, поманила его к себе. «А его ли?» – с удивлением подумал он о себе в третьем лице, что, почему-то, нередко случалось с ним в последнее время, но, оглядевшись по сторонам, убедился, что улица была пустынна, а редкие прохожие, казалось, ничего не замечали. Поравнявшись с каретой, он запрыгнул внутрь, повинуясь, скорее, импульсу, нежели осознанному решению. Лабиринтом узких кривых улочек они выехали к Главному Каналу и, проехав ещё сотню метров, остановились у нарядного парадного входа в один из больших каменных домов, создающих неповторимый «богатый» колорит этой части города. Весь путь они проделали молча. Его спутница – элегантная, насколько это можно было понять в полумраке кареты, освещаемой лишь светом полной луны, проникающим через небольшие окна, молодая женщина, в чёрном плаще, схваченном узлом шёлковой тесьмы чуть выше груди, пикантно открытой смелым, но не вульгарным декольте, с наброшенным на голову, капюшоном, мешающим разглядеть черты её лица – всё это время, казалось, пристально его изучала.
Всё также молча они вошли в дом и, поднявшись по широкой парадной лестнице, пройдя просторную гостиную, очутились в кабинете, обставленном с аристократической изысканностью. На диване, у изящного кофейного столика, сидел мужчина. Снимая плащ, женщина отбросила с головы капюшон, освободив, будто ждавшие этого момента, соломенного цвета с медным отливом волосы, рассыпавшиеся по её плечам.
- Наверное, за время поездки у Вас накопилось много вопросов? – Начал, обращаясь к нему, мужчина.
- Не очень. Всего один – зачем я здесь?
- Вопрос риторический. Ответ Вам хорошо известен – из-за вашего умения. А точнее – искусства. И, Боже упаси, мы не собираемся превращать вас насильственным, или каким-либо иным, способом в источник постоянного дохода. Мы в этом не нуждаемся. А даже если бы было иначе – подобный утилитаризм в отношении такого уникума, как Вы – это было бы слишком пошло! В то же время, Ваш талант, в силу узости воплощения, подобен проклятию царя Мидаса – по большому счёту, он абсолютно бессмысленен, как и само золото. В чём ценность золота? Ювелирное сырьё? Но в этом случае ценится не само золото, а мастерство ювелира. Деньги? Но когда количество денег превышает количество того, что можно на них купить, они девальвируются. И что Вы будете делать тогда? Превращать золото обратно в свинец? Смешно, не правда ли? Но таланту необходима востребованность. Невостребованный талант – страшная разрушительная сила! Прободная язва, почечные колики, всевозможные аллергии – далеко не полный перечень осложнений этой болезни. Ваш же талант может быть востребован только Вами, а это противоречит самой его сути, определению понятия ТАЛАНТ! Талант – это феномен невербального общения человека с социумом, поэтому он лишь тогда ТАЛАНТ, когда может быть востребован ДРУГИМИ! Может быть, именно в силу этого противоречия, у людей, которые подобно Вам приобщились к ТАЙНЕ, хватило мудрости сохранить это в секрете?
- Хорошая речь! Долго репетировали? Вы так и не предложили мне сесть. Учитывая добровольность моего визита – довольно невежливо. Интересно, что о бессмысленности золота так хорошо и красиво рассуждают именно те, у кого его много. У вас на столе свинцовое пресс-папье в виде лежащего буйвола. Вы позволите?
С этими словами он подошел к столу. Мужчина и женщина последовали за ним. Взгляд гостя, устремленный на искусно литую фигурку, стал отрешённо-сосредоточенным. Казалось, он проникал куда-то далеко за пределы измеримых вещей. Бумага под буйволом съёжилась, покрывшись кристаллами инея, а сам он как будто ожил, превращаясь в Золотого Тельца в матовом ореоле гипнотического сияния, присущего только ЗОЛОТУ. Обозначенные искусным литьём, невидящие глаза проникали в самую душу, наполняя её тревогой зловеще-реальной ассоциации.
- Уфф! – Невольно выдохнул мужчина.
- Я знаю, кто я. – Взгляд гостя словно вернулся в реальность трехмерного мира, обретая, выражаемые словами, свойства – спокойное, без злорадства, удовольствие от зримого воплощения своей виртуозности. – Чего не скажешь о вас. Вы откровенно любовались логической безупречностью своего отрицания, что не помешало вам испытать искреннее потрясение конкретностью ЧУДА.
- Это действительно ЧУДО! – Заговорила, молчавшая всё это время, женщина. – Уникальная флуктуация самой природы МАГИИ – чудо, доступное ЧЕЛОВЕКУ, но недоступное МАГУ!
- Магу?! Мне почему-то трудно проникнуться реальностью вашего присутствия. – Внезапная догадка, буквально, озарила лицо гостя. – Вы не ОТСЮДА. И это не аномалия МЕСТА. Это аномалия ВРЕМЕНИ! Значит, вы те, о ком я думал! МАГИ БУДУЩЕГО!
Борис и Анжелика переглянулись.
- Ты прав. – Заговорила Анжелика, переходя на «ты», будто обозначив этим некий Рубикон, точку невозврата. – Но в этом будущем осталась неразрешенной одна загадка, связанная с твоей судьбой. Что, видимо, и заставило нас прийти именно к тебе.
- «Видимо»?! То есть, вы хотите сказать, что ваши перемещения во времени не контролируются ВАМИ?!
- Не совсем так. Но об этом мы поговорим позже. Итак, Великий Алхимик Ласкарис, истинный Адепт, трансмутации которого задокументированы самым надежным образом – протоколами бракоразводного процесса. Процесса Анны-Софии и Фридриха Карла фон Эурбах – людей, примечательных лишь тем, что пытались делить проекционное золото! Я ничего не упустила? Ах да, открывший секрет Вечной Молодости (!) – скромный (судя по состоянию обуви – более чем скромный) амстердамский аптекарь?!!! Что это? Изощренный вид гордыни, социопатичные проявления подавляемого садомазохизма или мимикрия «вечного беглеца», синдром постоянного преследования?! Как сказали бы в наше время, твой психологический профиль слишком противоречив, чтобы описывать реального человека. И почему Ласкарис? Какое отношение потомок каббалистов из Цфата имеет к императорской династии Никейского царства?
- Псевдоним как псевдоним. – Пробурчал человек, названный Ласкарисом. – Ты упустила главное. Ещё древние каббалисты определили 10 Сфирот, Первобытных Начал Бытия, как виды ЭНЕРГИИ, данные нам в ощущения, как СОСТОЯНИЯ. Даосские практики открывают нам доступ к бесконечному многообразию этих состояний, одним из которых является способность совершать трансмутацию металлов. То есть, в конечном счёте, речь идёт об ОБЪЕКТИВНО существующем виде энергии. Но энергию, такую, например, как электричество или магнетизм можно аккумулировать в материальном носителе. Наверное, для этого подойдёт любой носитель. Я бы мог нарисовать на холсте чёрный квадрат и наделить его эмоциональным магнетизмом Философского Камня.
- Ты не поверишь, но через 200 лет нашёлся человек, реализовавший твою идею, правда, вне связи с алхимией. – Усмехнулся Борис.
- Идеи носятся в воздухе. Буквально. – Пожал плечами Ласкарис. – Я научился аккумулировать энергию трансмутации в кристаллах поваренной соли. Это позволило мне инициировать суфлёров, пропагандирующих реальность алхимии, а заодно и моё искусство, при этом самому оставаясь анонимным. В своих путешествиях я обращал внимание на увлеченных, не лишённых таланта, юношей, одаривая их своим «порошком». Иногда просто так, как признание их таланта, зачастую – сильно преувеличенное. Иногда – под видом благодарности за оказываемые ими мелкие бытовые услуги. Я подробно и тщательно объяснял им, как этим пользоваться. Не моя вина, что большинству из них так и не удалось выйти за рамки аксиоматики человеческого примитивизма – алчность, похоть, пресмыкание перед сильными мира сего, граничащее с идолопоклонством. В какой-то мере я чувствовал свою ответственность за их судьбу, пытался помочь, но лишь В КАКОЙ-ТО МЕРЕ! Я понимал, что таким образом, «визуализируя» универсальность человеческой слабости, погубившей многих, даже истинных адептов, вырабатываю в себе иммунитет, необходимый для сохранения и оттачивания МАСТЕРСТВА! Ведь порок и слабость – это тоже СОСТОЯНИЯ, как и МАСТЕРСТВО. Просто эти состояния несовместимы. Или-или. Я выбрал МАСТЕРСТВО, этот ни с чем не сравнимый восторг, бледное отражение которого испытали и вы просто глядя на это ЧУДО! Какой утилитарной ценностью оно обладает? Скорее всего – никакой! И в этом вы правы. Как, впрочем, и всякий ТАЛАНТ. Востребованность и талант – абсолютно независимые категории. Талант – это как явление природы. Разве ветер дует потому, что он «востребован»?! И разве дождь идёт потому, что он «полезен»?! Надеюсь, я сумел «конкретизировать» свой «психологический профиль»?
Борис и Анжелика смотрели на него с удивлением, постепенно воплотившимся в восхищенное понимание.
- И всё-таки, – с нарочито демонстративным упрямством начала Анжелика – к чему такая анонимность?
- В твоём перечне поведенческих мотиваций отсутствует самый главный, которому учит нас Величайшая из Книг – СМИРЕНИЕ. Со временем я научился воспринимать свою анонимность, как благословление. Признаюсь, это было нелегко! Порой, глядя на неуклюжие опыты суфлёров, так и хотелось выкрикнуть: «Это Я! Это я создал! Я им рассказал!». Но ИСКРЕННЕ и честно могу сказать – мне удалось преодолеть и это. Есть смирение раба – покорность перед силой. Есть смирение гения – достигнув совершенства, наслаждаться СОВЕРШЕНСТВОМ, а не его «востребованностью» – тем ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, которое СОВЕРШЕНСТВО производит на окружающих. Последнее – есть состояние зависимости. Почти такое же, как опиум или алкоголизм. Что возвращает нас к рабству, а я люблю свободу! И да – я гений!
- С тобой не поспоришь. – Попытался пошутить Борис, но глаза его выражали напряжённую сосредоточенность. – Вот, что мне мешает в твоей истории. Все алхимические тексты, утверждающие реальность Философского Камня, говорят о том, что его можно ОТКРЫТЬ. То есть, употребляется «фигура речи», неявно постулирующая его ВЕЧНУЮ, трансцендентную сущность. Ты же утверждаешь, что смог его СОЗДАТЬ, да ещё из поваренной соли! В этом есть какая-то профанация!
- Смешной. Чуть не сказал «глупый», но удержался – не могу допустить такой фамильярности по отношению к МАГУ. Потому, что сам им не являюсь. По этой причине, я не мог СОЗДАТЬ Философский Камень! Я лишь аккумулировал в поваренной соли его энергию. Как я уже сказал, Философский Камень – это СОСТОЯНИЕ. Состояние, испытываемое ЧЕЛОВЕКОМ. То есть, истинным Философским Камнем являемся мы с вами – ЛЮДИ. И это не профанация. Это – реальность! А реальность часто бывает не очень «радужной».
- Что ты имеешь в виду?
- Ты упомянула про секрет Вечной Молодости. Даосские практики позволяют очень сильно замедлить процесс старения. Я этим пользуюсь. Это удобно. Но мне больше нечего делать в этом мире. А точнее – в ЭТОМ ВРЕМЕНИ!
- Как тебя зовут? По «правде»?
- Зовите меня Яир – светлый. Не от слова «блондин», а от слова СВЕТ.
Произнесенное им слово вдруг обрело ИНЕРЦИЮ, заполнив видимое пространство СВЕТОМ. Свет был ярким, всепроникающим, «тактильно» плотным, поглотившим, находящихся в комнате, людей ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. Когда СВЕТ рассеялся, все трое обнаружили себя в подземелье, освещённом «призрачным», мягким сиянием Лучезарных Дельт …

(Продолжение следует)


Рецензии