Нас разлучила война

                НАС РАЗЛУЧИЛА ВОЙНА...
  "Здравствуй, моя любимая  жена Варенька! Пишет тебе твой муж, а ныне боец Красной армии, Михаил Селезнев".   
 ;Отделение к бою,; неожиданно раздался голос командира отделения.
Вздохнув, Михаил сложил письмо и вместе с огрызком карандаша положил в карман гимнастерки. Враг предпринял очередную атаку. От взрывов и воя снарядов стоял такой шум, что гудело в голове, а от пыли и земли, поднятой вверх, не видно было солнца. Но вот Михаил увидел, как из окопа поднялись его боевые товарищи  и пошли в атаку. Он ловко выпрыгнул и только хотел закричать "ура", как что-то толкнуло его назад. Падая, он погрузился в темноту, в голове мелькнула мысль: "Отвоевался я, Варенька". Уже лежа на земле, почувствовал, как жизнь покидает его.             
     Вера Васильевна смотрела в окно и молчала. За окном шумел май, светило яркое солнце, согревая своими теплыми лучами землю и больничный двор. Деревья покрылись пахучими листочками. На клумбе под окнами цвели белые душистые ландыши, заботливо посаженные чьей-то рукой. Наконец Вера Васильевна повернулась от окна, присела на стул, и посмотрела на женщину, сидящую перед ней.    
;Ну так что мы будем делать, Варвара Тихоновна?; обратилась она к ней.
Женщина молча посмотрела на нее, потом вздохнула.     ;Вы мне обещали, что после праздников ляжете на операцию,;продолжила Вера Васильевна, хирург областной больницы.    
;А может не надо,; робко проговорила та, может быть так все пройдет?    
;Надо, надо, Варвара Тихоновна, пока еще не поздно,; врач взяла ее за руку, погладила ладонью и добавила.; Боли Вас будут мучить все чаще, а мы потеряем время.    ;Хорошо, я согласна,; улыбнулась женщина.; Да и пожить еще хочется.   
 ;Ну и славно,; теперь улыбнулась врач.; Вот направление, завтра я Вас жду в отделении.    
;Что сказали?; спросил сын, когда Варвара Тихоновна села в машину.    
;Сказали, что надо лечь, обследуют, подлечат и все будет хорошо,; ответила она ему.    
;Напугала ты нас, мама, я подумал что-то серьезное.     ;Да нет, все хорошо, сынок. Прости, что напугала вас.     ;Когда тебе ложиться?   
 ;Завтра.   
 ;Хорошо, я отвезу тебя. Полежишь, Настя будет приходить после занятий, я приеду.
Он замолчал, увидев в зеркало, что мать закрыла глаза.       Варвара Тихоновна закрыла глаза, чтобы остаться наедине с мыслями. И откуда взялась эта опухоль? Хотя боль где-то внутри  появилась два месяца назад. Она грешила на возраст, недавно исполнилось 65 лет, на тяжелую работу, с семнадцати лет на ферме дояркой. В войну особенно тяжело было, а после войны поднимали колхоз. Ничего, все выдержали и все смогли. Сына вот сама подняла, выучился, инженер теперь. Семья у него:, жена Галя, две дочки. Работает в городе, все зовет к себе жить. А ей не хочется, привыкла уже сама. Этот дом им с мужем перед войной колхоз дал. С одного села оба были, выросли вместе. Миша был из хорошей работящей семьи. Еще в школе начал заглядываться на красавицу Варю. Девушка ответила взаимностью. Поженились перед войной. Все село гуляло на свадьбе. Варвара Тихоновна улыбнулась про себя. Сорок с лишним лет прошло, столько воды утекло, а она до сих пор помнит этот день. Казалось, что счастью не будет конца. Беда пришла ко всем сразу, 22 июня 1941 года, а 27 июня селяне провожали своих мужчин на войну. Играли гармони, слышались песни, но вот объявили построение, и тут бабы заголосили. Только Варя стояла молча, глядя сухими глазами на мужа, губы шевелились беззвучно. Миша прижал ее к себе и, целуя, тихо сказал:   
 ;Жди меня, я обязательно вернусь,; рукой погладил круглый животик, добавил:; Сына береги.    ;Приехали,; сказал сын.
Она открыла глаза, машина и правда заезжала во двор.        На другой день он привез ее в больницу. В палате были две молодые женщины, и одна ее возраста. Соседку звали Катя, она оказалась очень разговорчивой и веселой, с чувством юмора. Ее уже прооперировали. Через несколько дней женщины подружились, словно знали друг друга всю жизнь. Заметив, что к Варе приезжает только сын, Катя однажды спросила:   
;А где твой муж?
Варя вздохнула и ответила:   
;Погиб на войне, вернее пропал без вести осенью 42 года.   
 ;Тю, милая, война то когда закончилась? Ты что так и не нашла себе никого?   
 ;Да вот так вышло, Катенька. Война закончилась, а я все ждала, все верила, что вернется мой Мишенька к нам. Ведь как знал, когда уходил, что сын будет. Сказал мне, чтобы сына берегла. Долго ждала, а он все не возвращался. Снился часто мне и говорил, чтобы ждала я его, что он живой,; Варвара тяжело вдохнула и добавила. ;Так вот в ожидании жизнь и прошла. Сынок уже вырос, тоже Мишей назвала.
Она замолчала, соседка посмотрела на нее, тоже вздохнула, потом тихо произнесла:   
;Бедные мы бабы, бедные, сколько мы терпим из-за любви этой. Намертво она держит нас, сколько мук и слез из-за нее. И ведь не отпускаем, потому что, благодаря ей, мы живы.
Варвара улыбнулась и добавила:   
;Не поверишь, Катя, вот не верю, что нет его, к гадалкам бегала, и они говорили, что жив мой Мишенька. А потом думаю: раз жив, то почему не вернулся,; поглядела на Катю и сказала:; Нет, нету моего сокола. Лежит где-нибудь, может, нет у него ни холмика, ни крестика.
Катя поморщилась и приподнялась на подушке.    ;Болит?; спросила тревожно Варвара.   
;Немного,; ответила Катерина, поправила одеяло и продолжила.; А я своего нашла среди мертвых.
Заметив удивленный взгляд соседки, кивнула головой.    ;Да, да, среди мертвых. Я была санитаркой в полевом госпитале. Однажды нашими была отбита атака фашистов, страшный бой был. Когда отогнали немцев, санитары собрали раненых, многие тут же умирали. До сих пор помню, лежат они, молодые, на палатке, отвоевались бедные, яму им уже рыли, чтобы похоронить. Клали их в гробы, на скорую руку сколоченные, так и хоронили. Я тогда развешивала бинты после стирки, вижу, санитары несут одного и кричат, что один живой. Из операционной палатки выбежал Иван Иванович, наш хирург. Только глянул на раненого и сказал:   
;На стол быстро.
;Прооперировали тогда солдатика,;продолжила Катя,; уж очень тяжелое ранение в голову было у него. Очнулся после операции, посмотрел на всех удивленно. Ни фамилии, ни имени сказать не мог. Через несколько дней слышу, как доктор говорит медсестре:
 ;Плохо дело с "покойничком нашим", жить будет, но память потерял.
Катя взяла кружку с водой с тумбочки, отпила, поставила назад и продолжила:   
;И знаешь, Варя, так мне стало жалко этого солдатика. Он ведь как дитя малое стал. Подойдешь к нему, а он глазищи свои уставит и улыбается. Время прошло, парень поправился, но встал вопрос, что с ним делать? Воевать дальше не способен, кто он и откуда не знает. Пошла я тогда к начальнику госпиталя и попросила отпустить меня с ним, погибнет ведь сам. Так мы с ним оказались в этом городе. Родных и у меня никого нет, сирота я. Долго я выхаживала его. Имя ему дала, фамилию свою. Стали потихоньку обживаться с ним, он так -то здоровьем не обижен был, просто память потерял. Война закончилась, стали мужики возвращаться, кому повезло выжить в этом огне. Стали слухи ходить, что люди находятся, по разным причинам потерявшиеся в огне войны. Страшно мне стало, а вдруг он вспомнит все. Дочка у нас уже народилась тогда. И вот однажды рано утром, чувствую, что смотрит на меня он. Глаза открыла и спрашиваю:
; Вань, ты чего (Ваней я его назвала, в честь доктора нашего),; а он смотрит на меня и  говорит:
; А где ребенок наш?   
;Спит, ; отвечаю.; Спит Ксюша наша.   
;Нет,; снова он мне говорит,; другой, старшенький. Я же на войну уходил, ты беременная была.
;Тут я не на шутку испугалась, вспоминать, видимо, начал. А ну как все вспомнит? Уйдет ведь. И так мне страшно стало, любила я его больше жизни. Солгала ему, что потеряла я тогда ребеночка нашего. Годы прошли, дочь выросла, мы постарели. А простить себе не могу, душа моя болит, что плохо я тогда поступила.      При этих словах у Варвары что-то так защемило сердце, дыхание перехватило. Она прикрыла глаза, успокоилась, посмотрела на соседку и спросила:   
;Катя, а сейчас что? Как он?   
;Да ничего, все вроде хорошо, только временами уходит в себя, молчит. Мы с дочкой не трогаем его тогда. А тут, недавно, сказал мне, что стала сниться ему женщина. Стоит вдалеке, лица он не видит, а женщина руки ему протягивает,;Катя тяжело вздохнула и добавила:; Боюсь, я, Варя, за него, за себя. Столько лет прожили душа в душу, он же непьющий, некурящий. Видный такой, сама вот посмотришь, когда придет. Варвара Тихоновна улыбнулась ей:   
;Счастливая ты, Катюша. А мне вот не довелось бабьего счастья испытать. Мы же с Мишей и пожить не успели, война началась. Родители его тоже долго ждали, не верили, что погиб. Из нашей деревни недавно один пропавший нашелся. И знаешь где? В Австралии аж, вон куда его судьба забросила. Он в плену был, освободили американцы и давай запугивать, что в СССР всех, кто был в плену, отправляют в лагеря. Вот он и остался у них. Недавно приезжал к родственникам, вся деревня сбежалась поглядеть на него и послушать. Весь мир почти объездил, пока попал в эту Австралию. Женился там, своя ферма у него. Может и мой Миша чужую землю где-нибудь топчет.
Наступила тишина, потом Катя, устраиваясь удобней в постели, произнесла:   
;Да, разве угадаешь свою судьбу, да ни за что,;она выключила лампочку над головой.;Давай спать, Варенька.
Закончился еще один день.      
На утреннем обходе Вера Васильевна сказала Варваре:   Ну что,  дорогая, как настроение, послезавтра будем оперироваться,; увидев испуганный взгляд, успокоила --Не переживайте, все будет хорошо.
После обхода в палате остались Варвара Тихоновна и Катя. Неожиданно в дверь тихо постучали, и в приоткрытую дверь заглянула молодая женщина, увидев Катю, улыбнулась. В палату следом за ней вошел мужчина, лет 65-ти, седой. Он взглянул на Варвару и поздоровался, затем подошел к Кате. Улыбнувшись, он наклонился к ней, поцеловал в щеку и присел на постель. Дочка, а это была она, подвинула стул, и они все стали тихо говорить. Варвара встала с постели и вышла в коридор. Она не заметила, как мужчина внимательно посмотрел ей вслед. Минут двадцать она постояла возле окна и решила вернуться в палату. Только открыла дверь и вошла, как к ней обратилась Катя:   
;Варя, а как называется твоя деревня?
Ничего не успела Варвара ответить, как мужчина встал, внимательно посмотрел на нее и выдохнул:   
;Варя?
Приглядевшись, она успела схватиться за спинку кровати.   
;Варя, что с тобой?;услышала крик Кати.
Падая, она почувствовала, как ее подхватили крепкие мужские руки. Она открыла глаза, и они встретились взглядами.   
;Миша,; только и смогла она произнести.
Некоторое время они молча смотрели друг на друга, потом Миша прижал ее к себе, тихо сказал:   
;Как же так, Варя, почему ты здесь?
Заметив, что на них смотрит Катя, Варя высвободилась из его рук, присела на свою постель. Миша тоже, видимо, пришел в себя от шока, подошел к Кате, присел на стул.   
;Катя, я все вспомнил. Это Варя, моя жена. Это она мне все время снится, тихо проговорил он, смахивая слезы ладонью.
Варя тихо плакала. Катя сквозь слезы спросила его:   
;Что же теперь будет, Ваня?
За всем происходящим молча наблюдала дочь Кати, она смотрела на всех широко открытыми глазами. Время посещения подошло к концу, отец с дочерью простились с женщинами и вышли. В палате нависла тишина. Варя накрылась одеялом и отвернулась к стене. До вечернего обхода женщины не произнесли ни слова, после вечерних процедур, также молча, лежали на своих постелях. Наконец Катя не выдержала и обратилась к Варваре:   
;Варя, что же теперь нам делать?
Варвара Тихоновна долго молчала, потом сказала:    
;А ничего не будем делать, Катя. Нет нашей вины ни в чем. Нас с Мишей разлучила война. Пусть все остается так, как есть.
Катя заплакала:   
;Я его правда очень люблю, я его выходила. Знаешь, он же ночами все еще ходит в атаку,;она помолчала, потом добавила:; Тебя жалко, Варя, очень жалко.   
;А ты меня не жалей, Катюша, у меня все хорошо. Я себя несчастной не считаю. У меня сын, невестка, две внучки. Я им нужна, с ними и буду. Они давно меня к себе жить зовут, вот и поеду.
Женщины замолчали. Каждая лежала, закрыв глаза, оставшись наедине со своими мыслями.      Катя тоже не спала, страх сковал ее душу. Она видела глаза Ивана, видела, как он смотрел на Варю. Он вспомнил все! Катя не знала, чем это все обернется для нее. Мысли вернули ее в далекий 42 год, когда она увидела раненого солдатика. Он был, как малое дитя. Ему все пришлось в жизни начать сначала, и она, Катя, была с ним рядом. День за днем они учились жить. Прошли годы, пока ей стали завидовать, что у нее такой муж, а то все смотрели с жалостью. Дочка родилась, когда они уже твердо стояли на ногах.  Катя тяжело вздохнула и подумала: " Нет, никто не виноват, что так сложилась судьба, это все война проклятая. На судьбу и положимся".      
      Еще один человек не спал в эту ночь. Михаил от ужина отказался, ушел в спальню, дочка ничего не сказала, просто с жалостью посмотрела на него. Он долго ворочался, крутился, пытался заснуть, но ему не хватало воздуха, трудно было дышать. Мысли крутились в голове, картины из прежней жизни проходили перед глазами. Он встал, оделся и вышел на улицу, присел на скамью возле ворот.   
;Дядя Ваня, ты чего не спишь сидишь? Случилось что-нибудь?;спросил сосед, молодой парень, возвращаясь с работы.   
;Андрей, закурить есть?   
;Да ты же не куришь,;удивился парень, доставая пачку сигарет и протягивая ему.   
;Закуришь тут,;еле слышно сказал Михаил.   
 ;Да что случилось-то?;снова спросил Андрей, поднося зажигалку.   
;Ничего, все хорошо, ничего, ты, Андрей, домой, иди.
Сосед удивленно покачал головой и пошел дальше. Михаил затянулся, закашлялся, тихо ругнулся и бросил сигарету. Нелегкая задача стояла перед ним. Две женщины, которых он любит, как поступить, как сделать выбор. Варя, красавица жена, с которой он и года не прожил, ушел на войну. Вспомнил, ведь все-таки он все вспомнил, правда, с опозданием на сорок с лишним лет. И Катя, которая всю жизнь была рядом. Ухаживала за ним, как за малым дитем, вырвала его из рук смерти.
Вернула к жизни, дочку ему родила. Он встал и стал ходить по двору, жестикулируя руками, говорил сам с собой. Варя должна его понять и простить. Приняв решение, вздохнул облегченно и вошел в дом.      
       На другой день, войдя в палату, он увидел возле Вари взрослого мужчину. Взглянув на него, сразу понял, кто это.   
;Миша,;сказала ему она,;познакомься, это твой сын, тоже Миша.
Мужчины подошли друг к другу и обнялись. Варя обратилась к ним:   
;Ну вы еще успеете поговорить, а пока,;она обратилась к старшему Михаилу,;мне надо сказать тебе кое-что.
Сын наклонился, поцеловал мать и направился к двери, тихо сказав отцу:   
;Я подожду Вас.
Михаил подошел к Кате, улыбнулся, поставил на стол пакет с продуктами:   
;Вот дочка собрала тебе, что-то кашеварила.
Катя улыбнулась, взяла его за руку. Он легко сжал ее ладонь, посмотрел на нее.   
;Все будет хорошо, родная, не переживай. Мы ждем тебя, 
Катя счастливо улыбнулась, прикрыла глаза, из-под ресниц скатилась слеза. Михаил подошел к Варе. Она показала рукой, чтобы присел.   
;У меня завтра операция. Миша, если что со мной случится, не оставляй Мишу, это моя просьба. А остальное все пусть так и останется,;она слабо улыбнулась.; Жизнь прожита. Я рада, что ты живой, всю жизнь это чувствовала, никому не верила, что нет тебя. Спасибо Кате. Береги ее, Миша, рядом с тобой прекрасная женщина. А теперь иди, мне надо отдохнуть.
В больничном сквере на скамейке сидели два Михаила.
После недолгого молчания Михаил-отец посмотрел на сына и сказал:   
;Я сегодня самый счастливый человек. Ты на меня не обижайся, сын. В том, что сложилась так жизнь, и что ты вырос без меня, нет ничьей вины. Но зато у нас впереди еще столько времени, и мы не расстанемся. Я тебя познакомлю с дочкой, сестрой твоей. А ты меня познакомишь со своей семьей.
     Они еще немного поговорили, потом встали, пожали руки и разошлись в разные стороны, с твердым убеждением быть теперь вместе. Война разлучила тысячи семей, искалечила людские судьбы, перекроила все на свой лад, заставила настрадаться, прежде чем они обрели счастье.


Рецензии