423 конфуций - суждения из бесед 5. 19

цзы жан обратился с вопросом –
советник государя цзы вэнь* трижды получал эту должность**
не выказывая (никакой) радости
трижды её лишался
не выказывая недовольства
о принципах правления предыдущего государева советника
неизменно докладывал новому –
на что это похоже
учитель ответил –
на искреннюю преданность
спросил (опять) –
не на человечность разве
(учитель) ответил –
не думаю
(что) так обретают человечность
(опять спросил) –
(когда) цуй-цзы убил правителя (царства) ци
у чэнь вэнь-цзы*** был десяток колесниц (впряжённых четвёркой) лошадей
(а он) оставил всё и бежал оттуда
прибыв (же) в другое царство
заключил сказав –
похоже эти вельможные господа (такие же как) цуй-цзы –
и сбежал оттуда
в ещё одном царстве
опять заключил сказав –
похоже (что и) эти вельможные господа (такие же как) цуй-цзы
сбежав оттуда –
на что это похоже
учитель ответил –
на зоркость
спросил (опять) –
не на человечность разве
(учитель) ответил –
не думаю
(что) так обретают человечность****


* он же доу гоу – министр царства чу
** буквально «трижды получал должность государева советника»
*** он же сюйу – сановник царства лу
**** другими словами «человечность» являясь своеобразным изменённым состоянием сознания в отношении обыденного отнюдь не появляется у нас в результате благочестивых с этической точки зрения поступков – ибо в этом смысле всё с точностью наоборот и подлинная нравственность оказывается не иначе как проявлением стяжаемой нами человечности – но достигается неимоверным и упорным трудом когда голос совести в результате такового не возникает в нас изредка и спорадически а неизбывно сопровождает всегда и везде


Рецензии