3. Дружба международная внутринародная

О такой дружбе чаще ностальгируют люди советской закалки. Была ли она в той мере, о которой они вещают? Не мне судить, так как на советский период пришлось только моё детство и немного юности) Но… было разное. И лучшие дружбаны других национальностей, и драки до крови по «национальному признаку». А однажды, совсем малым пацаном, я вообще стал зачинщиком межнационального конфликта)

Конечно, ввиду тогдашнего возраста, я о нём забыл дня через три. Но на днях в разговоре с мамой на тему Карабаха и т.п., она напомнила об этой истории. Надо сказать, что жили и живём мы на Кубани, а как она многонациональна, думаю, напоминать никому не нужно. Многие местные жители не только понимают языки других наций, но и пытаются на них общаться. Хоть пару слов. Иногда – нецензурных.

Мама тоже понимала другие языки, общаясь с одногруппниками, потом сотрудниками или соседями кавказских национальностей. Однажды, дело было летом, жара, душный автобус, набитый людьми под завязку… Мама, очень зримо беременная моей сестрёнкой и я, только научившийся выговаривать букву «р» и старающийся её везде влепить)

Как рассказала мама, втиснулись мы в автобус через заднюю дверь. О том, чтобы сесть и не мечтала, хотя бы воздуха глотнуть от окна. Но не судьба,
у окна стоячие места оккупировали кавказцы, да и сидячие места заняты были ими тоже. Группа молодых брюнетов громко спорили меж собой на своём языке, не обращая внимания на беременную с ребёнком. Рядом с нами так же стояла старушка. Вот из её бормотания я и услышал слово «чурки». Кавказцы навряд ли  могли уловить её шёпот. Но они, да и весь автобус услышали меня!

Я обрадовался новому слову. Ну ещё бы! Ведь там буква «р»!
«Чуррррки ррррогатые!» - возвестил я на весь салон. Кавказцы, до этого говорящие громко и все сразу, моментально притихли. Несколько пар чёрных глаз уставились на меня и маму. В салоне в тишине послышалось скромное «хи-хи». Потом посмелее «гы-гы». Бабуля, просветившая меня про «чурок», засмеялась: «Так их, унучок!»

Кавказцы очнулись от  шока, что-то забормотали на родном языке, вплетая русские слова… (мама не стала переводить мне даже сейчас, сказав лишь, что от стыда растерялась и не успела ответить на их оскорбления), но тогда я услышал от них: «коза» и даже малышовским умом понял – кому это… «Ррррогатые! Козлы ррррогатые!» - применил я все свои детские дицебелы. Далее…

Из середины салона к группе кавказцев протиснулись двое парней славянской внешности и вступили с ними в «диалог». Автобус «загудел». В итоге на очередной остановке, водитель по громкой связи попросил бузотёров на выход. Вышло половина автобуса. Один, но главный бузотёр поехал дальше) Пассажиры несколько секунд до поворота, через заднее стекло, наблюдали  начавшуюся  на остановке драку.

Продолжение следует…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.