Первая заповедь с обетованием

(из конспекта разбора)

Важно не забывать, что Еф.6:1-4 структурно входит в раздел об исполнении Духом, где в качестве пути или средства исполнения Им указаны пять деепричастий, последнее из которых – «повинуясь друг другу в страхе Божьем». Павел описывает три сферы, в которых надо практиковать повиновение (муж и жена, родители и дети, господа и рабы). Послушание жены мужу и детей родителям может и должно быть средством исполнения Духом Святым, Который будет преображать повинующихся в образ Иисуса Христа. Если так объяснять необходимость послушания, это наполнит его глубоким смыслом исполнения воли Божьей (5:17) и мудрого образа жизни (5:15).

Второй и третий стихи основывают послушание детей родителям на ветхозаветной заповеди и связывают послушание родителям с отношением к Самому Богу. Об этом говорит и словоупотребление в ВЗ. Слово «бояться», которое используется применительно к родителям («Бойтесь каждый матери своей и отца своего», Лев.19:3), обозначает также и страх Божий (Лев.19:14,32; Вт.4:10 и т.д.).

Кстати, есть мнение, что существует две заповеди об отношении к родителям: о почитании и о страхе. Первая записана в Исх.20:12, вторая в Лев.19:3. Интересно, что во втором случае родители названы в обратном порядке. В первом случае, когда речь идет о почитании, на первом месте стоит отец. Во втором случае, когда говорится о страхе, прежде упоминается мать. Почему?

Рав Лейб-Нахман Злотник предлагает следующее объяснение: природа человеческая такова, что человеку более свойственно почитать в первую очередь и в большей степени мать, потому что она более нежная, ласковая с ним. Отца он больше боится. Для того, чтобы уравновесить почет отца (ребенок должен почитать его не меньше, чем мать) и боязнь перед матерью (ее он должен бояться не меньше, чем отца), в Пятикнижии первым упоминается отец, когда говорится о почете, и первой ставится мать, когда говорится о боязни.

21.11.2020


Рецензии