Мотив стекла в Песочном человеке

/Эпиграф/ Стекло – прозрачное твердое вещество, получаемое при воздействии высоких температур (1700 С)  на песок, соду и известь/


Стекло в привычном всем виде появляется в «Песочном человеке» Гофмана только в четвёртой части произведения, когда пьемонтский механик Коппола пытается продать студенту Натаниэлю сначала – барометр, а позже – оптические приборы. Заколдованные линзы подзорной трубки дважды приводят душу главного героя в смятение. Возможно, стоило рассмотреть только эти два случая, установить зависимости и сделать прозрачный вывод... Но мне стало любопытно не только понять значение стекла в произведении, но и выявить причины его появления и создания. Потому, дьявольское стекло в данном рассуждении представлено как совокупность мистического Зла, огня, песка и их химической реакции, которая из-за сверхъестественного начала становится алхимической. 

Огонь на протяжении всего сюжета преследует Натаниэля – его отец погиб от взрыва во время алхимического опыта; чёрное, обгоревшее лицо прочно въелось ему в память. Образ отвратительного Коппелиуса, побывавшего в ту ночь в доме семьи Натаниэля, преследует его. В стихотворении, что пишет герой, зловещий адвокат-алхимик выступает в роли ужасного фатума, разлучающего Натаниэля со своей возлюбленной, Кларой. Горящие капли крови, пылающий огненный круг у алтаря – в воображении поэта бушует адское пламя.

Потом в доме, где жил во время обучения Натаниэль, случился пожар, что стало одним из звеньев цепочки событий, приведших к трагичной развязке. Огонь занялся в лаборатории аптекаря на нижнем этаже, и потому возникает вопрос – не замешана ли в этом алхимия, как уже было ранее? Мне нравится думать, что всё подстроил Коппелиус. Есть для него ли границы возможного? Вряд ли. Он выступает в роли  истинного Зла, колдуна, жуткого Песочного человека.

Огонь, знамение адского пламени, преследующий Натаниэля одновременно с Песочником, тёмная алхимия. Есть все необходимые элементы для создания стекла, время готовиться к следующему действию спектакля. И Коппелиус принимает облик пьемонтского механика и оптика Джузеппе Копполы.

Первый визит механика к Натаниэлю будоражит в душе студента застарелый ужас – тот  узнал в нём зловещего Песочного человека, которого он винит в смерти отца. Чуть позже Натаниэль, посещая профессора Спаланцани, впервые видит его «дочь»  Олимпию: хоть он и находит черты девушки красивыми, от её странного оцепеневшего взгляда становится не по себе. Ему особо нет до неё дела; он желает скорее свидеться с Кларой, чтобы избавиться от мрачных домыслов.

После пожара и вынужденного переезда Натаниэля в квартиру аккурат напротив дома физика Спаланцани, Коппола вновь посещает юношу – в этот раз он предлагает «глаза»: лорнеты, очки и прочую оптику. Когда Джузеппе достает различные подзорные трубки, которые пугают Натаниэля меньше, чем очки, тот решает купить одну из них, чтобы «загладить вину» за то, что в прошлый раз посчитал механика воскресшим Коппелиусом. Он хочет испытать будущую покупку, и смотрит в окно напротив, за которым находится комната Олимпии. Теперь он видит, как в её неподвижных мертвых глазах зажигается зрительная сила, как они сияют. Олимпия оживает, и Натаниэль очарован ею.

Словно в полусне, он оплачивает подзорную трубку. Коппола коварно усмехается – стекло во всех этих лорнетах, очках и трубках – есть плоть Песочного человека, и дьявольское причастие уже свершилось. 

Весь мир и суть вещей искажается для Натаниэля; он не может оторваться от наблюдения через трубку за Олимпией. Его единственного на балу Спаланцани, и после, не настораживают бездушный такт пения Олимпии, размеренность и жёсткость механизма в её движениях и танце. Он ослеплён. Он одержим. Настолько, что вскоре забывает о матери, Лотаре, даже о своей возлюбленной Кларе; он равнодушно отбрасывает их письма, когда те попадаются ему под руку во время поиска венчального кольца для молчаливой Олимпии, в искусственных глазах которой он видит настоящую любовь. Он глух к мнению большинства и словам друга Зигмунда; только благодаря ссоре Спаланцани и Коппелиуса, юноша видит в Олимпии безжизненную куклу – и сходит с ума.

Но проходит время. Проходит и безумная лихорадка Натаниэля. Он в родительском доме, рядом вновь любимая Клара, Лотар, мать, Зигмунд. Никто не напоминает Натаниэлю о произошедшем, его жизнь налаживается. Однако ж, дьявольская поделка всё ещё при нём.

Во время прогулки по ратуше, Натаниэль с Кларой поднимаются на высокую башню, чтобы полюбоваться окрестностями. Девушка видит странный куст, и, чтобы рассмотреть его, Натаниэль машинально достаёт подзорную трубку Копполы. Юноша наводит объектив на возлюбленную – и видит в ней что-то устрашающее, злое, может, саму смерть, как писал ранее в стихотворении. Одержимость вспыхивает с новой силой. Натаниэль даже пытается сбросить вниз Клару, но брат Лотар спасает её. На жуткие вопли безумца сбегается народ; внизу в толпе за чудовищным представлением наблюдает и Коппелиус. Страшные видения затуманивают разум Натаниэля, он  прыгает через перила вниз на мостовую и адское пламя, наконец, забирает его.

В новелле многое на самом деле не является тем, чем кажется, и дело не только в заколдованном оптическом приборе. Стекло, из которого сделаны линзы в подзорной трубке, которое обычно является символом чистоты и «прозрачной» истины, здесь – плоть от плоти зловещего Песочника и служит его злым целям, искажая суть вещей. Так же алхимия, считавшаяся древними учёными «Божьим откровением», выступает дьявольским орудием в руках Коппелиуса, и потому ничего божественного в ней точно быть не может.

Но более всего очевидно то, что реальность, преломляясь в демонических линзах, становится своей полной противоположностью. При взгляде через подзорную трубку Коппола фальшивое кажется настоящим, фантасмагории материализуются, мёртвые оборачиваются живыми и жизнь становится смертью. Всё переворачивается с ног на голову, как в камере-обскуре, и это сводит с ума.

Поэтому не всегда стоит доверять тому, что видишь. Лишь визуально оценивая людей и то, что ими кажется, невозможно распознать, какая тьма порой скрывается под внешне привлекательной оболочкой.


Рецензии