Андийцы. Историческая справка

Андийцы являются самым крупным из андийских народов (гаров), к которым также относятся ахвахцы, багулалы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы
Этимология названия «Iаьндой» – от «Iаьнда» – «жилище овцеводов» (состоящее из длинного дома и ночного загона для овец, на тыльной стороне которого расположены оконные и слуховые проемы). Топоним «Iаьнда» встречался в Чечне часто. Тайпы «Iаларой» и «зандакъой» также родственны с белгатойским тайпом, с которым считаются родственены и андийцы. [Саидов. И. М. О расселении нахских тайпов и тайповых отношениях 12.08. 1992 г. — Архивный вестник, 2013. — № 1. — ISSN 978-5-905770-24-1]. При полевых исследованиях конца 80-х годов XX было выявлено у андийских старожил поверье, согласно которому, этногенез андийцев связан с бенойцами, а соседних им кагатлинцев - с белгатойцами [Е. Капустина, И.Саидов, С.Сулейманов]. До депортации чеченцев в 1944 г. в с. Анди большое число андийцев идентифицировали себя как чеченцы.  Изучить все эти связи и сам этногенез андийцев более тщательно так и не пытались особо в Дагестане. В конце 30-х годов ХХ века власть искусственно объединила  40-тысячный андийский народ с аварцами. И в пятой графе паспорта у андийцев появилась другая национальность. В свете ранней этнической истории андийских народов нужно остановиться на топонимике. Уже Е.М. Шиллинг указывал на то, что андийцев потеснили на запад собственно аварцы Хунзахского плато, которые наряду с аварцами Гумбетовского района составили андийско-аварскую общность или подоснову, наиболее ярко выраженную у андийцев. Е.М. Шиллинг также утверждает: "Гумбетовские аварцы - это бывшие андийцы" [Е.М. Шиллинг "Очерки по истории андийцев" //АИЭ. д. 7629, 1948 г. стр. 34]
Известный лингвист профессор Ш.И. Микаилов обратил внимание на то, что наименования почти всех аварских аулов, расположенных вниз по среднему течению Андийского Койсу вплоть до выхода Сулака с гор на равнину, этимологизируются свободно с андийского языка. Проилюстрируем это конкретным материалом. Название селения Мелъелт1а (в прошлом центр Гумбетовского общества), как и андийское название гумбетовцев милъиел, имеет в своей основе андийское милъи - солнце, на аварском звучит иначе - бакълъулал, где в основе также лежит аварское бакъ - солнце. Отсюда названия гумбетовцев - милъийол (анд), бакълъулал (аварск) и их центра Мелъельт1а содержат названия солнца (следует отметить, что в нахских языках солнце - малх/матх/милх/митх, а милъийол можно перевести как "там, где есть солнце" - прим. Азамата Эрзанукаева). Свободно от андийского этимологизируются названия и других сел вниз по течению Андийского Койсу: с. Инхо (у), андийское название большой речки или села инххи (ср. нахское 1ин - ущелье, хи - река - прим. Азамата Эрзанукаева.); селение Игъалуб (Игали) от игъа - по-андийски войско, общество, (луб - локатив. Селение Лъанлъари - название небольшого населенного пункта на самом берегу реки вблизи с. Игали, очевидно, происходит от словосочетания Лъен + Л1еру, что значит вблизи воды, и соответствует его местоположению. Названия селения Ч1иркъат1а (Чирката) сложилось из двух слов: ч1ир - порох, вторая часть къот1и - добывать. В итоге словосложение ч1ир+къот1и. У селения Чирката действительно известно месторождение серы, которую добывали и продавали для производства пороха. Название селения Унсо-коло (Унцукуль) от словосложения унса (теплый, тепло) + коло (поселение, хутор). Название селения Г1ашилта имеет аналог названия андийского селения Г1ашалиб. Название селения Бекъиль - от бекъи, что означает на андийском хутор (лъ - локатив). Топонимика сельхозокруги и окрестностей каждого из этих аулов приблизительно до 30% андийская, в ом числе гидроним Гьакъуриб, приток Андийского Койсу в районе Чирката, вблизи упомянутого с. Гадари.

Общества: Ункратль, Чамалал, Технуцаль, Анди и Гумбет (Бактли) были переданы в 1861 г. из состава Терской области, то есть из состава Ичкерийского округа Терской области в состав Дагестана. "...андийский язык значительно отличается от аварского, а по своему менталитету, культуре, обычаям андийцы все же ближе к чеченцам. И экономически андийские села были значительно более связаны с Веденским районом Чечни, чем с Ботлихом" [Вячеслав Измайлов], живут также в селах Алхан-Юрт, Автуры, Чанко, Анди, Шатой, Ачхой Мартан, Урус-Мартан, Бено-Юрт, Хасавюрт, Шали, Ведено, Катыр-Юрт, Шалажи, Старая Сунжа, Булан-су, Ник;ин хит;а, Старые Атаги, Шуони, Кень-Юрт на территoрии Чечни как андийцы. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта по обоим берегам Андийского Койсу. Исторически андийские земли это современные Ахвахский, Гумбетовский, Цумадинский и Ботлихский районы Дагестана.
Сохранившиеся андийцы живут в селах Кванхидатли, Анди, Гагатли, Гунха, Ашали, Зило, Муни, Рушуха, Чанко, Ботлих, Миарсо, Анхо, Ашино и Риквани Ботлихского района, в селе Батлахатли Цумадинского района, в селе Новогагатли Хасавюртовского района, в посёлке Андийский города Хасавюрт и в селе Бутуш Бабаюртовского района. Совместно с другими народами также живут в селах Аксай, Пятилетка, Кокрек, Дзержинское Хасавюртовского района и в городах Махачкала, Кизилюрт, Буйнакск и др. Много переселенцев также живут в Кизилюртовском, Бабаюртовском, Новолакском, Кизлярском и Тарумовском районах. При сборе полевых материалов в андийских высокогорных сёлах также выяснился любопытный момент: многие андийские старожилы, заставшие царские времена, помнили, на их взгляд, более правильное  понимание андийско-чеченских экономических и исторических связей в дореволюционное время, чем в ДАССР. Об этом факте есть запись, что "...царское правительство учитывало все эти обстоятельства и предоставило, как известно, населению Андийского округа право бесплатного пользования казенными пастбищами и лесами, находящимися в пределах Чечни. Комиссия ВЦИКа лишила его этого права и не только лишила, но и отобрала часть основных наделов" [ЦГАРД. Ф. р-563. Оп. 1. Д. 29. Л. 40].

По переписи 1926 года в СССР проживало 7840 андийцев. В последующих переписях населения СССР андийцы не указывались как нация, а включались в состав аварцев. По переписи 2002 года в России 21 808 ч. По переписи 2010 года 11789 ч.
Говорят на андийском языке, который имеет два диалекта — верхнеандийский и нижнеандийски.

Андий (чеч.;аьндий, Iаьндой, ;андой) — название также одного  из многочисленных чеченских тайпов. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Анди (Веденском районе около Казинойам). По мнению андийцев устаз Кунта-хаджи имел родственные связи с андийцами. Андийцы стали истинными последователями Кунта-хаджи, его бабушка была андийка из селения Гунха. В результате несколько лет назад был организован зиярат и в селение Гунха, правда его популярность еще только набирает обороты, но паломники, в том числе и из Чечни, уже появляются и в с. Гунха [Е.Л. Капустина. Андийские села: опыт пограничной жизни]

На 2010 год в Мире 30,132 человек идентифицировали себя как андийцы, из них 26,132 в Чечне и Дагестане.

ЭТНO COСТАВ Андийцев :

Нарoд Ахвахцы (самоназвание ашвадо) проживают в сёлах Изано, Тад-Магитль, Цвакилколо, Кванкеро, Кудиябросо, Лологонитль (Ахвахский район) и в селах Тлянуб, Цекоб, Ратлуб (Шамильский район). Много ахвахцев-переселенцев проживает в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизлярском районах. В грузинских хрониках XIV века среди племён Дагестана упоминаются народ ахуали, ахвали. (Агеева Р. А. "Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы". Словарь-справочник. Академия, 2000 г. стр. 57-58. ). С XVII — XVIII вв. часть ахвахцев поселилась в пределах нынешнего Закатальского района Азербайджана. В настоящее время проживают в селе Ахвах-дере/Охах-дере Закатальского района, являющийся единственным ахвахским селением в Азербайджане. Там живут переселенцы из разных ахвахских селений Ахвахского района.
Ахвахский язык делится на северный и южный диалекты. Северный Ахвах имеет этническое название «Цунта-Ахвах», а территория, населённая южными ахвахцами, называется Ратлу-Ахвах. К селениям северных ахвахцев относятся аулы Кванкеро, Цвакилколо, Тад-Магитль, Лологонитль, Кудияб-Росо, Изано и окружающие их хутора Ахвахского района, селениями южных ахвахцев являются аулы Цекоб, Тлянуб и Ратлуб Шамильского района (аварский район).
З. М. Магомедбекова, указывая на языковую разницу между северными и южными ахвахцами, отмечает и их этнографические отличия:
"В этнографическом отношении северяне и южане также сильно отличаются. У южан обычаи ближе стоят к аварским, вернее, к батлухским аварцам, с которыми они в соседстве. По внешнему облику они так же мало отличаются от аварцев. Большинство из них брюнеты, с чёрными глазами, среднего роста... Внешне северные ахвахцы светлые, очень часто встречаются рыжие и даже огненно-рыжие, глаза голубые, рост чаще выше среднего, особенно среди мужчин. Североахвахцы гостеприимны, любят пошутить, и, по сравнению с окружающими племенами, более острые на язык. В этнографии северных ахвахцев много своеобразного и интересного" [Магомедбекова З.М. "Ахвахский язык". Тбилиси: Мецниереба, 1967 г. стр. 9-10]
Численность ахвахцев по переписи 2010 г.
Всего в России - 7930 ч. Ахвахский район - 7065 ч. Закатальский район Азербайджана - 2600 ч.

Нарoд Багулалы/багвалинцы. Этo название не является самоназванием, а использовалось для обозначения жителей правобережья р. Андийское Койсу - собственно багвалинцев и тиндинцев (о которых поговорим ниже). Сами багулалы называют себя по названию селения: хусари - хуштадинцы, гьиндури - тлондодинцы, гьемери - гимерсинцы, кIванди - кванадинцы, гьибищирди - тлибищинцы. Багулалы (багвалинцы) живут в селах Цумадинского района - Хуштада, Чало, Талитель, Тленхори, Тлондода, Кванада, Гимерсо, в селах Ахвахского района - Тлибишо, Тлиси, а также, частично, в селах Хасавюртовского района — Кокрек и Муцалаул. Также много багвалинцев-переселенцев живут и в других селах Хасавюртовского, Кизлярского, Бабаюртовского и Кизилюртовского районов.
Численность багулал по переписи 2009 г около 10 тыс. человек. По переписи 1926 года в СССР проживало 3054 багулала. В последующих переписях населения СССР багулалы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Нарoд Годоберинцы - название от сел Годоберди. Численность около 8 тыс. человек. Проживают в селах Верхний и Нижный Годобери, Зибирхали и Беледи Ботлихского района, в селении Теречное Хасавюртовского района. Много годоберинцев также живут в селах Хасавюртовского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов, также в городах Махачкала, Кизилюрт, Хасавюрт. По переписи 1897 годоберинцев насчитывалось 1172 человек. К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев. После присоединения Дагестана к Российской империи в 1813 году приняли участие в войне горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 году вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 года - Республика Дагестан. В феврале 1944 года жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 году в Дагестан на равнину в Хасавюртовский район, село Теречное.
По переписи 1926 года в СССР проживало 1425 годоберинца. В последующих переписях населения СССР годоберинцы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Нарoд Каратинцы - название от села Карата. Самоназвание - кIкIирди. В Ахвахском районе каратинцы живут в сёлах Карата, Анчих, Цумали, Арчо, Верхнее Инхело, Маштада, Рацитль, Рачабулда и Тукита. В Ботлихском районе они проживают в селе Нижнее Инхело. В Хасавюртовском районе каратинцы живут в сёлах Сиух, Тукита, Анчих-кутан (Андуз, Индира, Гавриил-кутан), Кирпич-Кутан, частично в Кокреке и Муцалауле, а также на многих прикутаных хозяйствах. Каратинцы-переселенцы также живут в Бабаюртовском, Кизилюртовском и Кизлярском районах. После окончания Кавказской войны каратинцы вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа, состоящего из шестнадцати сельских обществ. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года каратинцы населяли десять сельских обществ Каратинского наибства (Алакское, Анчикское, Арчоевское, Верхне-Инхелинское, Гимерсинское, Каратинское, Конодинское, Нижне-Инхелинское, Рацитлинское и Хелетлюринское), а также проживали в Гумбетовском наибстве (Сиухское общество) общей численностью 6,162 человека [Е. И. Козубскій. "Темиръ-Ханъ-Шура" "Русская типографія", 1895. — С. 194-205.]
Численность по оценке на 2009 год - 8382 ч. По переписи 1926 года в СССР проживало 5305 каратинцев. По данным на 1 января 1938 года 6,700 человек. В последующих переписях населения СССР каратинцы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Чамалалы/чамалинцы - самоназвание чамала-ди, чама-ига. Живут в селениях Цумада, Верхнее и Нижнее Гавкари, Гигатли, Гадири, Агвали, Ричаганих, Эгдада, Гачитли, Гигатли-Урух, Батлахатли, Цунди, Ургуда, Цидатль, Аркаскент и Цумада-Урух Цумадинского района, в селе Цветковка Кизлярского района, в селе Шава Бабаюртовского района, в селе Кенхи Шаройского района Чеченской Республики. Много чамалинцев встречаются в других селах Бабаюртовского, Кизилюртовского, Хасавюртовского и Кизлярского районов. Общая численность около 20 тыс. чел. Распространены частично шаройский диалект чеченского языка.  Проживание чамалалов: Дагестан Цумадинский район - 10,5 тыс ч. Чеченская Республика Шаройский район село Кенхи - 2100 ч.
Известный представитель народа Чамалалов : Имам Шамиль.
По материалам посемейной переписи населения Дагестана 1886 года чамалалов насчитывалось 3889 человек. По переписи 1926 года - 3438 чамалалов. В последующих переписях населения СССР чамалалы не выделялись как нация, а указывались как аварцы.

Все вышеуказанные народы имели в прошлом свою собственную этническую историю, культуру, традиции, языки. Показатель того, что это действительно самостоятельные народы, а не диалекты или этнические группы - существование у каждого из них своего языка.  В сёлах они до сих пор говорят на собственных языках. В ДАССР в политических целях искусственно причиленны к народу аварцы (хунзахцы), изучают хунзахский язык в школах в качестве "родного", при этом одновременно, лишены изучать свои собственные родные языки. Термин "материнский язык" был придуман в ДАССР с целью оправдания преподавания в школах для этих народов чужого языка и для создания благообразной научной базы под данную ассимиляцию.


По материалам:

1. Е.М. Шиллинг "Очерки по истории андийцев" //АИЭ. д. 7629, 1948 г.
2.  Микаилов Ш.И. "Очерки по аварской диалектологии". - М.-Л., 1959 г.
3.  Е.Л. Капустина. Андийские сёла: опыт приграничной жизни.
4. Полевые археологические исследования в 1980 году. Тбилиси: Мецниереба. 1988
5.  Виноградов В.Б., Великая Н.Н., Нарожный Е.И. На терских берегах. — Армавир, 1997.
6.  Магомедбекова З.М. "Ахвахский язык". Тбилиси: Мецниереба, 1967 г.
7.  Лугуев С. А. "Ахвахцы // Народы Дагестана" Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002 г. стр. 168-169.
8.  Е. И. Козубскій. "Темиръ-Ханъ-Шура" "Русская типографія", 1895. — С. 194-205.
9. Саидов. И. М. О расселении нахских тайпов и тайповых отношениях 12.08. 1992 г. — Архивный вестник, 2013. — № 1. — ISSN 978-5-905770-24-1.
10. Сулейманов С. Топонимия Чечни / Ред. Т. И. Бураева. — Грозный: ГУП "Книжное издательство", 2006. — 711 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98896-002-2.




Фoтo: Андийский округ. Женские типы андийцев прошлого.


Рецензии