Автопортрет маргинала

I
Периодизация жизненных процессов – вещь условная; в ней по давней традиции преобладают периоды, кратные 5, 10, и 25 годам. В связи с этим отметим десятилетие литературной деятельности прозаика Олега Сенатова, доселе известного лишь весьма узкому кругу читателей.
Учитывая большое количество произведений, созданных им за десять лет (более 350), а также его почтенный возраст (год  рождения – 1939), о Сенатове можно говорить, как о сложившемся авторе; - даже в том случае, впрочем, маловероятном, если в будущем он нас удивит чем-нибудь новым.
Итак, что можно сказать о корпусе произведений Сенатова?
Обобщая, можно констатировать, что все они представляют собой развернутое описание его жизни, а также изложение в художественной форме его взглядов по основным мировоззренческим вопросам – философии, социологии, политике, литературе и искусству – все, что принято именовать «миром художника». При этом нужно подчеркнуть, что проза Сенатова предельно эгоцентрична – все персонажи, кроме него, - а они многочисленны, - прорисованы, как правило, лишь эскизно.
Второй особенностью всех произведений Сенатова является то, что они, несмотря на разнообразие использованных литературных техник, являются либо короткими рассказами, либо из оных составлены. Квант повествования может содержать или описание события, или изолированный образ, или отдельно оформленную мысль.
Даже мини-роман «Пока в пути», представляющий собой поток сознания автора, состоит из чередования отдельных сюжетов, связанных между собой посредством аллюзий. Что уж говорить о мини-романе «Цикламен», представляющем собою…список сотрудников некоего института, или о повести «Ностальгическое путешествие»,  в котором жизнь научно-производственного предприятия  представлена через описания его помещений, причем порядок изложения следует планировке территории. «Путешествие из Луговой в Москву», как у Радищева и Венедикта Ерофеева, состоит из фрагментов, озаглавленных названиями станций.
Аналогично, короткие рассказы сбиваются в большие серии: «Места», «Сновидец», «Вопросы теории», «Времена», и другие. Иногда несколько коротких рассказов сливаются, образуя более крупный текст, например: «Из жизни инженера», «4». Даже искусствоведческие заметки имеют характер фиксации отдельных  впечатлений и вызванных ими мыслей, не претендуя на то, чтобы исчерпать тему, затронутую лишь вскользь.
Эта стилистика, характерная для литературного постмодернизма, несомненно, отражает восприятие автором человеческой жизни: он ее видит скорее дискретной, нежели непрерывной. С этой же особенностью, видимо,  связано отсутствие в творчестве Сенатова произведений крупной формы.
Что касается самих рассказов, они написаны простым и ясным языком с тенденцией к лаконизму, без стилистических изысков или иносказаний; единственным способом повышения выразительности служит  метафора, впрочем, весьма сдержанная.
Каждый короткий рассказ, вне зависимости от темы, как правило, содержит парадокс, обнаруживающийся в его финале, что придает прозе Сенатова иронический оттенок, а его творчеству в целом – цинический характер: его герой-повествователь – неисправимый скептик, где-то даже пессимист.
Такое жизнеощущение базируется на невысокой оценке автором, как собственной личности, так и тех, кто его окружает; жизнь ему представляется наподобие спектакля театра абсурда, временами переходящая в черную комедию.
Этому удивляться не приходится: - ведь 52 года жизни Сенатова пришлись на годы Советской власти, с ее предназначением - «Кафку сделать былью». Советское время занимает в его творчестве  значительное место; Сенатов признает, что является продуктом «социалистической системы», но продуктом испорченным - с «антикоммунистическим душком».
Посмотрев на все произведения Сенатова с политической точки зрения, их можно рассматривать, как историю противостояния конкретного индивида  вопиющей мерзости коммунистической идеи, содержавшейся частично в сфере пропаганды, частично материализованной в советских реалиях, - как процесс  «выдавливания из себя по капле» коммунистического зомби.
Продолжая анализ творчества Олега Сенатова вдоль политической линии, мы обнаруживаем, какое огромное влияние на него оказал крах коммунизма в августе 1991 года. Это эпохальное событие и последовавший за ним период Всемирной истории высекли из Сенатова социологическую доктрину правого толка, в основу которой положено разделение человеческого общества на две компоненты: элиту и всех остальных; она заимствована у Вильфредо Парето, но Сенатову принадлежит ее олитературенная  форма,  эскизно разработанная в целом ряде художественно-публицистических произведений, например, «Элита превыше всего».
Новизна и оригинальность зачастую рождаются путем нарушения общепринятого запрета; Олег Сенатов в социологических вопросах решил устранить политкорректность, позволив себе откровенно высказывать свое мнение о «простом народе», что ему еще может дорого отлиться. 
Если копнуть еще глубже, все литературное творчество Олега Сенатова посвящено всестороннему обоснованию и страстному утверждению индивидуализма; позиция, выстраданная в течение всей жизни, прошедшей в противостоянии официозному коллективизму, - в чем и состоит его общественная ценность.

II
Охарактеризовав творчество Сенатова в целом, перейдем к вопросу: из каких частей состоит массив его произведений?

1. Едва ли не большую часть объема сенатовской прозы составляют воспоминания о прошлом.  Собственно, именно с книги мемуаров «Минуты, часы, дни и годы жизни простого московского интеллигента» Олег Сенатов начался, как  автор, причем автор с уже полностью сложившимся литературным стилем. На самом деле  эта книга является не столько мемуарами, сколько произведением смешанного жанра: с одной стороны это хроника второй половины XX столетия, с другой – это роман воспитания, повествующий о духовном развитии героя на фоне отечественной истории.
Крепко сбитое линейное повествование явилось как бы стволом, на котором, как листья на дереве, вырастали другие воспоминания, принимавшие форму отдельных коротких рассказов. Эти последние складывались в серии; так, в числе других, хроникальное начало проявилось  в цикле рассказов, озаглавленных именем года, дух времени которого они стремятся передать, например: «1943», «1963», «2000». Если находится подходящий повод, рассказы-хроники растягиваются на большой промежуток временной оси: в «Прогулке» они относятся к истории дачного поселка, в «Семейном альбоме» они  далеко выходят за пределы жизни автора. Едва ли не самым объемным из хроник является цикл произведений, посвященных «Цикламену» - это псевдоним предприятия, на котором автор непрерывно работал в течение 48 лет. Наряду с множеством коротких рассказов, эту тему трактуют два произведения крупной формы: мини-роман «Цикламен» и повесть «Ностальгическое путешествие».

Самые значительные из рассказов данного раздела посвящены духовному развитию героя; особое внимание автора привлекает раннее детство, рассказы о котором эмоциональны и пронзительно ностальгичны: «Путешествие в раннее детство», «Третья терраса» «Голос старой калитки», и многие другие.

2. Вторым по объему, после воспоминаний, разделом творчества Сенатова является хроника текущих событий; если составляющие ее рассказы соединить вместе, они бы образовали дневник, куда, наряду с событиями индивидуальной жизни, вошли бы его впечатления о внешней и внутренней политике, о прочитанных книгах и посещенных выставках. От воспоминаний они отличаются тем, что впечатления в них еще не успели остыть, сохранив живость непосредственного восприятия. В остальном они сходны – ведь текущие события со временем переходят в воспоминания, вливаясь в единый поток исторического времени. Примерами хроники текущих событий являются роман «Сейчас», и рассказ «Будни пандемии» - оба составленные из миниатюр.

Резюмируя, следует заметить: даже если Олег Сенатов, как автор, обречен на забвение, его исторические хроники – как воспоминания, так и виртуальный «дневник», несомненно, представят ценность для будущих исследователей России второй половина XX – начала XXI века, как ценный документ этой эпохи.

3. Третий раздел творчества Олега Сенатова представляют его попытки обобщения опыта собственной жизни и исторических событий путем создания эвристических теорий, а также конструирования всяких фантазий. Сюда относятся его наиболее «красочные» произведения, трактующие проблемы смерти и загробной жизни: «Моя персональная вечность», «Письмо без обратного адреса», «Голос из Замогилья», «Юбилец Горынина», «Чужое время». Но есть и рассказы, в которых высказываются гипотезы возможных социологических теорий, например, «Всемирная история», «НЭП – II», «Указать режиму место». Все произведения этого раздела имеют отчетливую антикоммунистическую направленность с сатирическим оттенком.

4. В корпусе произведения Сенатова особняком стоят тревелоги - описания его путешествий по Советскому Союзу (они представлены россыпью отдельных рассказов), а также литературные отчеты о заграничных туристических поездках, вошедшие в циклы «Паломничество на Запад», «Я, европеец, …», и «Прогулки по Европе». Этот раздел весьма обширен, так как Сенатов посетил три десятка городов СССР и 120 городов в 22 странах мира, включая экзотические Японию и Австралию. Следует заметить, что Сенатов ограничил свои интересы ознакомлением исключительно с развитыми странами, полностью проигнорировав «Третий мир». В связи с этим в настроении путешественника преобладает восхищение увиденным, даже экзальтированность, которые, впрочем, обычны для русских, посещающих Запад. Своеобразие стиля Сенатова заключается в том, что, описывая природу, архитектуру  и местные нравы, автор одновременно дает   характеристику самого путешественника, впрочем, не делая себе комплиментов. Кроме того, описание увиденного автором в каждой стране, предваряется изложением того, что ему было известно о ней до путешествия, так что книга странствий тоже превратилась в своего рода роман воспитания.

5. Еще один раздел корпуса сенатовских произведений может быть назван: «О собственном творчестве», в котором автор особенно самокритичен: ругает себя, почем зря, и жалуется, что исписался. В этот же раздел попадают эксперименты в области литературной формы, например, «Предостережения», «Мой письменный стол», «Экзерсисы». Для писателя-модерниста, к которым относится Олег Сенатов, такие эксперименты императивны.

6. И, наконец, главное место в данном собрании сочинений  занимают произведения, в своей совокупности являющиеся автопортретом автора - рассказы «День Астахова», «Жилище Астахова», повести «Мои я», «Археология духа», а также центральное произведение этого цикла  – мини-роман «Пока в пути», показывающий мозг автора в работе - изнутри. Тут-то и выясняется, где собака зарыта: по своим взглядам, вкусам, и образу жизни  Сенатов отличается от всех окружающих, и это отличие – не в его пользу.

III
Итак, проведя беглый обзор литературного творчества Олега Сенатова,  к какому выводу мы можем прийти?
Это – опыт самопознания, однако, в отличие от других авторов, предлагающих себя, как образец для подражания, Олег  Сенатов  видит себя аутсайдером, отщепенцем, - маргиналом,  каких разумный человек сторонится.
                Август 2020 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.