Детство. Мои родители

 О моей МАМЕ Нине Матвеевне.
               
               
      Детство свое  помню лет с четырех и одно  из первых воспоминаний – это воспоминание о маме, о том, как она читала мне стихи, когда утром   отвозила  меня в детский сад,  по дороге рассказывала детские стихи и не только детские. В памяти остались стихи Лермонтова,  Некрасова, Тютчева, Пушкина, говорила мне о вежливости, а в результате,  я стала здороваться с каждым встречным! Мама поправляла и наставляла, что здороваться надо только со знакомыми. 
               Остались в памяти воспитательные  моменты,  связанные с устранением моих детских пороков, которые свойственны многим детям,один из них обман, желание взять чужое.  Пару раз, я брала чужие вещи,но понимала,  что это плохо,  так как не говорила маме об этом,  но при этом  придумывала способы обмануть ее, об одном эпизоде хочется рассказать.
          Однажды мы шли с мамой из детского сада, а на улице  моросил холодный осенний дождь.   В руке у меня была зажата маленькая октябрятская звездочка,  естественно сухая и теплая. Помню,шла и думала, как сделать так, чтобы мама не узнала, что я ее взяла у кого–то,  подробности уже не вспомню, но то, что брать чужие вещи категорически запрещалось,  помню хорошо. Придумала я вот что!  Бросила звездочку на землю рядом с собой, но при этом,  как бы очень удивилась, воскликнула: - Мама, я звездочку нашла! На что мама ответила:
- Не нашла, взяла у кого–то, а называется это воровством! Звездочка теплая, а на улице холодно и сыро!Мы сейчас вернемся назад и ты вернешь ее на место!
На всю жизнь  запомнила стыд, который  испытала я, маленькая, шестилетняя девочка!
          Мама выросла в деревне, ее папа был партийным работником-революционером, рабочим из Москвы  был послан на работу  в деревню, а  родом он был из этих мест, стал  организатором одной из первых коммун, позже  председателем Райисполкома,  у него были польские корни,  фамилия Бочинский, позднее изменена на Бочин . Мамина мама, бабушка Наташа,  занималась детьми и делами, которых в деревне достаточно.  Сельский уклад, конечно,  отложил  отпечаток на характер моей мамы,  но  я никогда  не видела,  что бы мама пела частушки, танцевала русские пляски,  была в ней какая-то  не русская красота и душа. Не хочу сказать плохо о русской культуре, но на каком-то генетическом уровне, это не было ей близко, мысленно ловлю себя на том, что и мне это не близко.  Как – то прочла, что основной чертой поляков, является гордыня,  это я хорошо видела в характере мамы, ее независимом нраве, замечаю это и в себе, но с гордыней стараюсь бороться.
          Мама, в годы моего раннего детства, лет до семи, пока позволяли финансовые возможности, неплохо одевалась. Помню ее красивые и модные пальто, зимнюю шапочку,  платья, которые и в наше время могли бы стать украшением гардероба, их было немного, но  хорошо и со вкусом подобранные. Мама шила, перешивала, вязала. 
         Насколько я помню, она постоянно  трудилась.  Вставала в пять утра и целый день в заботах.   Работала она лаборанткой в хим. лаборатории но при этом содержала дом,  огород, животных.
            На пенсии она серьезно увлеклась  козами, совпало это с перестроечными  годами, когда люди просто выживали,  соответственно имела необходимые продукты, которыми делилась с подросшими детьми, пекла пироги и блины, огород давал необходимые овощи и фрукты.  Очень ей пригодилось ее деревенское детство.   
            Всем детям, а у нее нас четверо, она дала образование, я училась в Музыкальной школе, позднее Музыкальном училище, а это инструменты; аккордеон, фортепиано.  Помню, когда  при моей средней школе открылась музыкальная студия,  мама,  не раздумывая,  отдала меня учиться, зная о моей любви к музыке. Она рассказывала, что после родительского собрания, на котором сообщили об открытии ДМШ, она шла домой с мамой моей одноклассницы, и сказала ей о том, что отдаст меня учиться, на что та ответила: « Да я лучше себе шубу куплю!».  А моя мамочка, несмотря на финансовые проблемы,  отдала меня учиться, за что я ей бесконечно благодарна!  Работа моя всегда была связана с музыкой, и стала  для меня счастьем!
            При жизни мамы мы постоянно ссорились,  ей хотелось, что бы у меня было все степенно и размеренно, но я,  к сожалению, была во власти страстей.  Я особенно не заботилась о душевном состоянии мамы,  считая себя самостоятельной и свободной в своем выборе, но в этом, я до сих пор считаю  себя правой.      Ценности,  тогда становятся ценностями, когда пропущены через сердце.  Но, к сожалению,  мама стала заложницей моих поисков и метаний.
           Я успела, перед ее смертью, попросить у нее прощения, но очень все поздно! Мамы и дети должны говорить друг с другом, находить компромисс, но у нас это не получалось к сожалению! С годами я поняла, что я была не очень-то и права,но тогда, при её жизни я этого не осознавала.Боль позднего раскаяния не согревает душу!


МАМЕ.
               
Черно-зеленый костюмчик
Мамой на "выход" хранимый,
Он ведь, лет тридцать как новый,
Скромненький, мало-красивый...

Но, а теперь сиротливо,
Будто ее поджидая,
Молча  скорбит  простотою,
Сердце во мне разрывая.

Мама меня не любила?
Скупо любовь выражала.
Ласкою редко  делилась.
Плохо меня понимала.

Но по ночам, к остановке,
Часто встречать приходила,
Прессу на стенде читала,
Этим прохожих смешила.

Дома же ждали малышки, ( двухлетние сестрёнки блзняшки)
С средней сестрой оставляла,(8 лет)
Но, а о папе не стоит,
Умер давно уже папа.

Мама нас всех научила,
Совести, скромности, чести,
А перед смертью сказала:
"Доченьки, будьте все вместе!"

Маме стихов не писала,
"Правильной жизни учила",
Словно  не понимала,
Жизнь ведь без мамы - тосклива.

Мама жива - мы как дети,
Глупость себе позволяем,
Резко сказать: "Надоели,
Мне нравоучения эти!"

Но, а теперь остается,
Помнить ее наставления,
И на могиле у мамы,
Просто просить извинения.
               

О моем ПАПЕ Владимир Ильиче.

                На нашей улице, состоящей из маленьких  домиков с садом, моего отца считали человеком спокойным, рассудительным, но был один недостаток – он злоупотреблял спиртным, но  пьяным на улице он появлялся редко.  В дни зарплаты,  приходя с работы,  он приносил небольшие кулечки с конфетами, помню их названия: «Мишки  в лесу», «Мишка на севере», «Красная шапочка»,  но и не обижал себя, покупая  «Портвейн».  Все бы ничего, но этот напиток превращал нашу жизнь в кошмар, отец не спал от него, и доставлял неприятности маме, она страдала от этого, но ничего не могла поделать.  На работу он ходил не пропуская, работал столяром, надо сказать хорошим, многое дома было сделано его руками, да и дом тоже, а мамочке моей приходилось помогать; месить и таскать раствор, штукатурить стены, красить, да мало ли что еще! Но главное достоинство папы – это отношение к порядку, которому он приучил и меня.   Отец  не ленился проверить,   а где я припрятала грязные молочные бутылки и мусор, делал он это просто;  выметал и выставлял на середину кухни все то,  что я прятала под стол  и тумбочку,а когда   все садились  вечером смотреть телевизор, мне приходилось мыть посуду и  молочные бутылки! Он не забывал спросить, почему ножницы не на месте, все это осталось в моей памяти  и очень помогает в жизни. С тех пор каждая вещь в доме и моей голове знает свое место.  Иногда мне с ним было  уютно и спокойно. Но было и то, что обижало и оскорбляло мое достоинство, больно ранило,и делало мою жизнь невыносимой, наверное, поэтому, я очень рано вышла замуж, стремясь,  поскорее,  обрести свободу. Позднее я написала стихотворение и посвятила его ему.



***

Обиды смертной, подлинной
Мне не простил отец,
И у окна за шторами,
Смотрел мне,  молча вслед,
А я как часто водится
Была горда  собой,
И много горя,  делала
Тем, кто гордился мной.

В день смерти папы, мы поссорились, я сказала, что из-за него я вышла рано замуж, сказав это,   ушла из дома, оставив его с горькими мыслями, а через несколько часов он погиб. Меня отпустила боль вины, лет через пятнадцать, после того, как я написала это стихотворение!


Рецензии
Очень тронуло. Особенно про отца.

Мария Бояршинова   01.07.2023 16:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.