Круговорот маркетинга в природе рассказ обывателя

- «Вот говорят общество потребления, общество потребления… А что за зверь такой это самое общество потребления? Зачем это всё? К чему идем в итоге?» - иногда задаешь себе вопросы, ответы на которые уже вертятся где-то у тебя в голове, но еще не сформулированы четко. Попробую сделать это прямо сейчас.

Общество потребления… Ну, это, примерно, когда кто-то силится тебе продать то, что тебе в принципе не нужно было никогда. Правильно? Ну, почти… И у него для этого миллион разных способов. Все для того, чтобы купила, порадовала продавца и производителя. Теперь, на молодежном сленге это называется «впаривать» или «втюхивать».  И эта весёлая профессия называется маркетолог – специалист от этого самого общества, который найдет у тебя новые потребности на раз-два-три. Найдет и научит продавца как «втюхать». И ты на самом деле ужаснешься, как ты без этой вещи до сих пор жила. А наука, которая и родила эту самую главную профессию нового века, называется «маркетинг». Слово то какое! Иностранное! Любят у нас всё иностранное… Вот оно и цветет буйным цветом среди нас. Как, впрочем, и везде. Потребности forever. Новый век – новые веяния. Идешь в магазин, а там… уже творческие маркетологи придумали для тебя кучу ловушек.

Иду покупать утюг

– «Здравствуйте, чего желаете? У нас большой выбор разной техники» - продавец с улыбкой «крем-брюле с сиропом» выходит тебе навстречу, и ты уже не смутно догадываешься, что попала, потому что никуда тебе от него без покупки не деться.
- «Да утюг хотела купить, старый уже не важно работает» – говорю, с ужасом оглядывая полки.
- «Выбирайте, какой Вам нравится» - широко размахивая рукой, показывает стройные ряды полок с утюгами. 
- «Ну, не знаю…» - мычу, мысленно проклиная огромное разнообразие всего, что вселяет стойкую неуверенность в правильности выбора. Но раз уж этот «прилипала» от тебя не отстанет, сдалась:
- «Вспомнила» - говорю, - «хочу, чтобы гладил» - улыбаюсь, думаю пошутила. Но не тут-то было. Даже бровью не повел. Одна улыбка как у Чеширского кота.
- «Ага, вот посмотрите VITEK. Отличный просто. И не такой дорогой как PHILIPS с теми же функциями» - поражаюсь: стойкий оловянный солдатик. Отличник по маркетингу наверное… Но одновременно стою и думаю – «неужели я так уж плохо выгляжу? М-да, как-то не комильфо… С получки надо себе новую куртку купить». Возвращаюсь к действительности.
- «Утюг не простой, а с вертикальным отпариванием!» - как бы невзначай говорит «солдатик», и улыбка опять же при нем как приклеенная. А мне-то что, я и не слышала о том, что это такое…
- «И кстати, шторы вы как раньше гладили?» - смотрит на меня с хитрецой, правильно истолковав мое молчание.
– «Да просто, гладила и развешивала на карнизы».
– «А теперь можно прямо висящие отпаривать. Это гораздо легче» - убеждает продавец.
– «Правда?» - удивленно спрашиваю. На сей раз он на полном серьезе меня удивил, потому что мне раньше такое и в голову не приходило. Ну вот просто, не приходило и всё. Мамонт я, наверное…
– «Да ни сойти с этого места» - не моргнув глазом говорит лукаво, и опять улыбка поперек себя шире.
– «Стоит, правда, дороже обычного, который без «вертикалки», но ведь и функция нужная».
– «Ну, не знаю. А что, правда хороший? – думаю долго, не ожидая ответа и взвешивая про себя в самом ли деле шторы легче гладить вертикально и в самом ли деле мне это нужно. А продавец – монолитное изваяние с улыбкой - терпеливо ждёт. Понимает, что зацепил уже, молодой прохвост.
– «Ладно, надо попробовать» - думаю я и беру, хотя шла то купить обычный, без наворотов.
- «Спасибо!». Всё, миссия продавца выполнена. Навороченный утюг попал в надежные руки, а ему капнул больший процент. И уже не волнует какая разница как нужно гладить шторы. Главное, утюг продан. Потом правда идешь и спрашиваешь себя: - «а зачем тебе это вертикальное отпаривание?» А в ответ одна только мысль: - «А Бог его знает, пусть будет, авось пригодится»…
А через год на экране компьютера появляется рекламка, где утюг не только с этим вот вертикальным отпариванием, но и с отключением. Удаляла несколько раз. Но каждый раз, когда я куда-то входила, появлялась именно она, как будто бы знала, что у меня с утюгом, купленным не так давно, уже есть проблемы. От маркетинговых технологий теперь нигде не спрятатья, а  в интернете особенно. Непаханое поле для маркетингового творчества.
- «Вишь ты, какая зараза!!! Достала таки…  А у меня и правда память теперь подводить стала. Купить его что-ли? У старого уже отпариватель плохо работает и греет уже слабо, не смотря на то, что как говорил продавец, вещь дорогая и очень качественная» - мысленно ругая рекламу за навязчивость и чуток борясь с ней и собой, все-таки заказала его в интернет-магазине. С этим самым отключением. А надо было? Да не так, чтобы и очень… Старый то еще работал… Зато облегчила себе жизнь, хотя и вместо похода в театр.

В «бутике» или супермаркете.

Как-то прихожу купить себе куртку. Самую обычную, с единственным преимуществом перед старой, в том, что она новая, под джинсы и кроссовки, которые уже на мне. Встречает меня продавец, прошедший курсы маркетинга. Вальяжно начинает говорить, что просто куртка – это уже не круто. К ней нужны особые штаны, крутые бутсы, шарфик в горошек, носовой платочек в полоску… Комплекс, ни больше, ни меньше. Модный тренд. А без него ты просто будешь выглядеть как обычная простушка. Даже в самой модной куртке. И вообще, джинсы и кроссовки уже не новость. С такими модными куртками, как у них в магазине, нужна другая атрибутика. Стою, молчу…
- «Хотите подберем?» - с азартом говорит продавец.
- «Нет, спасибо, не сегодня» - уже сомневаюсь, что мне нужна просто куртка… А в кошельке шелестит как-то не очень громко. Этим меня и тормозит в ответе специалисту по маркетингу. – «Эх, жаль, что звук купюр у меня слишком тихий»… А модный тренд уже хочется… И еще как!
- «А у нас акция уже две недели. Сегодня, правда, последний день. Три товара берете – один бесплатно». Опять молчу… Что сказать, если денег нет. Но «солдатика» так просто не возьмешь.
- «Можно в кредит» - бьет последним снарядом продавец и смотрит на меня с надеждой и твердой верой, что теперь то я точно не устою. И попал ведь в цель, только кредитов я ужасно не люблю. Хлопотно это… Но откуда ему знать? И это единственный его недостаток на момент продажи. Молодец, зацепил.
- «В другой раз» - говорю я и уже твёрдо знаю, что в этот «другой раз» я возьму чертов кредит, ведь такой соблазн… Хорошо хоть в этот раз удержалась. Надо же как-то бороться за свои права не вестись на эти ухищрения маркетологов. Ухожу с курткой, а в след меня буравят печальные глаза продавца. Так смотрят на вымершую рептилию в зоомузее.  Грустно, чуть свысока, жалеючи. Поединок с продавцом-маркетологом прошел вничью. Он почти без барыша, я - с твердым убеждением, что модные тренды не для меня. Если только в кредит.  Выходя, делаю для себя вывод, что поход даже в придомовый «бутик» это тебе ни фунт изюму сглотнуть. Это уже не просто поход за курткой, это ого-го, тут нужно идти во всеоружии. С другими деньгами, без страха к разным кредитам, и твердым желанием стать крутым, чтобы в магазинах техники сразу не предлагали дешевые вещи. Для современного мира я поднялась на ступеньку выше. И уже не очень мамонт. Опять маркетинг сработал.
 
В супермаркете, вглядевшись в мою модную куртку, кроссовок и джинсов то из-за прилавка не видно, к чаю тебе будут предлагать акционное сгущеное молоко, а к пиву - вяленого леща, или минералку на утро.
 – «Как не надо?» - удивляется кассир. – «А голова заболит! Минералочка и пригодится». Опять беру, на всякий случай, муж то уже не мальчик. Заботливые у нас кассиры, однако. А всё новые веяния, покупатель – главный двигатель системы потребления и обогащения заботливых производителей.

И снова об утюге.

С утра пораньше собиралась я как-то перегладить порцию белья, а утюг с функцией отключения возьми и упади на пол. Ну вот просто нога у меня подвернулась, рука пошла в сторону утюга, и он упал.
– «Ну что тут такого?» – спросит «неграмотный» потребитель – «Обычное дело, подумаешь утюг упал! Чего ему будет?»
– «Да ничего» - отвечу ему мысленно. –«Только после этого индикатор накала работать перестал». То, что от этого современные утюги ломаются «грамотный потребитель» обычно знает. А вот «неграмотный» еще не догадывается…  Догладила. Сам утюг вроде бы работает, отключается пока как положено. И даже шторы отпаривает еще. – «Фух, слава Богу!».  А через полгода, уже коты носились по квартире… Коты – они такие, бегают, где хотят и когда хотят… Так вот, уронили опять гады… Свиньи натуральные! И опа, функции отключения вместе с нагревом приказали долго жить.
– «Да что же это такое!» - уже чуть не плачу я.
– «Так всё не вовремя, до получки еще две недели! Нести в ремонт? А куда? Да и стоить будет столько же, наверное, сколько новый купить. Нет, не пойду. В помойку ломаный». 
И опять пришлось с антресолей доставать мой старый дедовский, еще советский утюг. Никаких тебе функций, кроме нагрева на раз, два, три положения. И работает же еще. Вот уже сорок лет прошло, а он всё работает.
- «Совести у него совсем нет! Сразу видно, творение «неграмотного» производителя, который не понимал в маркетинге ничего, от слова совсем» - тихо радуюсь я. И чего мы только с ним ни делали: роняли, перегревали, чистили наждаком, приклеивали разные кромки к мебели. И ничего. Не делается ему ничего. Предки на века сваяли!!! Тогда ведь было общество творцов, а не потребителей. Не заморачивались люди на быте, творили себе доброе и вечное.
– «Хорошо, теперь до получки доживем, а там, и новый опять купим… с функцией самоустановки на полку, как обещали в очередной рекламе. Работает маркетинг, черт бы его драл».

Аэрогриль для здоровья

Раньше я всегда запекала мясо в духовке. В рукавах и так просто. И всегда это было вкусно. Положила на противень, засекла время и готово. Ешь не хочу.
Но однажды в магазине, куда я пришла за какой-то ерундой, продавец проводила дегустацию мяса из аэрогриля. Нахваливала вкусовые качества, предлагала попробовать, говорила о его полезных свойствах, о здоровом образе жизни, о том, что жир с мяса стекает в поддон и это полезно для тех, кто хочет похудеть. Ерунда, конечно, но я запомнила. Мысль о том, что с помощью этой машинки я смогу есть меньше жирного не давала покоя. Ведь в духовке мясо хоть и вкусное, но плавает в собственном жиру, особенно свинина. А свинину я очень люблю. Но еще мне хотелось немного сбросить вес. А что? Этого все хотят. Многие даже сами не понимают для чего им это, но хотят все равно, потому что это в тренде. А что я, хуже других что ли?
Получка. Бегу в магазин. Борьба с собой окончилась победой аэрогриля. Новенький и красивый, стоит на столе и сияет от радости, что его купили. Кнопки сенсорные, нагреватель работает как зверь. Мясо – мечта поэта. Весь жир в поддоне. Красота. Теперь всё будет по-новому.
Год прошел как будто его и не было. С похудением, правда, не получилось. Найденная в интернете книга о гормонах твёрдо уверяла меня, что дело вовсе не в жире, а в частоте потребления пищи и уровне инсулина в организме. Проверила на себе. И правда, дело не в жире. Он даже полезным оказался. Но счастья это не добавило, правда и не убавило. – «Ну и ладно» - подумала я – «зато мясо готовить теперь легче». Но на этом мои разочарования не закончились. В скором времени сломался сенсор времени «+». Теперь выставлять время приходилось с помощью другого, который отматывал время назад. Стало жутко не удобно. Особенно, если ставить нужно было не на часы, а на минуты. Отмотать с помощью сенсора от 24 часов до 40 минут – дело не простое. Это же сколько нужно нажать на сенсор, если в часе 60 минут? Ужас! Но я справлялась, пока и этот сенсор не вышел из строя. Шутка ли работать в таком режиме? И случилось это еще через год. И вот, красавец аэрогриль, с его зверским нагревателем и стеклянной чашей, рассчитанной по крепости видно на три поколения, оказался абсолютно бесполезным. Он не включался. В ремонтной мастерской с меня запросили половину стоимости новой «машинки». Нести на помойку это чудо было очень грустно, ведь стоимость «произведения маркетингового искусства» не выработана была и наполовину.

Эпилог

Вспоминая то злополучное показательное выступление продавца, вдогонку хотелось ей сказать:
- «Стремясь продать кому-то что-то, лучше все-таки не врать про то, чего нет».
Мясо действительно было вкусным, но не вкуснее того, что готовилось в духовке. А вот с похудением – пошлое враньё. Но маркетинг – дело серьезное и первостепенное в современном мире. Чтобы он жил сытно кому-то нужно, чтобы ложь стала его обычным спутником. Нет, я не против маркетинговых стратегий вообще. Они позволяют нам узнавать что-то новое, бегущее за прогрессом. Я против навязчивого маркетинга, сопряженного с выдумками ради продаж. Я против обмана и агрессивного навязывания того, что человеку не нужно… Пусть он сам решает, что покупателю необходимо. Пусть сам думает, а не продавцы за него. Обратное, к сожалению, распространено почти везде. Все вещи, которые тебе продают, что раньше на века делали, служат тебе от года до трех. А то и раньше ломаются и рвутся. Но об этом не говорят творческие маркетологи, как и постоянно подогревают наш интерес к тому, чтобы мы забыли об уже купленном и потребляли, потребляли, потребляли. Есть старая мудрая истина, что всё хорошо в меру. Но в маркетинговых технологиях этой меры, похоже, не наблюдается. Иначе он просто заболеет. А в обществе потребления он должен процветать. Круговорот маркетинга «в природе» повсеместно и на высоком уровне … Только вот творить разучились. Получается, что живём для потребления. Не успеваем просто за растущими потребностями, подогреваемыми хитрыми маркетологами. А надо бы, чтобы мы потребляли для жизни, в котором творчество и жажда знаний превалировала бы над жаждой потребления. Разница, однако…


Рецензии