Путевые заметки Ижевск-Анапа 2020. 10гл

начало: http://proza.ru/2020/11/11/445
предыдущее: http://proza.ru/2020/11/17/1770

Наступил день отъезда.

С вечера уложили в рюкзак и пляжную сумку сувениры, прогулялись по Высокому берегу, проводили закат. Дождались, когда последний лучик солнца утонул в море, не спеша направились в гостиницу. Две недели отдыха, вполне, хватает на курорте. Тем более, что санаторный распорядок держал в определённых рамках кормления и лечения. Только в последний день, и два раза по воскресным - не было процедур. В общем, сновали как муравьи по проторенной дорожке через парк: гостиница-лечебный корпус и обратно три раза в день, с заходом в столовую. Свободы, явно, не хватало! По крайней мере для меня, не привыкшей к такому расписанию. Говорят, всё познаётся в сравнении. Скорее всего, больше я в санаторий не поеду. Если уж хочется принять все эти странные процедуры, описанные мной в 6 главе http://proza.ru/2020/11/14/322 то можно взять курсовки. Хотя, я твёрдо уверена, что лучшее лечение - ласковое море, умеренное солнце, вкусная и полезная еда и конечно, хорошее настроение.
А как отдыхать - в одиночестве, с подружкой или мужем, каждый решает сам.

Утром рано, до завтрака, администратор вызвала нам такси, и мы покинули своё временное пристанище корпус "Морской"... Машина запетляла опять по улицам города, взяв направление на станцию Тоннельная в посёлке Верхнебаканский, где нам предстояло болтаться пять часов ожидая поезд. Если бы там была комната отдыха, мы бы как транзитные пассажиры могли её воспользоваться. К услугам путешественников был только зал ожидания и камера хранения по 200 рублей за место. Нам пришлось отдать за три: рюкзак и две сумки - пляжная и дорожная.
И не важно какого они размера и веса. Даже шляпа и зонтик считались бы за багаж. Так что если хотите сэкономить, пакуйте всё в один челночный баул. Сдали мы дежурной по вокзалу свои котомки и пошли обозревать местные достопримечательности.

1. Тоннельная, история и борьба.

Недалеко от вокзала парк с новой детской площадкой. Рядом выложенная плиткой зона отдыха со скамейками, в центре которой установлен настоящий штурвал - подарок какого-то капитана с гравировкой на медной табличке.
В этом же районе маркет "Магнит", парикмахерская, ряд хозяйственных магазинов. Поразила до глубины души, Братская могила мирных жителей поселка и партизан, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, которая находится в центре парковой зоны. С июля 1942 года по ноябрь 1943 года в ходе Великой Отечественной войны, посёлок был оккупирован фашистами, за стратегически важную станцию Тоннельная шла упорная борьба. Постояли немного в скорбном молчании... Нужно сказать, что жизнь в этой станице изначально была нелёгкой, и борьба жителей за существование продолжается по сей день. Переселенцы-казаки, изгнанные за непочтение и грабежи из родных мест, вытеснили отсюда коренных черкесов (адыгов). Развели пасеки, занялись лесопромышленностью, не надеясь на "бессильную" почву, садоводство тоже было рискованным. Летняя засуха и зимние норд-осты уничтожали урожаи. Хлебом стали для жителей цементное производство и железная дорога. Названая строителями в честь проходящего рядом тоннеля, станция со времён имперской России по сей день является крупным ж/д узлом.

Население около семи тысяч человек, в основном русские, армяне, украинцы и что-то новое - дагестанские москвичи, объединились в общей борьбе с разработкой заброшенного карьера по добыче мергеля. Перекрывали дорогу, устраивали акции протеста. Но всё зря. Местные власти пригрозили людям огромным штрафом и разогнали по домам, которые трескаются от постоянного движения большегрузов, покрытые серым слоем цементной пыли. Мало того. Жители станицы переживают до сих пор последствия аварии - разлитой в терминале ядовитой щёлочи. Произошла утечка опасного химического груза при транспортировке бочек с этанол-метаном. Обезвреживание проводил спасотряд Новороссийска совместно с работниками местной таможни, перекачав щелочь из поврежденной ёмкости. Всё было скрыто от общественности. Станичники надеются на помощь СМИ и неравнодушных людей, которые освещают эти проблемы, в решении свалившейся на их головы экологической и социальной катастрофы. Вот и я не осталась в стороне. Внесла свою сетераторскую  лепту.

2. Собачий рай.

Мы тоже прочувствовали это на своей шкуре, когда прошли по центральной улице, шарахаясь от пролетающих машин и прижимаясь к стенам строений. Пришлось свернуть с шумной улицы в первый попавшийся переулок. Стало заметно тише и спокойнее. Лишь, настораживало множество собак, сбившихся в стаи. Так вот где обитают все белки-стрелки и полканы, изгнанные кошками из Анапы! Они целыми семьями лежали на пожухлой траве под деревьями, дремали в предобеденное время. Пора и нам было подумать о перекусе.
Увидели вывеску кафе. Зашли в пустое, уютное помещение с тремя столиками и старомодными занавесками.
"Похоже, что здесь только справляют свадьбы и поминки," - подумала я.

- Вряд ли, тут покормят, - сказал с сомнением муж, оглядывая местный пищеблок.
- Здравствуйте, проходите пожалуйста, - поприветствовала нас женщина домашнего вида, которая вышла из кухни, - Могу предложить солянку, картофель с куриной отбивной и компот. Придётся немного подождать.
- Ничего, нам торопится некуда, - ответила я, - поезд через четыре часа.
- Так вы бы в Новороссийск съездили за это время! У нас тут смотреть нечего. Пылища одна.
- Это мы заметили... - вздохнул муженёк, - Не хочется туда. Суматошный город. Машины сигналят как бешеные.

Нужно сказать, что обед был вкусным и недорогим. Выйдя из кафешки, решили сходить на местный рынок.
Искать его долго не пришлось. Всё рядом, на одной улице. Пустые прилавки, только пара торговцев с овощами-фруктами и разливным маслом. Купили там у местной улыбчивой старушки литр подсолнечного жареного.

- На нём что, уже жарили? - спросила я, глупо улыбаясь.
- Это мы из жареных семечек давим, попробуйте какое ароматное. Такого нигде больше не увидите.

Действительно, обалденное масло для винегретов и отварного картофеля с укропом! Тягучее, маслянистое... а не как у нас в магазинах продают, булькает словно вода в бутылке.

3. Адская дорога.

Решили погулять ещё по станице. Выбрали дорогу, более менее, спокойную где нет движения большегрузов, снующих туда-сюда бесперестанно, поднимая облако серой пыли и отравляя воздух удушливыми выхлопами.
После свежего морского бриза, дышать такой адской смесью было очень трудно. Н-да... попали мы в передрягу. Позже, прочитала о строительстве здешних тоннелей каторжниками-кандальниками с прикованным к ним кайлом. Они нужны были для железной дороги, которая встретила первый поезд в 1887 году. Заключённые содержались в ужасающих условиях. Жили при свете факелов, не выходя из тоннеля, умирали от тифа без числа, пополняясь вновь прибывшими. Хоронили их тут же, в полосе отчуждения. Так что, железная дорога в Тоннельной, в прямом смысле слова, построена на людских костях. Так же, сохранилась легенда об инженере, застрелившимся в день, когда тоннели длиной 1390 и 385 метров не сошлись. Но по иронии судьбы, они соединись на следующий день.
Хоронить этого человека вышла вся станица, даже соорудили для усопшего склеп. Но ни склепа, ни имени инженера не сохранилось в памяти народной.

***

Порядком устав от шатания по запылённым улочкам, мы набрели на школьный сквер, рядом с Домом культуры.
Там я порезвилась от души, как малое дитя, на качелях! И пофоткалась с удивительными фигурками персонажей мультиков в человеческий рост. Обычно, ищу в интернете создателей таких интересных работ. Но в этот раз, никакой информации не нашла. Если кто-то из читателей знает автора этих замечательных скульптур, напиши пожалуйста мне в комментариях. Я обязательно дополню публикацию. Ну, вот... пожалуй и всё.
День, не торопясь, переходил в предвечерье. Солнце умерило свой пыл, спустившись к башням цементного завода придав им совершенно космический вид, они стали похожи на корабли пришельцев, явно, недобро настроенных к жителям этой станицы. Вагон поезда, в котором мы отправились в обратный путь, оказался точной копией совдеповского купе, но уже с тематикой Севера на оконных деревянных баннерах с выжженными рисунками чукчей и чумов. Природа в пути следования меняла окрас деревьев, которые при скорости движения были похожи на разноцветное лоскутное одеяло. Мысли тоже были заполнены цветными кадрами нашего путешествия на юг.
В маленькой комнатке СВ пахло можжевельником, пряностями и предвкушением встречи с родной Удмуртией, сохранившей для нас теплоту бабьего лета. Хочется верить, что это не конец. Путешествия будут в нашей жизни!

фото-коллаж автора: станица Верхнебаканская,
штурвал, мультяшки-обнимашки
полная версия: http://proza.ru/rec.html?2020/11/22/1508


Рецензии
Полная версия в Избе-Читальне http://u.to/-2pNGg

Ольга Шельпякова   22.11.2020 19:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.