Нарын-Кала!!

Города призраки Руси, России, СССР.
=============================
     Этот город существовал до 9-го века самостоятельно и был обособленной частью в единой оборонительной системе крепостей вдоль Великого Шёлкового Пути на Прикаспийской платформе.
     К концу 9-го века город становится частью Дербента, и его дальнейшая история становится историей Дербента.
     Город с крепостью считаются одними из самых древних из тех, что относятся к Руси. Начало крепости относят владычеству Римской империи. Однако, как часть единой системы контроля за торговыми путями, в том числе за Великим Шёлковым Путём, через проход Чора, куда входили по словам персидских учёных 360 крепостей, вместе с Дербентом, Нарын оформляется в эпоху владычества здесь персидских Шахиншахов.
     Своё современное именование крепость получает в годы правления Ануширвана, который так назвал эту крепость в честь одной из своих дочерей. Нарын в персидском означает прекрасный, солнечный. Крепость, действительно, весь год освещалась солнцем, и имела достойный принцессы Шахиншаха внешний вид.
     Ранее на этом месте стояла крепость, которая принадлежала Древней Албании, но в середине 5-го века крепость Нарын полностью перестраивает Йездигерд Второй, персидский Шахиншах, используя при строительстве стен крепости сырцовый кирпич.
     В 6-м веке крепость поизносилась, сырцовый кирпич начал выветриваться, Ануширван её снова перестраивает, теперь стены крепости строятся из камня. Усиление стен Прикаспийских крепостей было связано с наплывам тюркских народов на Прикаспийскую платформу, которые стремились проникнуть на территорию Закавказья.
     В крепости находилась Цитадель площадью в 4 гектара. По углам стен Цитадели стояли дозорные башни. Здесь жили властители этой страны вместе со своими семьями и дьяками. Стены цитадели были толщиной до 4-х метров, а их ширина в основании достигала 20-ти метров. У стены снаружи и внутри был панцирь из крупных камней, внутри которого была забутовка мелким камнем на глинобите.
     Крепость имела водохранилище с запасами воды, которая подавалась по системе водопровода с горных источников. Это повышало способность крепости к длительной осаде, что пригодилось в времена арабо-хазарских войн за контроль над Воротами Чора.
     Здесь была тюрьма, здесь хоронили наиболее знатных вельмож времён Золотой Орды. На территории крепости стоял христианский Храм, конца 5-го века, что можно объяснить тем, что Ануширван имел хорошие отношения с Византией, которая стремилась основать тут христианскую общину.
     Город со своей крепостью был одной из опорных баз персов в беспрерывных войнах то между гуннами и персами, то между персами и тюрками, а затем и с хазарами. Но самые ожесточённые испытания крепость пережила во времена арабо-хазарской войны. Под её стенами решались судьбы народов, царств, государств Раннего Средневековья.
     Хазары, придя сюда на смену персам, которые в конце 7-го века сами столкнулись с арабской экспансией, не стали разрушать систему крепостей, сложившуюся при сарматах, последних арийцах, пришедших сюда ещё в 4-м веке до Рождества Христова, и ставших этнической основой для распространения здесь власти Персидских царей, их единокровников.
     Всё это хазарами было унаследовано и приспособлено к своим новым стратегическим задачам на Северном Кавказе. Заключив вечный союз с Византией, Хазария начинает привлекать к своим ежегодным торговым и военным походам в Закавказье и Крым автохтонные племена Прикаспийской платформы, чего не было при персах.
     Теперь военные гарнизоны крепостей формируются в основном из местного населения, которым хазарские крепости сдавались как бы в аренду. Хазарам нужны были не столько доходы от прохождения здесь караванов, сколько возможность использования Кумыкского тракта в военно-стратегических целях.
     Участие местных племён в составе хазарских армий во время походов в Закавказье, а также на Азов и в Крым, обогащало культуру племён и народов Терско-Сулакского междуречья. Постепенно в недрах Хазарского государства на этой территории формируется новый этнический тип, который представлял из себя смесь местных автохтонных социокультов и пришлых суваро-булгарских.
     В конце 9-го века крепость Нарын-Кала со своими посадами была поглощена мегаполией Дербента.
++++++++++++++++++++


Рецензии