про пуговку

        Технический прогресс разнонаправлен. С одной стороны появляется то, чего не было. С другой, исчезает то, что было. И если появляются, в основном, новинки техники, вроде электробуса, то исчезают элементы привычного быта, а порой и целые культурные пласты и их яркие персонажи.

        В те старые добрые времена, когда в неком городе М. по Неглинной ещё ходил 13-й троллейбус, точно напротив одной из его остановок находилась уютная пивная с панорамными окнами.

       - Ну что, студенты, хотите рассмешу?! За кружечку?!

       Мужичонка был в засаленной грязно-коричневой болоньевой куртке, застёгнутой на единственную алюминиевую пуговку. Еще одна пуговка была у него на кепке. Кепку, судя по затрапезности, выкинул ещё Ильич на субботнике. Том самом, с бревном.

       - Договорились?! Кепку пока посторожите!

       Хитро, по-ленински, прищурясь, он вытащил из кармана куртки брезентовые рабочие рукавицы и на ходу натягивая их, не спеша вышел на улицу.

        Через пару минут, тяжко вздыхая, к остановке подкатил задумчивый мутноокий троллейбус и со стуком распахнул гармошечные дверцы.

        Мужичонка радостно помахал нам рукой и тут же, деловито нахмурившись, зашёл троллейбусу за корму, взялся за разлохмаченные верёвки и снял "рога" с проводов.

         Никто не обратил на него внимания. Пассажиры, прибывшие и убывающие, неторопливо менялись местами в пейзаже. Прохожие проходили мимо. Воробьи клевали крошки. Слегка дымилась урна. Было не смешно.

         И тут ...

         Из-под арки соседнего дома выскочил и на всех парах потрусил к троллейбусу тщедушный, чуть взъерошенный дяденька в шляпе, с портфелем и при галстуке. Через очёчки на целенаправленном, взволнованно вспотевшем носу, отчётливо просматривался интеллигент в третьем поколении и кандидатская степень по чему-то там.

          Разумеется, именно его и окликнули помочь подержать верёвки ...

          Спустя много лет я случайно оказался с Валентинычем в той же пивной. На улице уже зажглись фонари. Накрапывало. Мы взяли по второй и гренки.

         - Глянь! Сейчас, наверное, мордобой будет! - вдруг воскликнул он, хватая меня за рукав и показывая за окно.

         На остановке, позади троллейбуса, в позе распятого Христа с трудом удерживая верёвки подпружиненных штанг токосъемников, стоял тщедушный интеллигент в шляпе и при галстуке. Рядом лежал на боку знакомый потрёпанный портфель. Да и этого разъярённого водителя с монтировкой в руке я, кажется, однажды видел ...

         - У тебя случались дежавю? - спросил я Валентиныча, внимательно осматривая зал.

         На столике у самого входа, в окружении пивных кружек сиротливо лежала кепка. С пуговкой.

         Я точно знал, что скоро там будет лежать ещё и шляпа.

         А троллейбуса больше нет ... Технический прогресс беспощаден.


Рецензии