Забытый микрорайон

          Михаил Леонидович Томилин г. Клин               
      История западной части города Клин начинается с Ильинской слободки которая названа по фамилии её основателя, возможно купца, в городе в районе современной спортивной школы существовала когда- то и Соболева слободка. Дальнейшее развитие этой части города связано со строительством железной дороги и чугунно – литейного предприятия Чепеля, по названию этого завода получила наименование улица Литейная, а сама западная часть города у горожан стала называться «Чепель», популярно оно и сейчас.
       Население западной части довоенного Клина занималось обслуживанием железной дороги. О чём говорит название улицы Транспортной. До революции существовала Мозылевская улица (от мозоль) улица, переименованная после революции в Трудовую, не понятно зачем - мозоль только трудовой и бывает, а также в Большую и Малую Октябрьские. Высоковская улица и символичная для первых пятилеток СССР Стахановская улица. Для работающих на станкостроительном заводе № 240 (так переименовали модернизированный завод Чепеля). Было и предприятие автомобильного транспорта. Западная часть Клина приросла в предвоенное время новыми улицами Некрасова, Островского, Гоголя, Крупской, а также Колхозной, Полевой и тремя Окружными. Все они начинались с южной стороны, пересекали улицу Чкалова доходили до пересечения с улицей Физкультурной, у которой тогда была застроена только левая, нечётная сторона. Между улицами Большой Октябрьской, Физкультурной и Волоколамским шоссе располагался огромный заболоченный пустырь, который пересекала Лавровская дорога, а перпендикулярно ей от Волоколамского шоссе шла Московская улица. На этом огромном пустыре сразу за мостом через железную дорогу, с левой стороны, если идти со стороны улицы Литейной, располагалась городская автобаза, или автомобильное предприятие, а на выезде из Клина по Лавровской дороге, справа от неё находился завод № 240. Пустырь застроили лишь в 1950-е годы в связи с увеличением площади завода «Химволокно», потому что большинство частных домов, попавших под новую территорию химзавода, в том числе из деревни Маланино, перевезли в западную часть Клина. В то же время построены стоящие до сих пор четырёхэтажные дома для рабочих завода «Термоприбор», построенного в послевоенное время.
        Западный микрорайон продолжал развиваться в 80 – е  годы были построены три пятиэтажных дома по улицам Лавровская дорога и Волоколамское шоссе. На Большой Октябрьской улице в те же годы появились три новых девятиэтажных дома, ещё один был построен у 14-го магазина были планы по застройке многоэтажными домами всего частного жилого сектора, но развал СССР поставил крест на этих планах. Уже в наше время на улице Большой Октябрьской построены 12 этажное и два десяти этажных дома, строится кирпичный трёх этажный дом по улице Физкультурной. Сам частный сектор микрорайона значительно вырос, он становится 2-х этажным, а по территории шагнул за комбикормовый завод, где появилось 10 новых улиц и за пивоваренный завод.
         Микрорайон продолжает расти, но как и в советское время ему уделяется мало внимания. В микрорайоне отсутствует отделение почты, отделение Сбербанка, пункт был да закрыли, нет ни одного филиала банка. В жилой зоне нет ни одного кафе. Нет библиотеки, кроме автоколонны, но она далеко, нет ни клуба ни дома культуры в советское время был бревенчатый дом культуры станкостроительного завода, но и его не стало. Поэтому для детей нет ни одного кружка, секции детей приходится возить в центр. В школе №9 построенной в послевоенное время в стиле сталинского ампира, нет спортзала, он есть но бездействует, можно на его месте построить физкультурно - оздоровительный комплекс, в первой половине дня использовать для школьных нужд, а во второй для жителей района. Тем более, что когда по решению правительства Подмосковья подмосковных пенсионеров лишили бесплатного проезда в московском метро и электричках, губернатор обещал на сэкономленные средства строить школы. Не стало и боулинга. Благодаря частникам есть продуктовые магазины и два сетевых, парикмахерские и аптеки, но нет услуг по бытовому обеспечению населения- таких как ремонт обуви, ателье, металлоремонт и так далее, как в целом в городе после закрытия дома быта «Элегант». В микрорайоне за счёт частного сектора много зелени, но к сожалению, зелёная зона защищавшая жителей от Волоколамского шоссе и промышленной зоны завода уничтожается, сейчас на её третьей части, почему то проданной в частные руки строится очередной торговый комплекс, которых в городе уже и так переизбыток. Считаю, что администрации города пора обратить внимание на Западный микрорайон и решать накопившиеся за последнее время проблемы, они характерны не только для Западного микрорайона, но и для посёлка 31 Октября, посёлка Майданова, в котором даже школы не стало, а новые многоэтажные дома строятся. Такие же проблемы и других удалённых частях города.
М. Томилин 21.07 2018. Опубликовано в газете «Клинская неделя»


Рецензии