Листая старые журналы 1080

   Н Е Р А В Н Ы Й  Б О Й

Продолжение
Начало — http://proza.ru/2020/11/20/1779

Изрекло начальство: «Погляди-ка.
Это — фронт. Война идёт кругом.
Ты ж себя ведёшь и вправду дико.
Чуть ли не братаешься с врагом.

Патриоты храбро умирают
За царя, за родину... А ты
Разве не рождён в орлином крае?
Разве не рождён для высоты?

Ты для боя создан от природы,
Племенем воинственным взращён.
Но, увы, в семье не без урода.
Ты нарушил воинский закон.

Ты обязан быть рубакой храбрым.
Отчего же, как презренный трус.
Всем внушаешь, что дороже сабли
Твой туземный, как его... кумуз.

Ноешь и бренчишь... Но здесь не
Для таких кавказских серенад.
Слух прошёл: твои пустые песни
Подрывают ратный дух солдат.

Пуля приготовлена... Однако
Я в последний раз тебе даю
Право искупить вину в атаке,
Умереть не в сраме, а в бою».

Всё на этом завершалось вроде,
Но аварец в жуткой тишине
Вдруг промолвил: «Ваше благороде,
Разрешите оправдаться мне.

Ко всему готов я... Воля ваша.
Я — солдат. Вы — полководец.
Я не трус, хотя, быть может, — не герой.
Мне смертный час не страшен ни на сколько,
Разрешите дать ответ прямой.

Верно, я рождён в краю орлином,
Где в цене отвага и полёт.
Но любовь и мир — мои вершины
Лишь они превыше всех высот.

Вы могучи, ваше благородье.
Всё у вас — войска, чины и власть.
Я — песчинка малая в народе,
Призванная без вести пропасть.

Наши силы неравны, я знаю.
Уж от века так заведено.
Конь казённый, сабля фронтовая,
Вот и всё, что мне подчинено.

Есть у вас и бомбы и снаряды
И неумолимый трибунал.
У меня — кумуз. Иной отрады
Я, пожалуй, в армии не знал.

Горы и долины вам подвластны,
Наши судьбы, чаянья и сны.
Я — певец любви моей несчастной,
Мне подвластны только две струны.

Я рискую жизнью не впервые,
Знаю все провинности мои.
Люди молятся святой Марии,
Я — своей возлюбленной Муи.

Что могу я? Дом родной восславить
И друзьям своим стихом помочь...»
Генерал прервал его: «Отставить!»
Воспалился: «Уведите прочь!»

И добавил: «Этого болвана
Сразу — в пекло, в сечу, под обстрел,
Чтобы смертью или рваной раной
Заплатил за всё, что здесь напел».

    Расул Гамзатов
(«Нева», 1988, № 6)

                Продолжение следует.


Рецензии