Запах - портал в прошлое

Сегодня мы замесили тесто для выпекания домашнего хлеба из ржаной муки.
Домашний хлеб мы давно делаем, но как правило из пшеничной муки. Но сейчас решили сделать чёрный хлеб. Замесили тесто, дали ему выстояться, оно на опаре хорошо поднялось. И вот я выкладываю его, чтобы обмять и придать форму.
Когда я начала выкладывать, то почувствовала этот аромат. Чуть кисловатый, хлебный, тёплый и влажный, мягкий и глубокий запах хлебной опары на ржаной муке.

И в этот момент случилось нечто! Вдыхая этот аромат, я оказалась за тысячи км., в пригороде города Ирбит, в деревне Большедворова, на деревянной веранде старенького дома.
Скрипучие половицы, невысокий потолок, вдоль стены длинная лавка, на ней стоят деревянные кадки накрытые марлями. И от них исходит этот хлебный, нежно-золотистый, с лёгкой кислинкой хлебный запах. Мне 8 лет, на веранду с улицы забегает брат Вовка с охапкой гороха, за ним моя сестрёнка Галя размахивая листьями ревня. Они запыхавшись бегут с картофельного поля. В открытые двери на меня веет вечерняя прохлада наполненная запахом разнотравья. В доме слышно как баба Катя сдвигает тяжёлую железную дверцу с русской печи. И ворчит на внуков, которые крутятся под руками. Из дома пахнет печным теплом и свежей сдобой.

Я стою на веранде, по щекам катятся слёзы, этот кисловато-хлебный аромат ржаной закваски ...
Тогда я не знала, почему на веранде у бабы Кати, к которой мы приезжали в гости с родителями в каникулы, всегда так пахнет. Тогда это было не важно.
Важно было встретиться с братьями и сёстрами, погонять деревенских гусей, искупаться в речке, пробежаться по полю, нарвать гороха и ревня, на спор похлопать по бокам проходящую корову, успеть вернуться вечером домой на свежие булочки. А пока взрослые сидят за вечерним столом, забраться всей толпой на полог и там рассказывать друг-другу истории. Задернув шторку, прячась от родителей шептать "жуткие" приключения. А между шторками на нас обязательно веяло печным жаром и дымком от самовара, что стоял на столе.

Я стою на своей кухне около газовой плиты, на столе душистое тесто, по щекам катятся горячие слёзы воспоминаний, а в груди растекается огонь благодарности. Благодарности за жизнь и счастье быть. Благодарность ПРЕДКАМ. 
Нежно-кисловатый запах ржаной закваски! Так вот чем пахло на веранде у бабы Кати!
С любовью, Елена.


Рецензии