Всегда новый Макет!

 Всегда новый Макет!
"Макбет", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра,  13 ноября 2020 года

Если заглавную партию в опере Верди "Макбет" поет Владислав Сулимский, а леди Макбет - Татьяна Сержан, надо ждать чуда! Это всегда новые детали образов, новые краски в ариях, потрясающая энергетика дуэтов и общих сцен! Настоящая драма в музыке, трагедия, воплощенная прекрасными голосами в гениальной россыпи мелодий! То, как жажда власти постепенно захватывает чету Макбетов и ведет сначала к страшным преступлениям, а потом к полному сумасшествию, слышится в каждом  звуке. Леди продержалась дольше,  но и она стала жертвой собственного властолюбия. Интересно следить за тем, как артисты воплощают в музыке процесс трансформации достопочтенной аристократической супружеской пары в настоящих убийц, которых ничто не останавливает. Убивают всех, кто стоит на пути к трону - короля, своих соратников и их детей. Нормальные человеческие чувства, звучащие в ариях и дуэтах героев Татьны Сержан и Владислава Сулимского в начале первого действия, омрачаются темными замыслами и коварными планами уже в его финале и доходят до своей кульминации после пира. Сначала у Леди Макбет. Она ведь главная движущая сила всех преступлений! Верди для проявления этого процесса написал для нее арии-повторы. В первой она сначала призывает все высшие силы помочь ее мужу обрести высокую власть. В голосе слышны страстное желание, чтобы воплотилось возможное, надежда на  способность Макбета добиться этого, любовь к нему. Но когда ей становятся известны предсказания ведьм, интонации арии-повтора меняются. Там уже звучит и угроза, и решимость, и созревшее намерение силой устранить имеющее препятствие и вынудить Макбета убить короля Дункана. И какой совершенный вокал у Татьяны Сержан  и Владислава Сулимского! Какие прекрасные голоса,  какое виртуозное исполнение!  Яркое глубокое сопрано Татьяны Сержан  всегда удачно  оттеняет мягкий бархатный выразительный баритон Владислава Сулимского, с его истинно вердиевской кантиленой, скрупулезной фразировкой и яростной мощью в нужные моменты.
Потрясающей получилась сцена пира, где является призрак убитого Банко. Здесь опять нагнетает страсти  ария с повтором - застольная леди Макбет. Сначала торжественно-приветственная, а после панических метаний Макбета, которому привиделся убитый по его заказу окровавленный Банко, повторенная героиней Татьяны Сержан  словно в ярости сквозь стиснутые зубы, будто она хотела сказать мужу: "Слабак ты! Сам себя выдаешь! Голову тебе оторвать мало!" И полные смятения, граничащие с безумием, ответные музыкальные эпизоды в завораживающием исполнении Владислава Сулимского! И хор! Какой же замечательный хор написал Верди для этой сцены! Наверное, чтобы скрасить этот ужас ужасный!
Настоящим королем четвертого действия стал Владислав Сулимский.  Его Макбет словно высвободился из объятий страха (чего же бояться, если теперь кругом поражение, а впереди - вечность?) и обрел решимость. Пред вечностью и при полном фиаско открываются истинные ценности. Как  откровение, идущее из глубины души, прозвучала коронная ария Владислава Сулимского  "Pieta, rispetto, onore", вызвав бурю восторга в зале.
Сорвал аплодисменты и Сергей Скороходов после скорбной арии Макдуфа. Прекрасный тенор, со слезой, изумительная ария!
Заслуженными аплодисментами была награждена и Татьяна Сержан.
Всяческих похвал достоин и дирижер Гавриэль Гейне, представивший нам такого светло-трагичного Верди! Настоящего Верди, без патетики и мрачностей. Не зря от большинства опер  Верди, исполненных должным образом, остается светлое чувство торжества справедливости и любви.
Странным диссонансом в замечательном спектакле звучал хор ведьм. Он всегда почему-то кажется очень нестройным и неотработанным, а нынче как-то особенно выбивался из общей феерической картины.
И еще хочется сказать о свете. Ну, даже для темных сил на сцене катастрофически не хватает света. Порой, не видно даже лиц солистов во время исполнения основных арий, например, лица Макбета  в финальной арии. Я уж не говорю  о том, что артистам плохо видны неровности и люки в полу, и они иногда оступаются. Не  разумнее ли сделать сцену чуть посветлее?


Рецензии