Далёкий Ближний Восток. Глава 7

                Посвящается моему горячо любимому папочке.
               
                город Басра, Ирак
                18 февраля 1978 года

     Наше судно стремительно двигалось вперёд. Мы пересекли Аравийское море, прошли Оманский залив и также быстро вошли в Персидский залив. И вот прямо по курсу виднеется знаменитая река Шатт-эль-Араб, что означает «река арабов». Именно здесь образуют единое русло две величественные реки Тигр и Евфрат. Погода стояла жаркая, сильно пекло солнце, мы давно включили кондиционеры, которые в Бомбее отключали из-за холодов. Я с некоторым волнением ожидал прибытия в Ирак. Я впервые в мусульманской стране, и мне здесь всё было интересно. Ирак это страна с очень древней историей. Древние шумеры некогда заселяли долину Тигра и Евфрата. Они построили много городов, основали здесь своё государство и были самой развитой нацией в мире. Им приписывают множество изобретений, которыми люди пользуются  и по сей день. Именно шумеры изобрели письменность шесть тысяч лет назад. А ещё этот загадочный народ был силён в астрономии и математике. Их расчёты были самыми точными в мире. 
     Кроме того, как мне известно, именно здесь в Месопотамской низменности находится библейский Эдем, где Бог создал из ребра Адама Еву. В этом саду они вкусили запретный плод, и отсюда же он прогнал их. Сколько ещё загадок и красивых легенд таит эта удивительная местность!
     Как только мы зашли в полноводную реку Шатт-эль-Араб и бросили якорь в ожидании лоцмана, я сразу же поднялся на мостик и начал просматривать в бинокль берег реки. Мы стоим у западного берега, вдоль реки проходит граница между Ираком и Ираном, поэтому восточный берег нарушать мы не имеем права, так как пришли в Ирак. Что меня поразило - это красивая природа. Всё вокруг утопает в зелени, играя на солнце множеством оттенков зелёного цвета.
- Владимир Иванович, - обращаюсь я к третьему штурману, - что-то не пойму, что за деревья стоят на берегу? Никогда таких не встречал.
- А чёрт его знает! Я тоже первый раз их вижу, - отвечает третий, не отрываясь от бинокля. - Кажется, это финики, то есть не совсем финики, а их пальмы. А может что и другое. Не знаю.
    Плантации финиковых пальм образовали зелёный коридор среди безлесной равнины вдоль всего берега длинной реки. Заросли настолько плотно примыкали друг к другу, что за ними ничего не было видно. Весь берег покрыт толстым зелёным ковром. Не видно никаких строений или людей. Совсем ничего, хотя по карте я определил, что там есть несколько посёлков. Ещё раз взглянув на карту, я заметил, что до Басры далековато, но река ровная и без изгибов.
    Лоцман подъехал к вечеру, снялись на моей вечерней вахте, и пришли в Басру на утренней вахте. К моему большому разочарованию, я ничего не увидел. Как никогда я позавидовал штурманам, они там наверху всё видят и слышат, а я в «яме» (так мы называем машинное отделение) ничего не вижу. Жаль, я не смог проследить весь путь по реке.

    Как только рассвело, нас пришвартовали у причала. Портовый город Басра упоминался в приключениях знаменитого моряка Синдбада. И мне не терпелось прогуляться по улочкам этого легендарного города. Но впереди нас ждала утомительная выгрузка. Шланговщики начали готовить шланги. Привезли раздаточный коллектор на  три шланга. Два протянули на берег, а один в горловину того же танка, с которого выдаём груз. Вот и подошли грузовики - большие автоцистерны. Подошло их штук десять. А вскоре начали выдавать груз. Заработали насосы, и груз пошёл в автоцистерны.
     На причале арабы пекли лепёшки. Они не раскатывают тесто как мы, а берут кусок в руки и, энергично вращая его, придают этому куску круглую форму. Затем кладут лепёшки на борт обрезанной стальной бочки, под которой горит огонь, и минут через пять лепёшка готова. Всё очень просто. Я заинтересовался этим зрелищем, ведь у нас лепёшки пекут на сковороде, а здесь в бочках. Надо же! Как я убедился позже, так делают не только «в полевых условиях», а повсюду – и в городе, и в деревнях.
     Целый день я проболтался на судне. От нечего делать рассматривал в бинокль город и окрестности. Вдоль берега тянулся пригород из одноэтажных домиков с пальмами. Все дома построены из жёлтой глины с плоскими крышами. И все они выглядят одинаково. На крышах стоят кровати или лежаки, видимо, ночью люди спят там. Внизу на палках растянулись матерчатые навесы. Под ними играют дети. Какой-никакой, а тенёчек. На солнце находиться тяжело. Несмотря на то, что сейчас февраль, то есть зима, солнце жарит невыносимо. Второй и третий механики пошли в город, а я остался на бессменной вахте. Пусть себе  отдыхают, зато я завтра уйду на весь день. Смотрю, третий штурман с повязкой ходит, значит, и из штурманской службы все тоже в городе. Более того, сегодня нам предстоит зачищать танк после выгрузки. Закуриваю и спускаюсь на переходной мостик, где третий штурман прохаживался в тёмных очках.
- Что там высмотрел на крыле? – интересуется он.
- Город как город, ничего примечательного. У «Насреддина в Бухаре» точно такой же был. Только там мечетей больше показывали, а здесь я только три насчитал. Вот завтра пойду и ознакомлюсь с этим городком лучше. Если хочешь, пойдём вместе! Бери своего Магомеда, и пойдём! Кстати, неплохо было бы в Багдад смотаться, здесь недалеко.
     На том и договорились, что я возьму Анатолия, а Владимир Иванович возьмёт Магомеда. С такой компанией скучно не будет.

     После ужина нас подняли на зачистку танков. Я только лёг отдохнуть после плотного ужина - и тут на тебе, лезть в танк. Натянул на голое тело рабочую курточку и брюки, прихватил сигареты и зажигалку и спустился на грузовую палубу. Разморённые плотным ужином коллеги лениво спускаются по трапам. Наш боцман, Владимир Кузьмич, начал распределять людей по командам. Мне посчастливилось лезть во вторую смену. То есть минут через двадцать. Каждая команда работает по двадцать минут и не более. Дольше там находиться просто невозможно. Вот и наше время пришло. Отработавшая смена вылезла грязная, изнеможённая и попадала прямо на палубу. Казалось, что весь мир для них сошёлся в этом клочке металла. Мы осторожно спускаемся в «ад». Внизу мы определяем границы места, до которого дошла в чистке предыдущая группа, и продолжаем их работу. Жарковато немножко, пот заливает глаза, а курточка и брюки сразу стали от пота мокрые и неприятно прилипали к телу. Сделали мы значительно больше, у нас легко пошло. Начинать танк всегда тяжело, а работать в средине легче. Незаметно пролетели наши двадцать минут. Когда мы вылезли, боцман разрешил нам идти мыться, лезть в танк больше не придётся. Мы так устали, что не было сил пошевелиться. Вот так и лежали на палубе, словно тюлени на пастбище, и безмолвно смотрели в небо. А над нами - тиха и прекрасна арабская ночь.

    На следующий день наш иракский агент предложил первому помощнику заказать автобус для всего экипажа, чтобы организовать экскурсию в Эдемский сад. Так того чуть удар не хватил от такого антипартийного предложения. Он посчитал это гнусной крамолой – ехать к библейским героям. И, в конце концов, категорически отказался от поездки. Агент пытался убедить его, что советские специалисты, работающие на предприятиях Ирака, с удовольствием туда ездят, даже из Багдада. А тут всего семьдесят километров всего в двух часах езды на автобусе. Но помполит стоял на своём.
- Нечего там делать представителям социалистического лагеря! – кричал он.
     Я со стороны наблюдал за их перебранкой. А мне кажется, поездка была бы очень познавательной. Тем более я совсем недавно читал в журнале «Вокруг Света» статью об этом месте. Было бы неплохо увидеть «рай» своими глазами.

                В гостях у Адама и Евы

    Наконец мы спускаемся на берег. Собрались нашей дружной компанией: я, мой моторист Анатолий, третий помощник и его матрос Магомед, и направились в город. По дороге я им рассказываю о вчерашнем предложении агента и о том, как помполит отреагировал на него. Идём по раскалённому городу. Жара, но сильной влажности не ощущалось, поэтому идти было комфортно.
- Когда я выходил, посмотрел на термометр. Он показывал +42 градуса! – восклицает третий.
- Для этого региона это нормально. Смотри, как арабы одеты, им не жарко, - замечаю я.
    Большинство мужчин и молодых парней, да и некоторые дети ходят в длинных, свободных, хлопковых сорочках до пят, сандалии на босую ногу, на голове длинный платок, а придерживает его специальный обруч, обмотанный шерстью чёрного цвета. Но больше всего меня поразили женщины. Жара стоит невыносимая, а они обязательно в чёрных одеждах. Если мужская одежда в основном светлая, то женская, наоборот, вся сплошь чёрная. Ведь она не отражает солнечные лучи и в ней же жарко! Как они бедненькие в ней ходят? Большинство женщин идут босиком, и только несколько я увидел в сандалиях. На головах у женщин чёрные платки, полностью прикрывающие лицо, остаются только прорези для глаз. Встречаются молодые девушки, одетые в современную европейскую одежду, с открытым лицом, только платок на голове намотан. Сказывается влияние русских. В Ираке много русских, они строят здесь различные предприятия и работают на них же. Ирак плотно сотрудничает с Советским Союзом. Труд русских специалистов широко используется.
    Наша непринуждённая прогулка по городу продолжается. К моему удивлению, узнаю, что Басра - город небольшой, и восемь часов здесь делать нечего. Рассматриваю ближневосточную архитектуру: дома глиняные, но стоят крепко. Не видно, чтоб они подавали признаки разрушения. В таких домах прохладно в жару и тепло в прохладную погоду. Под домами навесы из однотонной ткани, защищают домочадцев от солнца. Но они совсем не такие, как мы видели в Индии. Здесь намного чище и ухоженно. Вдоль улицы протянулись многочисленные лавчонки самого разного типа. Здесь ты можешь увидеть и чайхану, и булочные, где продают лепёшки, готовят их тут же в бочках из-под масла, и прочие лавки.
    Я останавливаюсь перед витриной лавочки со спиртными напитками.
- А я и не знал, что арабы пьют спиртное. Мне казалось, им Коран запрещает, - удивился я, изучая витрину.
- Ты посмотри на цены, при таких ценах и Коран не нужен, сам  бросишь пить! - возмутился Магомед.
- Да, вон та маленькая бутылка виски стоит 150 динар. При условии, что у меня 240 динар, то получается, что моей зарплаты хватит на полторы бутылки, - быстро подсчитал я.

     И мы идём дальше. На нас только шорты и лёгкие сорочки, на ногах сандалии. Чувствую себя хорошо в такой одежде. Прохожие рассматривают нас с любопытством. То, что в порту стоит советское судно, уже знает весь город. Ведь из иностранцев кроме нас здесь пока нет никого. Как вдруг к нам подходит араб в лёгких брюках и тонкой, прозрачной сорочке. На ногах сандалии на босую ногу. На голове традиционный платок, зафиксирован кольцом.
- Вы говорите по-английски? – спрашивает араб, - А то я русский не знаю.
- Да. Мы говорим по-английски, - хором отвечаем арабу. - Что вы хотели?
- Я таксист. Могу отвезти, куда вам надо. Недорого, - быстро сказал он и показал на жёлтую «Волгу» ГАЗ-24, стоящую неподалёку. - Если у вас есть время, я могу вас свозить на слияние рек Тигр и Евфрат, в Эдем. Все туристы туда ездят.
- И сколько будет стоить эта поездка? – интересуюсь я.
- Сто динар, туда и назад. Бензин мой, - отвечает водитель.
    Мы посовещались с ребятами и решили съездить назло первому помощнику, пусть он умрёт от зависти. Завтра я ему обязательно расскажу о поездке, посмотрю на его реакцию.
- О кей! Едем. Ты нас уговорил.
    Мы покурили на дорожку, сели в машину и поехали «в голубую даль». Куда? Да сами не знаем!
     Таксист заехал на заправку, и только здесь я посмотрел на прибор, у него совсем пустой бак. Я ребятам сказал, что всё-таки нам придётся заплатить ему за бензин. Подъехав к бензоколонке, араб вышел из машины, вставил заправочный пистолет и пошёл к окошку. Достал два динара и протянул их в окно. Кассир дал ему какую-то сдачу, вышел невысокий арабчик и включил колонку.
- Надо было заливать полный бак. Или по дороге есть заправки? – поинтересовался я.
- Так я полный бак и залил.
- Сколько же стоит ваш бензин? Вы же ему только два динара дали. 
- На динар залил пятьдесят литров.
    Сижу и соображаю, если пятьдесят литров стоит динар тридцать, то топливо получается дешевле воды. Это где-то около трёх их копеечек, а учитывая, что наш рубль равен шести их динарам, то на наши деньги литр бензина стоит где-то полкопейки, даже меньше.
 
    Машина заправлена, и мы едем дальше. Все окна полностью открыты, потому что кондиционера в машине нет, теплый ветер треплет мои волосы, а я с интересом наблюдаю за проносящимися мимо домами, пальмами и местными жителями. Восхищаюсь такой разнообразной и буйной растительности. Уже начинаю отличать финиковые пальмы от других пальм, их листья более тёмные. Стал различать фиговые деревья. Это та самая библейская смоковница, листьями которой Адам и Ева прикрывались. Вскоре мы выехали за город на широкую трассу по две полосы в каждом направлении. Вдоль реки тянется зелёная лента деревьев, а за ней распласталась бесплодная равнина, изредка на ней появлялись небольшие оазисы. Однако пустыней эту местность назвать сложно - зелени довольно много. С левой стороны появилось большое озеро. Оно тоже было обрамлено сочной растительностью. Там же приютилась маленькая деревушка. Я заметил, что деревни всегда располагаются или на берегу реки, или на берегу озера.
     Проезжая мимо одной из них, мы решили остановиться и перекурить. Водитель лихо припарковался у небольшой чайханы. Это просто навес на улице с маленькими столиками. Как только мы сели за свободный столик, подходит к нам официант. Мы через водителя заказываем чай.
- Какой чай будете? - спросил нас водитель. Мы в ответ только пожимали плечами.
- Нам без разницы. Всё равно мы в ваших чаях не разбираемся.
     Водитель заказал нам тот же, что и себе. За соседним столиком сидели два араба, ведя непринуждённый разговор, они ели плов. При виде плова у меня побежали слюнки, я бы с удовольствием его сейчас покушал, он источал такой приятный аромат. Но мой аппетит испортился, когда я увидел, что плов они едят руками, а жир, который стекает по рукам либо облизывают языком, либо вытирают о рубаху.
    Я решил довольствоваться только чаем. Спустя минут двадцать наша чайная церемония закончилась. Затем мы перекурили это дело, расплатились с чайханщиком и пошли к машине.
- Чаёк дорогой у них, однако, дороже бензина, - заметил Магомед.
- Кружка чая тридцать арабских копеечек.
- Не обеднеешь, - говорю я. - Может это не чай такой дорогой, а то, что ты посидел в тенёчке, отдохнул, покурил. Вот оно и набежало тридцать копеечек. За сервис надо платить.
     Вдруг подходит к нам девушка лет так двадцати пяти, и давай быстро так по-английски говорить. Оказалось, она хотела, чтоб мы её подвезли до Эль-Курны, она опоздала на автобус и хочет добраться на попутке.
- Извините, мэм, но у нас полная машина, нас четверо. И с нами ещё шофёр пятый.
      В этот момент появился наш араб, я стал описывать ему ситуацию, как в наш разговор вмешалась дама и уже на арабском языке начала вести  переговоры с водителем.
- Вы не будете возражать, если дама сядет к вашим парням? – спросил  меня водитель. Он видимо посчитал, что я главный в нашей компании.
- Но как? – от удивления у меня чуть не выпала сигарета изо рта.
- Придётся немного потесниться, - спокойно сказал он.
- Ребята, не возражаете, если дама к вам сядет? – обратился я к своим.
- Нет, конечно! Давно я с арабками на коленях не ездил, - обрадовался Анатолий.
     И вот мы, дружно выдохнув, утрамбовываемся в машину. Я не верил своим глазам – мы все поместились. Нам повезло, что дама худенькая была и хорошо, что «Волга» - широкая машина.
- А машина твоя выдержит столько пассажиров? – спрашиваю я шофёра.
- Выдержит, возил ещё больше. У нас это в порядке вещей.
     Мы тронулись дальше. Город Эль-Курна находится у нас по курсу, мы его будем проезжать примерно через двадцать километров. Парни сзади замолчали, только Магомед болтает с девушкой. Он у нас узбек, а узбекский язык – ближайший родственник арабского. Я никогда не думал, что у нас Магомед так хорошо знает арабский. Просто никогда не слышал.
- Магомед, а может ты и читать по-арабски можешь? – повернулся я к нему.
- Нет. Я учился в узбекской школе. Нас учили писать кириллицей. Арабский отменили ещё после революции.
    Минут через двадцать посреди выжженной солнцем пустыни показался большой оазис, а рядом - река Евфрат, через которую переброшен красивый мост. Проезжаем по мосту и обнаруживаем, что Евфрат не такая уж и большая река. Я бы её назвал речушкой. Заезжаем в Эль-Курну, выгружаем девушку и прощаемся с ней. Эль-Курна сильно напоминает Басру: однотипные глиняные одноэтажные домики, редко попадаются двухэтажные дома, узенькие улочки, люди так же одеты.  Здесь так же, как и в Басре, всё утопает в зелени.

     Как только Эль-Курна осталась позади, мы съехали на просёлочную дорогу. Водитель сбавил скорость, и я вдоволь смог полюбоваться этим поистине райским местом. Здесь очень красиво, что не описать словами, не зря Господь Бог выбрал именно это место для рая. Наш автомобиль остановился, и мы высыпали из машины, оглядываясь по сторонам. А вот и знаменитое райское место, где жили Адам и Ева. Молодая яблонька, не более трёх лет, под ней лежит толстое трухлявое дерево, а рядом стоят две кадушки с водой. «До» и «После» скромно написано на всех языках мира. Из-под навеса выползает заспанный служитель, и начал пересказывать всю библейскую историю добрых полтора часа. Слушал я его очень внимательно, время от времени задаю вопросы. В итоге я в конец замучил его расспросами, что он и не рад был таким дотошным посетителям.
    Мы посидели под молодой яблонькой на старой трухлявой яблоне. Со слов смотрителя именно под ней и произошла вся эта история, а с её косточки здесь выросла молодая яблоня. Долго ещё с ребятами обсуждали библейский рассказ, а затем отправились домой. Вернее сказать на судно, до дома ещё далеко! А это место красивое. Сижу и наслаждаюсь райским пейзажем. Всё вокруг утопает в зелени. И это несмотря на то, что вокруг полупустынная местность. Величественная река Тигр и сравнительно небольшая река Евфрат доставляют сюда достаточное количество влаги.
     Чуть не забыл рассказать про водичку. Оказывается, Ева чистоплотной была, и помылась до и после грехопадения. Смотритель предложил нам купить воду из бочки «До» за 20 динар, а из бочки «После» за 50 динар за бутылку. Он нам долго рассказывал о преимуществах одной воды перед другой. Хотя он и неплохо говорил по-английски, я половину из его рассказа не понял. Покупать воду мы не стали. Зачем она нужна? После такого рассказа мы пить её точно не будем. Араб очень расстроился. Напоследок мы с ребятами ещё раз обошли святое место, попрощались с духом Адама и Евы, сели в машину и поплелись по просёлочной дороге в направлении Эль-Курны. Въехав в город, шутим над Магомедом, чтоб он смотрел по сторонам внимательно, может, подружка его назад ехать захочет.
 
     В Басру въехали в половине восьмого, как раз успели на вахту. Выгрузились на улице прямо на том месте, где нас встретил таксист. Поездкой я остался доволен. Что бы мы в городе смогли посмотреть? А так столько интересных вещей узнали и увидели, пообщались с местным населением, наблюдали за их привычками и обычаями. Одним словом, расширили свой кругозор. Теперь я смело могу сказать, что я был в Ираке и гулял по его просторам.
    Проходя мимо лавки со спиртным, останавливаюсь перед витриной и снова рассматриваю небольшие бутылочки с виски. У меня ведь остались иракские деньги, и они мне больше не понадобятся. Выбираю бутылку «Араки», она дешёвая, и на оставшиеся деньги покупаю три банки растворимого кофе. Говорят, иракский кофе очень вкусный и качественный. Ну что, попробуем. Наша дружная команда, уставшая от продолжительной прогулки, поднимается на борт судна. Как вдруг прямо на трапе наталкиваемся на старпома, будто он нас специально поджидал.
- Где это вас так долго носило? – интересуется он.
- Ходили в гости к старым знакомым, - ответил кто-то из ребят. Мы заметили удивлённые глаза старпома и рассказали ему про наше приключение. Сначала он хотел было отругать нас за такой опрометчивый поступок и то, что мы так далеко уехали, но потом таким добрым тоном полным заботы сказал:
- Ладно, расскажете про Эдемский сад более подробно потом, а сейчас идите ужинать. Сегодня на ужин у нас вкусная свиная отбивная.
   После ужина весь экипаж, свободный от вахты, расположился в курилке под кондиционером и, затаив дыхание, все слушали наш увлекательный рассказ, какой он на самом деле Эдем. Все были в восторге. Ребята постоянно переспрашивали нас, уточняя детали, и жалели, что помполит всё-таки не заказал нам эту экскурсию.
    На следующее утро перед самым рассветом мы снялись с Басры. Меня подняли на завтрак, уже во всю работала машина. У меня была маленькая надежда, что постоим хотя бы до обеда, но не получилось. Сразу после завтрака я залез в машину. Там уже был мой помощник.
- Ну как, Анатолий, не ругаешь меня за поездку? Ведь я хотел посетить Эдем ещё задолго до того, как нам подвернулся таксист. 
 - Что ты, Сергеич! Мы отлично провели время! Хоть страну увидели, а то колесим по миру и ничего толком не видим. Только магазины да пабы у нас на уме.

    К полудню я сдал вахту и вышел на палубу. Судно идёт по реке Шатт-эль-Араб по той же стороне, по которой мы шли в Басру. Всё те же дремучие заросли тянутся по всему берегу. Вот в просвете деревьев видна небольшая деревушка. По песчаной дороге ходят люди, едут машины. Деревня сильно напоминает мне ту, где мы останавливались по дороге в Эдемский сад. Все иракские деревни похожи друг на друга. Я им немного позавидовал, в каком красивом и благоприятном месте живут эти люди. Дома им отапливать не надо, и зимнюю одежду приобретать тоже не нужно. Всё дала им природа, живи и радуйся. Вот так я и стоял, пока наш «Айхал» не вышел в Персидский залив. Там мы сбавили ход, идущий сзади катер, подошёл к нам и снял лоцмана. Теперь судно на полном ходу направилось на юг, к выходу из залива. Через полчаса появились берега Кувейта, одной из богатейших стран мира. Я поднялся на мостик, взял у второго помощника бинокль и начал рассматривать берег Кувейта, ведь мы идём совсем рядом с берегом. Но, к моему разочарованию, ничего я там интересного не увидел - одна песчаная пустыня и только изредка появляются небольшие зелёные оазисы. Я вернул второму бинокль и спустился в каюту. Ведь впереди только вода. Стремительно удаляется от меня загадочный Ближний Восток. Вода, вода, кругом вода, и разделяет нас вода.

А моё путешествие продолжается. http://proza.ru/2020/11/29/1319


Рецензии
Какая интересная у моряков жизнь! Сегодня в Японии, завтра а Австралии, и так бесконечно. Очень интересно побывать в Эдемском саду соприкоснуться с легендой на котором стоит все миропонимание.
Зря не попробовали плов. Арабы умеют их готовить, действительно пальчики оближешь.

Прекрасный рассказ, вроде и побывали в разных местах, а все равно читать интересно.

Муса Галимов   29.05.2022 18:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Муса, за приятный отзыв.

Марина Сотник   30.05.2022 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.