Как воспитать кавказца?

 /рассказ из серии " а поговорить?"/
..........
Димка с  лучшим другом  Дауром  собирают лего - конструктор. Сидят в комнате и сосредоточенно возводят  башню .

- Знаешь, Лика , твои дети здесь , в Москве , совершенно "обрусевают"  - переживает моя подруга - абхазка. Она имеет в виду ,что становятся независимыми от обычаев и порядков южан.

Мы  сидим за столом в моей кухне  , пьем   кофе, заваренный в турке и  кушаем  тортик "Поль Робсон" моего приготовления. Мы уже пообедали и поэтому , наслаждаемся  десертом.

  - Школа, друзья - общение все на русском языке!  Продолжает говорить подруга.  Они (дети) теряют свои корни здесь . А нас , абхазцев , так мало! Распаляется Асида .
- Твои мальчики женятся на русских девушках и останутся жить в Москве ! Прогнозирует подруга.

- Ася  , да какая разница ! Лишь бы они были счастливы !

 Лениво оправдываюсь я.

 Думаю ,что я - космополит .

Асида - моя близкая подруга .  Она  очень красивая женщина.  Белоснежная кожа , медовые глаза   , светлые волосы и маленький вздернутый носик. По субботам она приезжает вместе с  сыном , ровесником моего ,  в гости, чтобы отдохнуть и  пообщаться.   Нашим мальчикам   по восемь лет.

- Ну как ты можешь так говорить ! Закипает подруга .
-Мы , как малочисленная нация , скоро вымрем из- за таких , как ты !

И , вообще , когда АБХАЗЕЦ ЖЕНИТСЯ НА МЕНГРЕЛКЕ - РОЖДАЮТСЯ РУССКИЕ ! -
Делает вывод  Ася .

Этот "камень" она с размаху кидает "в мой огород" ... Папа у меня абхазец , а мама - менгрелка .
Я не обижаюсь . Я привыкла к ее  остроумию .   Она ,  возможно  , права !
Хорошо, когда    имеешь представление   о своих предках , своих корнях .

  Вместо того, чтобы читать сыну  перед сном "Марсианские хроники" , лучше читала бы "Абхазские фольклорные сказания " - думаю я про себя.

- Ты не понимаешь , Лика, как важно , чтобы наши дети чаще бывали на родине . Чтобы их и потом туда тянуло , когда станут взрослыми !  - говорит подруга.

      У  нее  в Абхазии живут  многочисленные родственники  и мама  .  Ее дети   ездят к ним на каникулы и подпитываются национальным духом .   У моих детей бабушек уже нет  на этом свете. А близкие родственники живут в Москве.
      Старший мой сын бывает  в Абхазии , гостит иногда  у своего отца.   На  мою просьбу обратить внимание на местных  девушек , говорит , что на абхазке он никогда не женится .
     - Даже не мечтай , мама !

Они ему кажутся слишком горделивыми , а их природную стеснительность он принимает за холодную неприступность .

............
День пролетел незаметно за разговорами  . Уже ближе к вечеру  Ася  засобиралась домой с сыном.
Проводив их , я убрала со стола . Помыла посуду. Села и задумалась.
    Слова подруги засели гвоздем в моей голове.
- Надо "спасать" младшего - решила  я .   Внушить ему , что он кавказец , в конце -концов !
            Старший  сын  уже "пропащий" в этом смысле человек. Он большую часть своей жизни прожил в Москве. И менталитет его уже не поменятся ,  думаю.  Мыслит он  , как столичный молодой парень - по-европейски.   Ни черта не понимает в кавказском этикете. Этого уже не научишь . Я виновата ! Блин! Только я !
       От таких горестных мыслей у меня разболелась голова. Приняв  таблетку аспирина , глубоко вздохнув  ,  решила - с завтрашнего дня я все поменяю в сложившейся ситуации .  Дима -  это же другое дело !  Еще  есть надежда,  что  вырастет в настоящего добропорядочного  южанина. .. Ему - восемь  лет. Минус четыре года неосознанной детской жизни .  Ничего ! Успею !  Станет "нашим" .
....
  И   все вокруг будут говорить:
какая Лика молодец ! Там,  в Москве , она воспитала сына так , как мы не смогли воспитать своих детей на Кавказе ! А  Аська , просто  умрет от зависти - мечтаю я .
Утром , в воскресенье , после завтрака я решила начать то, что задумала.

- Дима ! Ты кто по национальности ? - задаю вопрос  сыну , который достраивает свою лего- башню.

Он не слышит. Сосредоточен на строительстве.

- Дима ! Так кто ты по национальности ? - повышаю я голос .

- Кто-кто ! Я - русский ! - отвечает Дима, не поворачивая головы.

- Нет !!! Ты не русский !!! - волнуюсь я .

- А кто я ? - искренне удивляется Дима.

- Ты - адыгеец !   По отцу! А по маме - абхазец !

- И что ? - равнодушно спрашивает Дима, занятый игрой.

- Как что ! Ты должен жениться на абхазке или адыгейке ! Понял ?

- Понял ......конечно ..... хорошо ...

- Дима ! Ты точно понял ? - обрадовалась я .

- Да! - отвечает.

Я успокоилась , довольная тем, что первый урок прошел отлично .

.... Через минуту Дима ...задает вопрос...

- Мам , а где я ТЕБЕ.... эту.... АРМЯНКУ .... найду ?
........

Когда Дима закончил восьмой класс   , мы с мужем решили ,что он продолжит учиться в Абхазии. Приобретет абхазских друзей , вольется в местный колорит и примет нашу   южную  ментальность..... А еще ....получит лимит для дальнейшей учебы... в Москве . Супруг уехал с ним . Одного же не оставишь.

..............................
P.s .  Мой старший   женился.... на абхазке! Прекрасная девушка ! Она милая и умная , как я и мечтала. Когда появятся внуки - буду их учить абхазскому этикету.....................если позволят.... время есть.  А пока сама его изучаю ...

Дима уже "пропащий" . Встречается с русской девушкой. Похоже дело идет к женитьбе..........но какая разница , если он счастлив ! 

...


Рецензии