Булгаков антисоветчик?

<tab>В советских журналах «Безбожник» и «Безбожник у станка»  Михаила Афанасьевича называли мистиком, винили в связях с сектантами, мракобесии и прочих грехах. «Безбожники», как и многие советские СМИ того времени, — и не только советские, и не только того времени, — хотя на словах и допускали некий плюрализм мнений, делили общество на своих единомышленников (в данном случае — убеждённых коммунистов-атеистов) и злодеев с одураченными ими жертвами. К злодеям они относили как нацистов с фашистами, так и социал-демократов и даже многих социалистов, правда, добавляя им приставку «псевдо». Автор данной статьи, при всей его далёкости от большинства религий и левых взглядах, читая «Безбожники» нередко думал «Не несите напраслины!»^0. Все народные приметы сводили к суевериям. О  народной мудрости;  основанной на наблюдениях за взаимосвязью природных явлений и изобретением лекарственных снадобий из растительных и животных продуктов мне ничего найти не удалось. Только всякие «мученики» с «угодниками». Тибетская медицина сводилась к шарлатанству,  вроде настоек из человеческой мочи;. А вот иной рецепт оттуда же: ко гнойным ранам прикладывай заплесневелый хлеб со сливочным маслом. Справедливости ради: официальная медицина тогда не знала антибиотиков, а подобным грубым, грязным методом можно занести дополнительную инфекцию. Упоминались противослизневые молитвы, вместо суперфосфата. Хотя ещё раньше от слизней среди рассады рассыпался пепел и ставились блюдца с пивом, в котором брюхоногие тонули. А ещё его любили закусывать слизнями ежи. Верующие крестьяне, якобы, не знали, что скот необходимо купать от навоза. В колхоз нехотели идти либо кулаки, не желавшие терять возможность эксплу(о)атировать бедных, несчастных крестьян, либо те самые крестьяне, запуганные рассказами этих самых кулаков, нэпманов и богословов про Белое воинство, являвшее собою некие карающие силы небесныя, либо белогвардейцев, должных после своего реванша перевешать всех колхозников и коммунистов. Белые считались монархистами и к ним приписывали кронштадтовцев. Г. Распутин подавался обыкновенным, хотя и привилегированным, шарлатаном, осознанно используемым Романовыми для одурачивания народа. Что думает о Григории Ефимовиче автор данной статьи, напишу в «Кашпировский и моя логика» на http://proza.ru/avtor/ericarthurbla.
<tab>Возможно, издания рассчитывались на аудиторию итак знакомую со священными писаниями и готовую по достоинству оценить авторские трактовки. Но если читатель знаком лишь с поповскими пересказами… Смертные дщери рожали от ангелов «дебилов». Титанов-великанов они им рожали, и прочих сверхлюдей — нефилимов. Библейская версия египетского голодомора, — засуха, — если он вообще был, действительно выглядит странно: нарушения периодов разлива Нила и годичных погодных циклов оставили бы отпечаток на ландшафте, а в самом Писании упоминается переживший засуху скот, которым соседи, уже истратив серебро, расплачивались за хлеб. Зерновые выгорели, скот остался… В безбожно-станочной статье о прорицательских талантах Иосифа — хотя бы, что он о них заявлял — ни слова. Братья продали его за стукачество — на иллюстрации тот доносит отцу, что они все папиросы выкурили. А голод настал в результате его насильственного изъятия продовольствия. Якобы народ поднял восстание, подавленное стражей. Следующая карикатура: Иосиф возмущается, что подданные не желают обходиться духовной пищей. Уж не было ли это сатирой на Иосифового тёзку? А из XXI века ничего не напоминает? И, вопреки фейкам антисоветских пропагандистов, засуха и неурожаи в СССР тоже были, а что Иосиф пользуясь бедственным положением соседей занимался откровенной спекуляцией, написано в самом Писании.
<tab>При всём вышесказанном, «Безбожники» представляют интерес уже как образцы идеологии того времени. Слово «патриот» формально ругательным не было. Но именно  «священники с их патриотизмом» заставляли пролетариат убивать друг друга во имя своей буржуазной родины. Но чтобы пролетарий шёл на подвиг во имя своей социалистической Родины… Советский Союз родиной не был. Главное для пролетариата — идеология. Это уже в Великую Отечественную вместо «патриотов» стали обзывать «космополитами». Ещё много интересного там писалось о науке того времени. О бесперспективности градобойной артиллерии, в отличие от облучения туч со специальных антенн. Хотя в другом издании разместили стих о том, как колесницу св. Ильи сбили как раз из таких зениток. Герберт Дж. Уэллс в своей «Войне миров» писал: «мы уже знаем, что на Марсе даже  на экваторе  средняя дневная температура  не выше, чем у нас  в самую холодную зиму». В «Безбожник у станка», как и романе «Красная звезда» Александра Богданова, писалось, что марсианский климат похож на земной, только без сильных ветров, в виду более ровного рельефа. Согласно последним данным t° на Марсе колеблется в диапазоне -153 — +25 °C, а бури, хотя и не способны из-за разреженности атмосферы сдвинуть тяжёлый предмет, но несут много пылевого абразива, способного нанести серьёзный вред земной технике. Самая же большая возвышенность в Солнечной системе — мёртвый марсианский вулкан  Olympus Mons, — не путать с земной горой Олимп,  — абсолютной высотой 21 229 м, а относительной — 26 км.
Были, ещё, статьи с упоминанием герудотерапии, трудов Бёрбанка, Вавилова и Мичурина… Запомнилась статья об исследованиях хирурга Сергея Воронова — прототипа профессора Преображенского из булгаковского романа «Собачье сердце». Причём не только о трансплантациях о;рганов животных, уже тогда признанных неэффективными и со множеством побочных эффектов, но и об эффектах вазэктомии мужчин и лигирования маточных труб у женщин. И, кажется, --  предтечах гормональной терапии.
<tab> Другой персонаж «Собачьего сердца»
Полиграф Полиграфович Шариков — хирургический гибрид дворового пса Шарика и уголовника-алкоголика Клима Чугункина — излюбленный эталон сравнения оппонентов. Гр. Невзоров говорил, что «Собачье сербце» — об ополчении Донбасса. Гр. Понасенко в шариковском «Взять всё, да и поделить» видит официальную советскую идеологию со всеми левыми убеждениями. Шариков — герой отрицательный, к концу романа разозливший даже Швондера. Так что это «всё поделить» вполне соответствует "<i>пролетарию новой формации</i>"… Да только к чему он это сказал?
<tab>«– Да не согласен я.

– С кем? С Энгельсом или с Каутским?

– С обоими, – ответил Шариков.

– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая…» А что бы вы со своей стороны могли предложить?

– Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…»
<tab>Шариков олицетворяет собой <s>понасенковское; </s> люмпенское понимание социальной справедливости. Вспоминается латиноамериканец Рафаэль из книги Сергея Довлатова «Иностранка»: «– Я уважаю русских. Это замечательные люди. Они вроде поляков, только говорят на идиш. Я уважаю их за то, что русские добились справедливости. Экспроприировали деньги у миллионеров и раздали бедным. Теперь миллионеры целый день работают, а бедняки командуют и выпивают. Это справедливо. Октябрьскую революцию возглавил знаменитый партизан – Толстой. Впоследствии он написал «Архипелаг ГУЛаг»». За С. Довлатова  писать не берусь. Возможно, в холодной войне он был на стороне США.
<tab>Рассмотрим ещё роман Михаила Афанасьевича — «Мастер и Маргарита». Советская психиатрия в романе — на передовом уровне. Главврач по возможности воздействует убеждением. А о;рганы правопорядка действуют не слишком деликатно, но компетентно, с поправкой на столкновение своего материализма с реальностью потусторонних сил.
<tab>В «Белой гвардии» автор антисоветчину тоже не воспевает… Конечно, во многих его произведениях можно найти немало критики реалий того времени: <i>разруха в головах</i>, нежелание правительства прислушиваться к чужому мнению и т. д. Но всё это, на мой взгляд — в рамках разумного. Не во всём соглашусь с его героями, включая положительных. Тот же Филипп Филиппович, как по мне — слишком высокомерен. Это с моей-то мизантропией… Но в целом Михаила Афанасьевича к советской власти был лоялен.





































































































































































































































; «Не несите напраслины!» http://proza.ru/2013/06/14/209
;  https://posmotre.li/Простая_мудрость
; «Подарок для Понасенкова» https://ericarthurblair.livejournal.com/49831.html


























08:28 03:53 03.11.2020


Рецензии