Совершенное счастье

       Мне было 16 лет, когда отец привёл меня на завод.
       Мама каждый день кормила нас с отцом завтраком, давала мне рубль на обед, и мы с отцом пешком ходили на завод. Интересно, кто-нибудь сейчас пешком ходит на работу? Мы гордо шли по середине бульвара, отец здоровался с наполнявшими дорогу такими же как мы рабочими все здоровались, улыбались, перебрасывались шутками, фразами.
Интересно, но в каждом цеху время работы было сдвинуто на полчаса, служащие приходили вообще к девяти.
Рубля хватало, что бы пообедать, купить пачку пегаса – 30 коп. И даже оставалась мелочь – 15-20 коп. В раздевалке в шкафчике у меня была железная банка из-под леденцов, туда я сыпал мелочь. В конце месяца получалось рубля три и больше.  И мы с ребятами покупали бутылочку портвейна и распивали её ведя неспешные беседы о сути бытия. Было весело, и никто не боялся ни арестов, ни увольнения, ни каких-либо трудностей и проблем, ожидавших нас в предстоящей жизни. Если бы нам тогда, кто-то что-то стал говорить об этом, мы бы приняли его за сумасшедшего.
       В 3 часа мастер требовал, чтобы я уходил домой!
- Вам нет 18 лет. Вы не имеете права работать 8 часов! Идите домой, иначе нас будут ругать!
Мой рост был 1.90 см. А вес 90 кг. Но мне приходилось подчиняться, хотя мне почему-то было стыдно.
А главное, я не мог выходить с работы вместе со всеми. Сейчас это трудно объяснить. Но я попробую.
Дело в том, что придя с работы все шли обычно домой и встретить кого-либо было довольно трудно. Телефонов тогда не было, и общение могло произойти только по договорённости. А где как не на проходной, можно встретиться и договориться о походе в кино или игре в футбол, а о свидании с девушкой вообще других шансов почти не было.
        Я иногда всячески затягивал свой уход с работы, долго мылся в душе, долго переодевался, и стоял на проходной - ждал, когда через неё повалит народ.
       Я помню лица! Это я запомнил на всю жизнь. Вы не поверите! Все улыбались! Смеялись! Шутили! Радость и счастье переполняло людей!
И вот тогда можно, было, как бы случайно встретить, или напроситься на встречу с девушкой, или с друзьями и тогда вечер мог иметь продолжение, иногда очень даже запоминающееся.
       Как-то во время смены мне сказали, что меня срочно вызывают в расчётную часть.
Я страшно перепугался. До этого меня вызывали только к Завучу школы.
- произошла ошибка, - сказали мне в кабинете!
- вам не доплатили 3руб.20 коп. Мы приносим извинения! Идите в кассу и получите. Это было чудо. З/плату я отдавал маме. И это были неучтённые деньги. Вечером с друзьями я купил бутылку портвейна, и мы распивали её за столиком во дворе. Такие столики были в каждом дворе, и мужики там играли в домино и иногда выпивали.
Я чувствовал себя совершенно взрослым и совершенно счастливым.

p/s Я хорошо помню, в 70-е годы на заводе работало 5500чел. Была расчётная часть, человек 5-6, бухгалтерия человек 15-20, касса. А когда появились копьютеры, в бухгалтерии работало уже человек 50-60, а рабочих осталось 1.5 тысячи. Это тоже надо помнить. 


Рецензии