Связь веков

С моим старинным товарищем мы отправились погулять по лесу. Сейчас межсезонье, и ни какой практической цели у меня не было, кроме как просто побродить по выбеленным после недавнего снегопада тропинкам, да поболтать с другом о всякой всячине.
Мы шли по дорожке, что вела от Соломенного в сторону Зимника, ветер набегающий с Онего шумел в вершинах деревьев, иногда посыпая нас снегом, что смахивал с еловых лап.

Товарищ мой не первый год состоит в одном из поисковых отрядов, и по тому взял с собой миноискатель, и старательно махал им по тропинке, на которой мы уже много лет по осени собираем грибы.

Вдруг что- то "зазвонило", он пустил в дело лопатку, и после нескольких минут извлёк из земли обломок старинной подковы. Это было неудивительно, тропинка проходит по старой крестьянской дороге, к тому же по скалам, так что истёршийся подкову лошади сломать о камни было не мудрено. Следующей находкой стала гильза, он, как опытный поисковик, определил, что она от финской винтовки, это было понятно по калибру, опрессовке донца, да и когда мы её очистили, то увидели дату- 1940 год. Всякое бывает…

Далее мы находили подобные гильзы на протяжении наверное полукилометра, всего, по моему, штук семь, некоторые парами, ещё медная оковка от офицерского сапога, а напоследок обнаружилась пистолетная гильза, причём только одна.
Пройдя ещё несколько сот метров были найдены подковы, истлевший карельский нож и две советские монетки- «две копейки» 1931 года.
Всё это было осмотрено, опознано, сделаны выводы, но…

Но у меня перед глазами буквально в живую предстала такая картина…

Соломенские крестьяне спешно уходили, (да нет, бежали!), от стремительно наступающих войск противника. Уйти раньше они не могли, так как все дороги были загружены отступающими войсками Красной Армии и петрозаводчанами, уходившими в эвакуацию по суйсарьской дороге.

А когда финские части уже подошли вплотную к проливу, то крестьяне уходили погрузив на телеги семьи и то имущество, что было под рукой. Выбирать самое ценное уже не было времени, ближняя пристань была захвачена, так что приходилось уходить по зимницкой дороге.
На этой узенькой ниточке, связывающей Соломенное и дальнюю пристань и в лучшие года не смогли бы разъехаться две телеги, так что колонна бросающих свои дома и хозяйства людей растянулась, и вот в отходящих последними уже полетели пули.

- Seis! Стой!- кричали им вслед солдаты финской армии, стреляли с колена вдогонку, люди бежали, спотыкались, старались гнать лошадей, не смотря на потерянные подковы... Кто- то упал на землю, из кармана пиджака выпали последние монетки, кто- то потерял из рассохшихся ножен нож, а пули всё летели, выстрелы крики солдат раздавались всё ближе…

Фенрик, догонявший солдат замешкался, отдирая от каблука некстати оторвавшуюся на половину оковку, еле нагнал своих, увлекшихся преследованием мирных жителей, и что бы остудить пыл рьяных бойцов дал выстрел в воздух из табельного.

- Прекратить! Построиться! Мы здесь не для того, что бы разбойничать, Красные рюсса отступают на север, на Яллахти! Первая рота уже выдвинулась! Перегруппироваться, и вперёд! Да здравствует Суоми!


Рецензии