Актриса Татьяна Конюхова

Лично я впервые увидел эту актрису в фильме «Запасной игрок», где играли вместе с ней Кадочников, Бернес, молодой Вицин, который и любил героиню, роль которой досталась Татьяне Конюховой.  Молодая, красивая девушка мне, тогда еще школьнику начальных классов, понравилась.  Потом увидел её в фильме «Разные судьбы», где её партнерами были Юматов  и Фрейдлих, отец ставшей позже знаменитой Алисы Фрейндлих.

В оскароносной ленте «Москва слезам не верит» есть узнаваемый момент, когда экзальтированная героиня Ирины Муравьевой восторгается гостями кинофестиваля. Татьяна Конюхова спустя почти 25 лет сыграла там саму себя в ранней молодости. Этот интересный факт биографии до сих пор вызывает восхищение у профессионалов киноискусства и большой армии ее поклонников.

Родители кинозвезды родом из Украины, бабушка по национальности полячка. Татьяна Георгиевна — дочь человека, работавшего в ЦК компартии Узбекистана, директора хлопкового завода, 3 года отсидевшего в сталинских застенках по ложному доносу. В беседе с Татьяной Устиновой, автором программы «Мой герой» на канале ТВЦ, она рассказала, что запах мази Вишневского и сейчас напоминает о болезни, которую папа заработал в тюрьме.

В семье было еще двое детей. Сестру Роксану воспитывала Таня, поскольку мама пребывала в затяжной депрессии после смерти брата Игоря. В 1942-м Конюхов, ставший ярым антисталинистом, ушел на фронт. Актриса уверена, что добровольцем, «слишком много увидел в заключении, не мог выносить этого».
По окончании войны Таня переехала из Ташкента в Прибалтику, куда отец получил новое назначение. Среднюю школу окончила в городе Лиепая.
С пяти лет девочка ходила в кино, а потом перед бабушкой повторяла то, что увидела на экране. После просмотра фильма «Цирк» кумиром стала Любовь Орлова. Во дворе Татьяну прозвали артисткой, только мать, видевшая дочь врачом, сомневалась. Не одобрял выбор и глава семьи, советовавший выучиться на бухгалтера.

Однако Конюхова проявила упорство, в 1949 году приехала в Москву и с первой попытки стала студенткой ВГИКа, мастерской Василия Ванина. Из 800 абитуриентов, кроме Татьяны, повезло еще 12.

Благосклонности Татьяны добивались многие знаменитые мужчины, ведь она была признанной королевой красоты советской эпохи. Среди них зять Никиты Хрущева Алексей Аджубей и Владимир Высоцкий, Петр Тодоровский и Олег Стриженов. С Леонидом Быковым артистка рассталась, когда на съемочную площадку однажды приехала его беременная жена.

Впервые нежные чувства Конюхова испытала по отношению к сыну Исаака Дунаевского, Евгению. Разгоравшийся роман разрушила трагедия. На даче композитора в результате несчастного случая погибла студентка — разбилась на машине, принадлежавшей Жене. Татьяна решила, что не стоит создавать семью с человеком, у которого вещи берут без спроса, а он и возразить не может.

Первым мужем актрисы стал подающий надежды студент ВГИКа Валерий Карен (в будущем редактор «Мосфильма»). Брак просуществовал 10 дней. Конюхова выгнала ревнивого супруга, внезапно приехавшего проверить жену на предмет измены, да еще прихватившего в свидетели консьержек гостиницы.

Со звукооператором Борисом Венгеровским отношения продлились 3 года. Окружение Татьяны не понимало, зачем она связала личную жизнь с мужчиной, не желающим учиться, не умеющим зарабатывать. Работала она одна, начались проблемы со здоровьем. В студии программы «Судьба человека» Конюхова призналась, что делала аборты.

Повезло женщине с третьим мужем Владимиром Кузнецовым. Избранник не принадлежал к творческой среде, был выдающимся спортсменом, четырехкратным чемпионом Советского Союза по метанию копья. Впоследствии Кузнецов отдавал себя не только спортивной карьере, но и создал новое научное направление, которое занималось исследованием резервных возможностей человека.

С Владимиром Татьяна познакомилась на съемках «Косолапого друга» в Сочи. Темпераментный атлет, ослепительный красавец двухметрового роста (у самой актрисы — 165 см) с фигурой Аполлона стремительно начал осаду непреступной крепости. Оказывается, он давно был поклонником ее таланта.

Разочаровавшись в предыдущих браках с представителями творческих профессий, Конюхова обратила внимание на уверенного юношу. Он сразил артистку заявлением, что будущий союз станет для нее последним. Эти слова оказались пророческими.

Вскоре после свадьбы в 1961 году у пары родился долгожданный сын Сергей. Материнство далось Татьяне нелегко. Находясь на 7-м месяце беременности, она не прекращала съемки, держа свое положение в тайне от режиссера.

С появлением ребенка актриса стала меньше сниматься, стараясь больше времени уделять близким. Да, ушла на пике славы, но, как oна заявила в студии шоу «Наедине со всеми», популярность — продукт скоропортящийся. Взлетают на вершину так же быстро, как оттуда падают.

Годы супружеского счастья оборвались для нее неожиданно из-за скоропостижной смерти мужа в 54-летнем возрасте. Конюхова даже подумывала о самоубийстве, однако отвергла мысль, как только представила, «что будет лежать в гробу бледная и некрасивая».

Подруги Марина Ладынина и Светлана Светличная пытались ee сосватать, но пришли к выводу, что никто с Владимиром не сравнится.

Сергей Кузнецов пошел по дипломатической стезе. Внучка Ольга — мастер спорта международного класса по синхронному плаванию, знает три иностранных языка, тоже работала в МИДе, потом вышла замуж за гражданина Индии и уехала на его родину.

В одном интервью Конюхова рассказала, что влезла в долги, когда лечила супруга от рака, тем не менее, умудрилась купить квартиру, чтобы у сына была собственная жилплощадь. Соседка актрисы — Лариса Лужина. Дружила Татьяна с Риммой Марковой, а вот с Зинаидой Кириенко в ссоре. Звезда «Тихого Дона» обвинила Конюхову в заигрывании с молодыми людьми.

У женщины нет помощников по хозяйству, она привыкла все делать сама. Татьяна живет на пенсию и зарплату преподавателя Московского государственного университета культуры и искусства. В середине 2000-х, когда Конюховой давали роли, весьма кстати были 45 тыс. руб. за каждый съемочный день.
Деньги уходят на самое необходимое. Вот только в чем знаменитость себе не отказывает, так это в новых нарядах.

«Я и сегодня могу держать любой зал, любую аудиторию. Всегда любила читать стихи, прозу. Не люблю халтурить, рассказывая байки из жизни, фрагменты из фильмов показывать. Я хочу остаться в памяти людской живым человеком, а не старушкой, которая сидит на пьедестале полузабытых ролей и чего-то там вспоминает».

В одном из студенческих спектаклей юное дарование заметил Александр Роу и пригласил дебютировать в фильме «Майская ночь, или Утопленница». Кинолента снята в стереоскопическом формате, что было тогда огромной редкостью.

Первая роль Конюховой стала для нее знаковой. Афишами «Майской ночи» с фото героини, красавицы Ганны, были обклеены центральные улицы Москвы. Сегодня поклонники заполняют «Инстаграм» знаменитости восторженными отзывами, а тогда просто просили на улице автограф.

Съемки картины не обошлись без непредвиденных сюрпризов. На озвучивании роли юная Татьяна растерялась, второкурснице просто не хватило опыта. Режиссеру пришлось пригласить другую артистку. Этот случай помогает понять дальнейший поступок девушки. Для актерской биографии он уникален.

Усомнившись в своем таланте, Таня ушла из института в годовой отпуск, чтобы разобраться, что делать дальше. Возвратившись на 3-й курс, Конюхова попала уже к другим мастерам Ольге Пыжовой и профессору Борису Бибикову. Знаменитые учителя воспитали целую плеяду любимых русских актеров, среди которых Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Екатерина Савинова и Руфина Нифонтова.

Однокурсниками Татьяны стали Изольда Извицкая, Надежда Румянцева и Майя Булгакова. Вместе с Нифонтовой она получила приглашение сниматься в фильме «Хождение по мукам». Худсовет утвердил Конюхову после успешных проб на роль главной героини Даши. Из-за этой договоренности актриса отказалась от эпохальных ролей, которые могли бы сделать ее легендой кино.

Эльдар Рязанов видел белокурую голубоглазую красавицу в образе Лены Крыловой в культовой «Карнавальной ночи». Но Таня пожертвовала этой возможностью, так как драматическое амплуа ценила гораздо выше комедийного жанра. Она посоветовала вместо себя попробовать Людмилу Гурченко.

Приглашали Конюхову и на роль Вероники в ленте «Летят журавли». И опять отказ. Так велико было желание сыграть главную героиню в экранизации эпохального произведения Алексея Толстого. И вот неожиданно ее вызвали на «Мосфильм»: начались съемки «Хождения по мукам», но долгожданную роль передали другой актрисе.

«Я не простила предательства», — вспоминает об этом случае Конюхова. Эти слова даже вынесены в название документальной ленты, созданной к ее 85-летнему юбилею и повторно вышедшей в эфир еще раз в 2020 году. Позже выяснилось, что режиссера Григория Рошаля возвращать Татьяну отговорила жена — драматург Вера Строева. То ли приревновала, то ли решила, что «девушки на экране чересчур много».

Постановщик пообещал роли в следующих картинах. Оскорбленная Конюхова запретила ему подходить ближе чем на метр и заявила, что, если и вовсе останется без работы, у него сниматься не будет. Из жуткой депрессии ее вывела роль в «Олеко Дундиче», специально введенная в готовый сценарий.

Несмотря на несбывшуюся мечту, профессиональная судьба складывалась для Татьяны удачно. Сверхпопулярной советской актрисой ее сделали характерные образы в знаменитых фильмах 50-х годов «Судьба Марины», «Вольница», «Доброе утро», «Первые радости».

Есть в фильмографии звезды комедия «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным, романтическая лента «Карьера Димы Горина» с Александром Демьяненко, мелодрама «Портрет жены художника» с Сергеем Шакуровым, пародия «На златом крыльце сидели» с Михаилом Пуговкиным.

Эти названия мало что говорят зрителю XXI века, но в эпоху застойного кинематографа каждый фильм встречался с радостью и с упоением пересматривался по несколько раз. Проекты с участием Конюховой завоевывали лидирующие места в прокате и сделали ее узнаваемой на просторах огромной страны.

Единственное, что не устраивало молодую артистку — это похожесть предлагаемых ролей. Как правило, режиссеры видели в ней лишь отважную комсомолку с несгибаемым характером. Наиболее глубоко раскрывалось драматическое дарование девушки, когда удавалось сыграть близкую по внутреннему миру героиню. Такова Соня Орлова из кинофильма «Разные судьбы», в котором задействованы также Георгий Юматов и Всеволод Санаев и который в год выхода посмотрели 33 млн зрителей.

Вереница одноплановых киноролей предопределила стремление Конюховой реализовать себя на театральных подмостках. Сценой она заболела, уже учась во ВГИКе. Будучи дочерью офицера, переезжавшего с одного места на другое, детство и юность Татьяна провела в провинциальных городках, не блещущих театральной жизнью.

К таланту молодой актрисы была неравнодушна и богиня Мельпомена. В 1960 году ее приняли в труппу Малого театра. После успешного дебюта в роли Саши в чеховском «Иванове» маститые театралы прочили девушке славное будущее, но через год она вынуждена была покинуть храм искусства. Однако оставлять сцену совсем Конюхова уже не хотела.

Родным домом для нее стал Театр-студия киноактера, которому отдано 36 лет жизни. Здесь с 1956-го по 1992-й, вплоть до закрытия, Татьяна Георгиевна воплощала в жизнь самые сильные по внутренней отдаче и содержанию образы. Сбылась и заветная мечта сыграть Варвару Ставрогину в «Бесах» по Федору Достоевскому.

Плодотворно работала актриса в радио- и телепостановках, занималась дубляжом. Именно ее голос слышен из уст обворожительной Милен Демонжо в знаменитой киноэпопее о Фантомасе.

В 1991 году Татьяне Конюховой присвоено звание народной артистки РСФСР.
Прославленная актриса давно планирует написать книгу, основанную на уникальных воспоминаниях. Название уже готово — «Беспечный пессимист».
Когда Татьяна Георгиевна порадует новостями со съемочных площадок, неизвестно. На большие роли не хватает ни здоровья, ни времени. Нынешнее кинопроизводство для нее похоже на то, как если бы дали задание за ночь прочитать «Войну и мир» — непрофессионально и бессмысленно.

Фильмография
1952 – «Майская ночь, или утопленница»
1956 – «Разные судьбы
1958 – «Олеко Дундич»
1961 – «Карьера Димы Горина»
1964 – «Женитьба Бальзаминова»
1979 – «Москва слезам не верит»
1981 – «Портрет жены художника»
1986 – «На златом крыльце сидели»
2005 – «Даша Васильева. Любительница частного сыска – 4»
2008 – «Долгожданная любовь»
2011 – «Хранимые судьбой»

Интересные факты
Отец Татьяны Георгиевны, заболев раком и не желая становиться обузой для родных, застрелился. В тот день актрисе стало плохо с сердцем. Позднее выяснилось, что время ее приступа и смерти отца совпало до минуты.
Конюхова отказалась сниматься в «Разных судьбах», но в студию пришел Георгий Юматов. Режиссер, воспользовавшись моментом, зачитал их сцену из сценария. Татьяна расплакалась и сдалась.
Во времена СССР артистка работала в комитете по распределению Ленинской премии и гордится этим фактом, потому что не позволяла никому подлости и мелочности.


Рецензии