Путешествие по тёмной стране

Есть у меня такая черта - я воспринимаю духовную составляющую музыкального искусства географически. Грозные темы для меня выглядят или как горы, или глубокие расселины, или буйство стихии. Плавные темы - луга и степи или большие спокойные реки. Холодные мелодии чаще всего безжизненные снежные пустоши, ну и так далее. Некоторые пейзажи устойчивы, некоторые меняются: или благодаря моему изменившемуся опыту или моему состоянию; и тогда в знакомом месте я могу встретить новых неожиданных персонажей или место может измениться так, что его будет сложно узнать - всё индивидуально.

Когда моя душа болит я иду в особые места этой духовной страны - в "тёмные земли", там я могу услышать созвучные мне песни, разделить свою тоску, печаль и боль. У меня есть любимые исполнители, музыка которых в такие моменты меня лечит - одних я слушаю чаще, других реже.

И я заметил, что к трём людям, которых уже нет на свете, я прихожу с особенным чувством, с персонализированной горечью, так болезненно отзывается во мне их уход.
Они все очень разные, по биографии, по судьбе, но в творчестве каждой из них есть любимая мной мистика, пусть и по разному проявленная, и я чувствую в их песнях вопросы, которые не дают и мне покоя.
Я чувствую родню.

Наталья Платицына

Родилась она в восточном Душанбе 7 ноября 1961, родня перебралась в Зеленокумск в Ставропольском крае. Наталья окончила экстерном Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) и театральную школу имени И. Рахлина. В 1987 году в Архангельске вместе с музыкантом Владимиром Сушко организовала группу «07».

Программные песни у неё две.
В СССР была такая передача «Музыкальный ринг», где вживую состязались в творчестве два исполнителя или группы на глазах у многочисленной аудитории, задававшей им вопросы.
15 марта 1989 года на ринг вышли Жанна Агузарова и польская рок-певица Малгожата Островская. Пока шло зрительское голосование после очередного раунда паузу заполняли гости. В тот раз гостями была группа "07" с песней "Красное-чёрное"
На видео хорошо видно, как прошло это выступление. Мне кажется, что Агузарова и Островкая на ринг могли бы не возвращаться, особенно Агузарова. Выступление Платицыной стало фактически её манифестом! Заявкой о себе на всю страну!
Но меня поражает эта смелость на грани нахальства - на ринге у Агузаровой отбирать у неё её же территорию! и хорошо так отнять!

В 1990 вышла на экраны вторая программная и самая известная их песня: "Зажгите свечи" - ещё более яркий манифест, только уже музыкальный. Песня запоминается сразу и по ней, даже спустя годы, узнают "07" и Наталью.

Мне, впрочем, больше нравятся другие песни и другие акценты.

"Душа"
поп-аранжировки в духе Талькова, поп-вокал, но гармонии другие какие-то, чем принято в поп-музыке, акценты другие. Наталья ведёт рассказ с тоской, с "потерянным раем" в душе, когда человек мается от того, чего нет, чего не видно. Мне всегда это было близко. Мне очень понятно это настроение.

"По тропе"
по вокальной манере одна из самых характерных песен: построение фраз особенное - Платицынское. Я откликаюсь сразу на эти акценты, чуть угловатые, острые, чистые и тонкие.

"Я вернусь"
аранжировки, конечно, попсовые, и настолько китчевые, что пока не начинает петь Наталья слушать неприятно, а потом, странное ощущение, словно вокал, хотя в музыку и вписываясь, идёт как-то вопреки.
Музыка пытается быть заводная, а песня-то грустная.
То, как заходит вокал, тянущиеся строчки припева, акценты - всё мне отзывается, но главное в припеве. Куплет словно зажат, стеснён, а на припевы Наталья вырвалась на свободу и даёт такое чистое, светлое обещание, которое не сбудется.
"Я вернусь" - ещё одно обещание вернуться. Но никто ещё не вернулся из тех, кто обещал.
Мне очень грустно. Может это самая трогательная для меня Натальина песня. Стоя у её дома в "тёмной стране" я слушаю именно "Я вернусь".

"Небесный дар"
снова попсовые китчевые аранжировки, попс-фанк, и снова всё меняет Наталья.
Спетый с вызовом, едва ли не продекламированный куплет, и выход на возвышенный торжественный припев с повторением рефрена "бусины звёзд/ ожерелья покоя/ редкостный дар /пронесу с собою"
То, как расставлены акценты припева во мне остро отзывается узнаванием родни, звучит как моё, и я пою вместе с Натальей.

"Огонь любви"
классическая для Натальи мистическая духовная тема в голосе, опять нагнетающий куплет и хуковый припев, но, может, менее яркий, чем предыдущие примеры.

"Улыбнись!"
непохожая на предыдущие бодрая тема, качает, и мистики здесь нет, разве что в тексте. Здесь мощная поступь, уверенный зов, Наталья ведёт народ, как будто выступает на площади! Яркая и радостная тема о Питере.

Три следующие песни нравятся мне меньше, хотя в голосе есть родные мне нотки, но вскользь, тенью.
"Посвящение" - такой плач.
"Возвращение" - ещё одно обещание вернуться после смерти, но оно такое восторженное, лишь иногда острые угловатые цепляющие искры.
"Я приглашаю" - умиротворяющая чересчур для меня.

Поздний последний альбом 1996 года мне не понравился вообще. Мне показалось, что религия задушила творчество.

Платицыну снимали в новогоднем «голубом огоньке», Пугачева звала ее в свои «Рождественские встречи», Макаревич в программу «Смак» на Первом канале. Группа «07» гастролировала, участвовала в фестивале «Звуковая дорожка», подписывала контракты с крупными российскими рекорд-лейблами, выпускала диски. Наталья вела телепередачу «Золотой петушок», где общалась с творческими людьми разных профессий.
В 1995 издан первый сборник стихов «Лети, душа моя» (Северодвинское издательство). В 1996 состоялась первая выставка картин «Грезы наяву» (техника — пастель на жесткой бязи). Также работала моделью у Юдашкина, преподавала в школе рок-н-ролла в Белоруссии. В 1997 вышел второй сборник стихов «На краю скалы» (Молодечно, Белоруссия). В 1997 году фирма «Мороз-видео» выпустила видеофильм о жизни и творчестве группы «07» и Н.Платицыной.

С журналистами общалась неохотно. Считала, что:
«Обманщики есть среди прессы. Они прекрасно знают, что я никогда не буду спорить, выяснять отношения, на какие-то казусы реагирую с долей юмора. Меня удивляет, что журналисты не просто фантазируют, а пишут недобрые небылицы. В жизни бывает все: вершины и дно, полеты и падения, шишки разные — все это очень больно. Но я люблю жизнь, люблю людей. Меня питает надежда, вера, и я думаю, что любовь…».

22 января 1999 года Наталья скоропостижно скончалась от остановки сердца в своей московской квартире в возрасте 37 лет. Смерть остается необъясненной.

Пост в моей группе в Контакте с фото, видео и музыкой https://vk.cc/aC3MvV


Ольга Кочеткова

Готовя рассказ о Кочетковой я испытал странное ощущение: мой интерес к ней и моя боль парадоксальны по отношению к её творчеству - мне не близка её музыка! Я переживаю сильнейший диссонанс: ощущение потерянной родни и при этом выраженное неприятие песен. Я стал задавать себе вопросы...

Я обнаружил, что это её образ для меня звучит как музыка, а когда Ольга начинает петь - появляется несоответствие образа песням. И с каждой новой песней оно нарастает. Ощущение, что Камбурова поёт песни Башлачёва и Янки так, как она себе их представляет.
С каждой песней растёт ощущение, что это должно было быть чем-то большим, что в Ольге скрыт невероятный потенциал.
И получается, что мистика это не её песни, это она сама - Ольга.
Откуда же взялся у меня этот образ?

В 1983 году в кинотеатрах СССР показывали фильм "Прости меня, Алёша", где Кочеткова играла главную роль.
Фильм во многом отправная и ключевая точка для понимания творчества Ольги. Там много фраз, которые ретроспективно выглядят пророческими, но так рассматривать вырванные из контекста фразы - это спекуляция.
Знаковая сцена, это эпизод с танцующей от счастья на берегу реки героиней Ольги. Он показывает тот образ, который и будет ожидаться от того, что она делает. 13:40 - 14:40, минута времени. А в глазах уже вечный эталон, с которым соизмеряется её творчество.
На 25 минуте, при встрече персонажа Ольги с антигероем, идут подряд две написанные и спетые самой Кочетковой песни - "Дом" и "Герань". И эти песни, наряду со звучащей позже на 1:13:10 минуте третьей - "Вот и всё, мой странный, вот и всё, мой нежный..", - это, более или менее, та самая Ольга, из моего образа, - но только одна её ипостась - меланхоличная, печальная.
И в этом же эпизоде с третьей песней антигерой, характеризуя свои отношения с персонажем Ольги говорит, что "она всегда ходила по краю пропасти, поэтому у неё и песни такие". И если первую часть фразы можно списать на сценарий, то вторая часть - это характеристика песен(!), данная Ольге не просто случайным человеком, а ближайшим экспертом её жизни и творчества - её матерью.

Режиссёром фильма "Прости меня, Алёша" была мать Ольги - Искра Бабич.
Бабич, член КПСС с 1979 года, работала на "Мосфильме" заместителем директора картин. С 57-го по 83-й годы сняла пять фильмов, из которых фильм 1981 года "Мужики" был признан лучшим фильмом 1982 года и Бабич получила за него Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
"Прости меня, Алёша" стал последним фильмом, который сняла Бабич, в 1989 она вышла на пенсию. Для Ольги же фильм стал как первым, так и последним в её кинобиографии.

Родилась Ольга 11.07.1960. К этому моменту её родители уже входили в творческую элиту и с каждым годом поднимались в ней всё выше. Отец - Афанасий Кочетков - в 1962 - 1979 актёр Московского драматического театра имени Пушкина, а с 1979 Малого театра. Часто снимался в кино.
Заслуженный артист РСФСР (1967) и Народный артист РСФСР (1976).

Сама Ольга закончила актерский факультет ГИТИСА. Песни начала писать в школе, продолжила в студенческие годы. После главной роли в фильме матери работала в театре, но поиграв в нескольких провинциальных театрах и маленьком столичном решила оставить актерство. Песни же писать продолжала.

Искра Бабич владела деревенским домом в селе Поплевино Ряжского района Рязанской области. Ольга любила там бывать. Понравилось ей и в самой Рязани, куда она приезжала несколько раз. Постепенно вокруг Ольги начали собираться музыканты, как местные, так и из Питера и Москвы. 4 мая 1990 родилась Группа "Ю", а в киностудии рязанской радиоакадемии появились первые записи группы.

Первое выступление на сцене под именем "Группа Ю" состоялось 12 октября 1990 года на фестивале "Московская акустика". Концертов у группы было мало: какие-то фестивали в Москве, Рязани и Нижнем Новгороде, с десяток выступлений в столичных клубах, разовые поездки в Таллинн и куда-то ещё… В Рязани была серия выступлений под гитару вместе с местным бардом Ритой Хитровой, было несколько зальных концертов, квартирников.

Дискография как самой группы "Ю", так и Кочетковой состоит из записей 1989-1996 годов, которые были изданы в приемлемом качестве на CD в 2004.
29 января 1995 года в концертном зале «Известия» Ольга выступила в честь 60-летия Александра Меня с песнями "Сердце" и "Колокол". Запись сохранилась в видео и это вероятно одно из последних ее публичных выступлений. Сравнение видео 1995 с кадрами из фильма "Прости меня, Алёша" помогает получить представлении о произошедшей с Ольгой трансформации. Особенно это заметно при сравнении песен, они настолько не похожи на песни для "Прости меня, Алёша", что производят шокирующее впечатление.

Песни неформатны, немелодичны, интонационная громкость их всё время скачет, от нежной до неприятно резкой. Приходишь к выводу, что интонации голоса напрямую увязываются с текстом, что придаёт исполнению Ольги неестественный театральный манер. Например в припеве песне "Трава" Ольга поёт:
(страдальческим, но нежным голосом)
Если нежен -
Серп режет,
Если твёрд - (голос меняется на твёрдый)
Молотом бьёт."

и так везде.
Знакомые Ольги говорят, Борис Гребенщиков назвал вокал Кочетковой непрофессиональным и Ольга очень горевала от такой оценки.

Я думаю, что поэт из неё получился больше, чем музыкант (по крайней мере взятые тексты сами по себе производят более целостное впечатление), тем более что музыканты группы были разбросанные в трёх городах, встречались и репетировали редко, что слышно как в записи музыки, так в композиционной составляющей песен - инструментальной части явно не хватает, а что есть часто не особо сочетается с манерой подачи вокала.

Свидетели отмечают, что Ольга боготворила всё живое, произрастающее на Земле – почти в каждой песне упоминаются травы, деревья, цветы (на фестивалях группу "Ю" представляли как «экологический авангард»).
Такие песни - уже упомянутая "Трава", где она поёт от лица травы, "Пилач" (как я понял тот, кто пилит деревья - сочетание слов Пила и Палач), "Праздник еловой казни" (Новый год).

"Пасха" единственная песня прижизненно изданная на CD-сбонике "Антология Нетрадиционной Духовной Музыки В России (Часть 2)" в одном ряду с Инной Желанной, Калиновым Мостом, Александром Башлачёвым, Борисом Гребенщиковым.

"Осень" и "Дили-бом" показались мне одними из немногих "человеческих" лирических песен Ольги, в которых чуть проглядывает она прежняя, 20-ти летняя.
"Стена" - тоже лирика, но уже напряжённая, с выраженной музыкальной частью, хотя так же не строящей к вокалу.

"Флейта" и "Пугало" кажутся переходными от ранней манеры пения Кочетковой к поздней форме подачи. Но если "Флейта" это лирика, то "Пугало" уже социалка.

Вообще в большинстве её песен есть социальная тема - обвиняющая, острая, больная и боль зачастую превалирует. Такова "Мусоросли" - поэтически довольно изощрённая очень характерная болевая песня, - где люди это Мусоросли (сочетание мусора и водорослей) и должны быть сожжены. "Крысы" - я так понял что песня о рок-музыкантах, выбирающихся из "подполья". Или мрачная, резкая до неприятия история "Зеркало".

Я слушаю уже долго и мне муторно, мне очень хочется, чтобы как в финале "Ассы" ворвался Цой и разогнал всё это мутное марево словами, что "сигареты в руках, чай на столе и больше нет ничего, всё находится в нас".

По прослушиванию всё-таки для меня обнаруживается связь между создавшимся ранее обликом Ольги и её новыми песнями, но эта страшная тяжёлая связь, будто песня заявлена про барашка Маленького принца, а поётся про шашлычную и сизый чад. Связь есть, да, но эта вывернутая болезненная связь, которая приводит в очень мрачное, тяжёлое и мертвенное место "тёмной страны": мне доводилось там бывать и я знаю людей, которым были бы созвучны эти песни, которые там не только бывали, но и жили - на пользу это не идёт. Чтобы выйти из таких мест надо иметь глубокую внутреннюю веру и любовь к жизни.
А вот любви к жизни у Ольги не видно, скорее наоборот - после первого же соприкосновения с её творчеством возникает чётко оформленный вопрос - Почему она так не хочет жить?

Я обычно в таких случаях слушаю песни - слепки души - они несут в себе ответы. Но в случае с Ольгой найти ответы трудно, слишком мало песен и слишком небольшой период жизни они охватывают. Придётся обращаться к свидетельствам очевидцев.
Вообще, по их свидетельствам возникло ощущение, что те, кто знал Ольгу лично всё прекрасно понимают, но ничего не говорят, а те кто лично не знал используют домыслы, из-за чего знавшие Ольгу реагируют на них нападками, что "всё было не так, и вы ничего не знаете". Замкнутый круг!

Вскоре после концерта к 60-летию Меня 11 апреля 1995 погибает музыкант группы "Ю" Дмитрий Гаврилов, затем умирает ещё один участник группы. Отмечают, что Ольга считает себя виновницей во всех этих смертях. И в воспоминаниях свидетелей чётко звучит тема запоя.

Отмечают, что когда появлялась возможность сыграть концерт в хорошем зале или на престижном фестивале, записаться в приличной студии, – с Ольгой начинали твориться дела непонятные. Она уходила в запои, депрессии, закатывала малообъяснимые истерики.

Вспоминают, что Ольга могла натурально снять с себя последнее и отдать ближнему, наблюдая многочисленные примеры её удивительной расточительности по отношению к окружающим.
И при этом отмечают, что людей она чувствовала слабо и на концертах её часто подводила излишняя самонадеянность. Ольга слишком верила в свою мощь, громко и повелительно кричала там, где скорее дошли бы шёпот и разговор вполголоса. Думала, главное – ввязаться в бой, а там видно будет, авось кривая вывезет.

После 95 года она исчезает. Близкие и друзья её вспоминают звонки и встречи.

Так один из друзей вспоминает её рассказы о Косте Панфилове (Кинчеве), о их встречах-пересечениях, о его мятущейся жизни, о их с Ольгой каком-то генетическом родстве.
Другой, как "в самом конце 90-х наш общий приятель встретил Ольгу с матерью в пригородной электричке – они добирались с дачи в Москву. Приятель поздоровался, Ольга – нет. Искра Бабич, отведя его в сторону, завела разговор: «Вы Олин знакомый, да? Извините, что она вас не узнала. Она теперь почти никого не узнаёт…» Доходили и другие безрадостные вести"

Ещё одни воспоминания касаются периода после смерти матери в 2001 году, которая "спровоцировала резкое обострение хронической болезни.
Потом до меня стали доходить какие то фантастические истории из ее жизни, перемежаемые реальными Ольгиными звонками глубокой ночью по спутниковому телефону откуда то из глубины Сибири с объяснениями в любви восторженно- заплетающимся языком. Она то спасала морских котиков в составе «Green Peace», то шаманила где-то в чумах на краю страны. То ее видели на курсах катехизации у о. Георгия (Кочеткова), то вместе с японской делегацией слушала Афонских монахов в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Могла месяцами жить у себя в деревне. В общем, этот период ее жизни окутан тайной."

Игорь Королев, директор ХМПЦ «Мессия» вспоминает: "Последние несколько лет мы часто говорили о возможных выступлениях, записях. Она даже записала несколько песен, скорее для себя и может для своего окружения."

В деревне Ольга сошлась с соседями, по воспоминаниям "часто Ольга у нас то и дело ночевала, жила сутками. Добрая, отзывчивая, но очень ранимая. Говорила, что не может есть морковку с грядки – ей больно!"
Ольга в быту была очень непритязательна. Сама жила скромно, если не бедно, но опекала бездомную женщину по имени Надя, подкармливала и пускала мыться.
Соседи по даче, которые знали что она певица приглашали её песенки попеть, и всё говорили, что она так и не пела.

В 1981 году, во время работы над фильмом "Прости меня, Алеша" Искра Бабич с Ольгой крестились, выполняя пожелание матери Искры.

Несколько человек отмечают, что Ольга с трудом пришла к Богу. Особенно почувствовала в этом надобность после смерти матери.
Церковь Георгия Победоносца в Поплевине как раз в то время восстанавливалась – и Ольга, когда бывала в деревне, активно помогала в строительстве. Общалась с батюшкой Александром, спрашивала совета, поддержки, каялась в том, что виновата перед мамой, винила себя в ее смерти.

После избиения родственником, потеряла надолго зрение. Физическое зрение вернулось практически полностью вместе со зрением духовным.
Воцерковившись, к былому своему творчеству относилась трезво, с любовью, но и со скепсисом. В эстраду особо не рвалась, от предложений продюсеров отмахивалась. Хотела делать всё по-новому. Участвовала в создании Клуба Православного Творчества. Вера была для нее неотрывна от искусства. Последней мечтой Ольги было сделать пьесу по житию Блаженной Ксении Петербургской и сыграть в ней главную роль. Церковные песнопения были для Ольги не только служением, но и вокальным экспериментом.

Ольга пела и регентовала в церковном хоре храма Донской иконы Божией Матери на станции Перловская, рядом с которым и жила.
Вспоминает А.Юрьева, журналист, бывшая прихожанка храма Донской иконы Божьей Матери:
"Мы познакомился в общине Донской церкви. Это была очень добрая, одаренная талантом женщина. Ее голос сочный, с богатым тембром заполнял пространство. Ольга приглашала в гости, была открытым человеком, играла на гитаре, мы просили ее петь романсы.
Она была скромным человеком, лишь вскользь упомянула, что была актрисой. В жизни у нее не было ни мужа, ни ребенка. Она сама напоминала ребенка, которому не хватило ласки и тепла. Перед смертью она звонила и говорила, что умирает. Она безответно любила одного человека, это неразделенное чувство надломило ее хрупкое тело и здоровье. Многие пытались ее отвлечь, но она не могла побороть это чувство.
Она оставила сцену, чтобы петь Богу."

Алексей Р. (Oakville (Canada)) вспоминает:
"Оля была удивительным человеком, в неё невозможно было не влюбляться... Нам всем было 18 - 19 лет тогда, мир казался огромен и варианты - тоже....
Единственный фильм, в котором Оля сыграла, - фильм её матери-режиссёра, а роль "антигероя" (тот, который с гитарой) исполнял один человек из нашей компании, и Оля тогда была в него влюблена... (Не знаю, известно ли это кому-то ещё, кроме меня, но я узнал это от самой Оли...)
Оля рассказывала, что может умереть в любую минуту от какой-то болезни."

4 марта 2004 года в своей подмосковной квартире на станции Перловская Ольга Кочеткова скончалась от панкреонекроза, спровоцированного хроническим алкоголизмом.

Пост в моей группе в Контакте с фото, видео и музыкой https://vk.cc/aCpckE


Александра Соколова (Atlantida Project)

Ещё один человек, которого я вспоминаю в своих прогулках по тёмной стране - Саша Соколова.

Я познакомился с её творчеством году наверное в 2013. Скорее всего в новостях vk мелькнула среди прочих "Разум" - возможно самая форматная песня её проекта Atlantida Project.
Особого внимания я сразу не обратил, но песня запомнилась, как бывает за рулём запоминается пейзаж, когда, отвлекаясь от дороги, бросаешь мимолётный взгляд в боковое окно машины.

Позже, ещё несколько раз натыкаясь на "Разум" я всё больше погружался в композицию. Виток моего интереса к Atlantida Project становился всё теснее: больше отклик в мыслях, глубже внимание, за одной песней отметилась ещё пара-тройка.
Потом узнал, что была недалеко от нас с концертами, что мои хорошие знакомые с ней подружились; появилась информация о ней, как о человеке исключительно позитивном. Из незнакомого автора, о котором думаешь как о "ней" стала проступать личность, которую называешь Саша Соколова. Стали крепнуть ниточки, привязывающие к человеку. Я начал настраиваться в унисон к её творчеству и проявлениям.

Наступил момент, когда я залез в vk слушать Atlantida Project специально.

"Разум" - песня с самой внятной текстовой составляющей.
Меня чуть смущали вибрирующие окончания строчек в голосе Саши, но это было не критично и даже было крючком, из-за которого песня запоминалась, а вот яркость песни была очень выразительной, как раз из-за манеры пения.
Мне понравилось, как сочетается голос Саши с электронной музыкой: композиционная динамика, паузы, тягучие фрагменты, драйвовые - это обогащало ощущение возникавшее от голоса и работало на песню.

Не сразу до меня дошло, что Саша тоже поёт мою любимую мистическую тему, где призываются нечеловеческие силы связывающие мир воедино и обращающиеся к корням всего сущего.
Может потому я не сразу понял близкое, что мрака в её песнях было меньше, чем я привык, и ещё есть ощущение, что призываемые Сашей силы более молодые что ли, не такие хтоническо-глобальные, как я слушал раньше.

"Круги"
Мощное, тревожное и острое начало песни встряхивает.
Потом понимаешь, что это молодость, смелость, свежесть, сила, и это жизнь убедительно движется по прямо заявленным сверкающим рельсам!

Мне нравится и то, как Саша мастерски съезжает с этого остро-холодного рельса, на человеческую, даже мирную нотку:
"всё свернётся,
не бойся, всё свернётся
в маленькую точку
чуть дальше горизонта"

и её "не бойся" действительно успокаивает, убеждает, что нет причин для страха)

и снова "рельсы", но мы уже знаем куда они ведут.
Электроника и здесь звучит очень гармонично к вокалу.

"Гиперпространство"
Шикарная динамика: острый резкий механистический куплет и нежный сход в припев с хуковой фразой "Гиперпространство".
Часто припев, тем более хуковый, делают острее куплета, чтобы получился прорывной эффект, а тут припев прорывной, но мягче куплета - такой "прорыв наоборот". Мне особенно нравится в нём меняющий канву повествования фрагмент:

"Чтобы не подключаться по утрам
К другим умам, кишащим хмуро по углам.
Я буду там.

Когда метеоритный дождь
Снесёт родной район, я буду очень далеко.
Мне будет пусто, но легко.

Позвольте мне скорей спросить:
"Не знаете ли Вы где вход
В гиперпространство?"

в нём меняется построение песни и появляется ощущение, что Саша и правда уходит в некое гиперпространство.

"Атлантида"
зыбкий гитарный перебор, как от старых The Cure и плавное повествование, чуть назойливое, хоть и плавное, немного монотонное.
Саша даёт забавное перечисление слов и затем - ма/як - хуковое слово, и такой перелом по динамике, что-то фолковое человеческое появляется. Такая плавная кривая растительного орнамента у припева.

"Сарва Мангалам"
Мантры, мантры, блин!
Динамика в мантрах - это нечто! Абсолютно без вот этого восточного потягивания котика за гениталий!
Есть ощущения и призыва сил, и работы с ними, и красоты этой работы!

"Гармоническая гамма"
первые ноты пугают возможным нео-фолком, экстравагантной индивидуальностью-самобытностью, новым прочтением и чем-то таким, чтобы нарочито не как у всех, но Саша вытягивает эту экстравагантщину через мягкую декламацию про "преступниц кошек", что тут же убирает испуг оставляя улыбку)))
И когда входит электроника она оттеняет это всё.

Поднимать эзотерические темы, чтобы это не было ни занудно, ни заумно, ни пафосно это большая редкость и это очень располагает. Сами песни содержанием затрагивают не глубоко, ну, может быть "Разум", чуть "Атлантида" и "Круги", но подача! подача настолько живая, что просвечивает сквозь слова. Мне нравится слушать сам голос и подачу, через них говорит сама жизнь!

Меня больше всего поражает динамика вокала Саши, как вертикальная и горизонтальная, так и их сочетание. Это уже большой талант, так вроде бы все хотят, да мало у кого получается, чтобы, то растянуть звук, то дать скороговорку, то поднять голос, то монотонно держать и чтобы всё увязывалось между собой и работало на песню.
Можно просто слушать эту игру голоса саму по себе, а когда это ещё и с музыкой гармонично увязано, то всё вместе только увеличивает художественную силу композиций.

Май 2014 года.
Внезапная острая новость, что Саша больна - рак. Мне физически неприятна эта новость.
Друзья сообщают подробности: клиника в Израиле, рак яичников, последняя стадия, метастазы в легкие и под ключицу. Прогноз врачей - месяц.

У меня опускаются руки. Я не верю в счастливый исход. Мне кажется, что наступило время подводить итоги и прощаться.

Саша не собирается прощаться - она с друзьями начинает сбор средств на лечение. Всё дальнейшее очень подробно зафиксировано в истории: врачи, методы, клиники; концерты, записи, выступления; периоды ухудшения и улучшения.
В какой-то момент мне начинает казаться, что произошло невозможное и Саша одержит победу - она записывается, ездит на выступления, снимается в клипах.

24 сентября 2015 года в возрасте 34 лет Александра Соколова умерла.
Умерла от побочных эффектов лечения вызвавших отек легких и инсульт: большую часть метастазов уничтожили, но организм не вынес напряжения.

Я оглушён, ощущение, что молча расходимся с кладбища и каждому есть о чём подумать.
Больше всего меня поражает, что Саша получив приговор, а это приговор, - а не диагноз, - продолжила образ жизни, который вела до болезни. С учётом ослабления и лечения да, но это те же записи, выступления, поездки. Она осталась прежней.
Я знаю людей, кто узнав о своём диагнозе, влияющем на качество их жизни, меняются как личность и годами живут так, как будто уже умерли.
Я не знаю и не хотел бы узнать, как поступил бы я, узнав такое о себе. Надеюсь, что смог бы остаться собой.

Мне тяжело обо всё этом думать, я не нахожу покоя, мысли крутятся вокруг всего произошедшего.
Полтора года борьба, работа и жизнь. До последней возможности. Есть кто словно умер при жизни, а она жила сопротивляясь смерти. Так жаль, так несправедливо. Хеппи-энда нет. Прожить сколько бы ни было так, как можешь, не умирать раньше смерти... во мне так и сидит комок, мне нечего сказать. Горько...
Воин пал в бою.

Из песен записанных во время болезни мне откликается "Иордан", где помимо участников Atlantida Project представлен Noize MC читающий большой политизированный текст. Noize звучит для меня очень нойзойливо и кажется чужеродным. Я очарован вокальной частью Саши - она рождает во мне живой глубокий отклик: её вокальная партия представляет гармоничную, цельную фразу, где после изгибов мелодии начало сходится с концом в отдельную замкнутую завершённую фигуру, в идеальный узор.

Это очень болезненно - продолжать знакомится с человеком который был, когда ты знакомиться с ним начинал, и ты ещё не узнал его, а его уже нет.
Все те ниточки, которыми я привязывался к Саше и её творчеству натянулись и болят, некоторые из них больше не ведут никуда, другие отзываются физическим недомоганием. Я по прежнему настроен в унисон к её творчеству, но теперь это всё ретроспекция, только то, что уже было.

Я переслушиваю альбом 2010 года "Новое измерение", ещё 2 песни ("Рыцари" и "Колыбельная") откликаются мне, но меньше, чем вышеназванные песни с этого альбома.

Посмертный альбом 2016 года «Бездна» мне не понравился, так много стало там других людей, много политики, много читки, много обезбашенной электроники и мало Саши. Сколько то мне понравились "Киты" и "Северный Ледовитый Океан".
Может она в эту сторону и шла, может нет, не знаю, по мини-альбому 2015 года «Мир» вроде туда, но "Иордан" последнее хронологически, что мне глубоко отозвалось.

Готовя рассказ о Соколовой я не привёл выборку из всего, что есть, только любимое из того, что узнал. Для знакомства с Сашей ещё есть много фотоматериалов, есть ещё видео, есть концертники, есть песни вне Atlantida Project с предыдущими проектами, есть отдельные сольные записи, есть возможность сравнить то, как вызревал её стиль, есть кому задать вопросы, есть что смотреть, с чем знакомиться, всё есть...
Саши нет.

Я вспоминаю как смотрел "Достучаться до небес" и в какой-то момент понимаешь, что хеппи-энда не будет, как бы смело и находчиво не вели себя герои. Но зная итог продолжаешь смотреть, потому что герои живут полной жизнью до самого конца и пока живут - смерти нет.

"Ледники растают – восполнится Иордан.
О, все помирятся! Шалом алейхем уа алейкум салам".

Пост в моей группе в Контакте с фото, видео и музыкой https://vk.cc/aCNUgR


Рецензии