О месторасположении утраченной Казанской церкви

                У Казанской Божьей Матери
                Дивно светел вечный взгляд,
                Жены, дочери и матери
                Перед Ней с мольбой стоят.
                С. Городецкий

В 1967 году была разрушена одна из самых красивых и значимых церквей нашего города, построенная в неорусском стиле – церковь Казанской Божией Матери, возведённая в 1912 году по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Эта церковь должна была символизировать всё величие православной веры и возводилась она в процессе строительства подворья Пекинской Православной миссии на Воронежской улице. Однако, несмотря на последующую гибель церкви, в христианском мире существует вера в то, что Ангел церкви жив всегда, даже когда разрушено само её здание. Поучения отцов церкви говорят, что в старинной книге VI века «Луг духовный» есть рассказ как один святой пришёл однажды в храм на воскресную службу и увидел Ангела, стоявшего по правую сторону от престола. Увидев его, святой услышал: «С тех пор как освящён этот престол, мне заповедано неотлучно находиться при нём». Получается, что и Ангел Казанской церкви, находится где-то совсем неподалёку от нас, а в суровые годы блокады, когда храм был уже закрыт, но его фотография чудом попала в фонды Государственного архива кинофотодокументов и оказалась в разделе «Баррикады на Воронежской улице», ангел храма помогал выстоять жителям нашего города. Где же находился его престол? Возможно ли сейчас с точностью, опираясь на планы и схемы градостроительных документов, фотографии, воспоминания старожилов определить точное местонахождение разрушенной церкви?
На данный момент в краеведении предположительное место расположения Казанской (Воронежской) церкви обозначено территорией, где частично стоит поликлиника №19 Фрунзенского района и местом фундамента снесённой в 2018 году котельной. При этом надо отдать должное сотрудникам и врачам этой поликлиники №19, которые очень уважительно относятся к тому, что на месте их работы, предположительно, стояла церковь, знают об этом и говорят, что среди работников поликлиники, к счастью, никогда не было смертей или каких-либо несчастных случаев на рабочем месте. Что же касается воспоминаний нескольких старожилов, то место расположения церкви в их памяти значительно «уплывает» дальше, в сторону непосредственного перекрёстка с Расстанной улицей, где стоит дом, построенный в 1934 году, и который всяко на момент сноса в 1967 году Казанской церкви уже стоял на своём месте.

Итак, что же мы имеем для определения точного местонахождения Казанской церкви Пекинского подворья на обозначенной нами территории? В исторических документах значится, что в 1902 году вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила Пекинской миссии (будущему Пекинскому подворью) земельный участок с каменным дворовым флигелем, находящийся в городе Санкт-Петербурге на Воронежской улице, дом №110. Но совпадала ли та старая нумерация домов с нынешней? И возможно ли по старым фотографиям осуществить так называемую «привязку» к современным сохранившимся зданиям, многие из которых в настоящее время надстроены несколькими этажами?

Начнём с того, что большой значимостью для поиска месторасположения любой православной церкви является архитектурный закон, что апсида православного храма всегда обращена на восток, главный же фасад церкви, вход в неё, соответственно, должен быть обращён на запад. При этом у католических церквей (костёлов) и протестантских (кирх) могут быть исключения, у православных церквей и храмов линия: вход в храм – Царские врата – апсида всегда идёт с запада на восток. Ярким примером соблюдения этого канона является знаменитое архитектурное решение Андрея Воронихина с вынесением колоннады Казанского собора на Невский проспект для украшения главного проспекта нашего города, в связи с неимением возможности разместить Казанский собор главным фасадом к Невскому проспекту. Кресты на православном храме тоже всегда развёрнуты соответственно главному фасаду церкви. Таким образом, по фотографии Казанской церкви 1910-ых годов мы ясно можем утверждать только то, что главный вход в неё был именно с Воронежской улицы, исключая гипотетическую возможность разворота центрального фасада церкви в сторону соседних улиц. Расположенные же рядом дома, к сожалению, не сохранились: двухэтажный деревянный дом, скорее всего, был разобран во время блокады, а на месте каменного трёхэтажного дома справа, фрагмент которого мы видим у края фотографии, стоит построенное в 1974 году кирпичное здание общежития.

На протяжении нашего исследования мы рассматривали вариант, может ли этот трёхэтажный каменный дом быть сохранившимся домом № 122 по Воронежской улице, ведь он был построен в 1900 году, и только после капремонта в 1964 году надстроен верхними этажами? Но оказалось, что этот дом, скорее всего, – соседний с изображённым на фотографии, к тому же, как рассказала одна из старейших жительниц нашего района, дом №122 изначально был не трёхэтажным, а двухэтажным. А вот на фотографии 1941-1944 годов в объектив фотографа попал уже сохранившийся до наших дней дом №3 по Расстанной улице, на фотографии он справа. В те годы этот дом не был надстроен, и фотография даёт нам уже больше представления о том, где же конкретно стояла Казанская церковь на Воронежской улице.

Но наиболее точно и документально определить месторасположение Казанской церкви мы можем благодаря сохранившемуся плану Пекинского подворья, который был сверен с местностью и зафиксирован в 1923 году, – и этот план опубликован в книге об архитекторе Андрее Петровиче Аплаксине «Творчество добра». Он нам даёт вполне очевидную «привязку» здания церкви к соседним зданиям, расположенным с восточной стороны, то есть со стороны Лиговской улицы (ныне – Лиговского проспекта). На этом плане нанесено Пекинское подворье, которое, как получается, на Воронежскую улицу выходило только одним своим зданием – непосредственно зданием Казанской церкви, а другими постройками углублялось в сторону участка земли, граничащего с восточной своей стороны с Лиговской улицей, а в этом участке даже ещё частью не засыпанного Лиговского канала. Для нас интересно ещё и то, что по плану архитектора А. П. Аплаксина в дальнейшем предполагалось возведение часовни Пекинского подворья со стороны Лиговского канала, но этим планам помешала революция.

И вот на плане Пекинского подворья помимо здания Казанской церкви значатся ещё: А – двухэтажный каменный флигель с мансардой, Б – трёхэтажное каменное строение с мансардой, и далее: одноэтажные деревянные службы (дворницкая), прачечная, деревянный сарай! Переведя приведённые обмеры зданий из саженей в метры: 1 сажень – 2, 16 метра, мы получаем удивительное совпадение, что размер каменного флигеля с литерой «Б», изображённый на плане, и примыкающий частично к левой стороне восточного фасада церкви (литера «Е»), абсолютно точно соответствует метрическим параметрам сохранившегося здания №110, которое преспокойно и почти в полной сохранности находится в некоторой глубине Воронежской улицы и расположено торцом к ней! Также совершенно очевидным становится, что ширина Казанской церкви соответственно была почти 22 метра, а глубина 24-25 метров.

И вот здесь можно обратить внимание на ещё одно важное совпадение: в результате разрушения в 2018 году здания котельной, примыкавшей к дому№110, (а на месте разрушенных церквей, у нас почему-то очень любили строить котельные), на полностью обнажившейся западной стене этого дома чётко видны заложенные кирпичом два прохода, коридора, которые и могли быть коридорами из здания двухэтажной Казанской церкви прямо в здание подворья! Они и задумывались архитекторами. Такие переходы прямо из церкви в соседние здания обычны для строительства подворий. Тогда, получается, что этот дом и есть полностью сохранившееся каменное здание Пекинского подворья, построенное, как говорят кадастровые документы, в 1915 году, примыкавшее в церкви, оно присутствует на плане 1923 года, и значится ныне, по совпадению, тоже под номером № 110.

Таким образом, нынешний обмер здания и данное исследование даёт нам точное представление о месторасположении утраченной Казанской церкви и несколько отодвигает наши привычные предположения о местонахождении этой церкви в сторону Расстанной улицы, по направлению к дому №4 по Расстанной. Путём наложения плана Пекинского подворья 1923 года на современную местность, мы чётко видим, что здание Казанской церкви левой частью своей восточной стены, где расположена апсида, как мы уже указывали, примыкала к сохранившемуся дому №110, к которому вела небольшая соединительная часть, остатки кирпичей которой видны уже на современной фотографии и частично сохранились. Далее, правее, располагалась апсида церкви, и на небольшом ныне заасфальтированном участке перед домом была правая часть алтаря нижнего и верхнего храмов, где и находится, согласно православным вероучениям, Ангел церкви!

Также большим значением для доказательства этого является указание в плане 1923 года информации о том, что каменный дом был с мансардой: наше небольшая краеведческая «экспедиция» с историками города подтвердила наличие в сохранившемся 110-ом доме именно мансарды, несмотря на то, что часть её окон была заложена. Результаты же обмера сохранившегося здания полностью совпадают с приведёнными саженями на документирование 1923 года. Доказательством того, что это и есть сохранившийся дом подворья, является также наличие небольшого оставшегося простенка за этим домом, который соединялся с бывшим каменным двухэтажным флигелем, находившимся на этой территории участка вдовы ремесленника Беляева ещё до постройки церкви, и указанного на этой территории в плане 1923 года, но утраченным в наши дни. Этот первоначальный флигель не сохранился, как и деревянные постройки подворья. И, разумеется, сама разрушенная в 1967 году церковь.

Интересной является также некая расшифровка обозначений планировки церкви на схеме 1923 года, где справа есть определённые нанесённые прямоугольники с внутренним перекрестием – это обозначение арочных боковых проходов на территорию подворья. Эти проходы – анфилада, вход в которую частично виден на фотографии 1910-х годов. После разбора соседних деревянных домов, забора и ворот, справа от церкви долгое время был просто свободный участок, проход в сторону Лиговского проспекта, это и объясняет некое смещение расположения церкви в памяти старожилов на место построенного в 1932 году углового дома. А на месте утраченного двухэтажного первоначального флигеля вдовы ремесленника Беляева относительно долго, по воспоминаниям местных жителей, стояла голубятня.
Чёткие же воспоминания другой старейшей жительницы Расстанной улицы Ирины Николаевны, которая помнит даже детские считалки довоенного времени, говорят нам о том, что церковь стояла именно там, на обозначенном нами месте, напротив нынешнего здания Полярной Академии, где в послевоенные годы была 30-ая (375-ая) женская школа, в которой и училась Ирина Николаевна.

Таким образом вопрос с точным определением местонахождения Казанской церкви можно считать решённым, и обозначить его частично местом расположения снесённой котельной, далее – заасфальтированным участком между фундаментом снесённой котельной и очень небольшой частью, буквально в ширину двух окон, кирпичного здания общежития Полярной Академии, построенного в 1974 году. Главный же корпус  Полярной Академии находится напротив, на нечётной стороне улицы.

При этом получается, что Казанская церковь не располагалась на месте поликлиники №19, ни в чём не умаляя светлого отношения к этому сотрудников поликлиники, в любом случае, Ангел церкви осенял и её.

И вот далее, в нашем исследовании произошло интереснейшее событие: когда все материалы о точном расположении Казанской церкви Пекинского подворья были практически собраны, изучая материалы архива кинофотодокументов, связанные с другими церквями этого района и Расстанной улицей, исследовательское внимание вдруг привлекли две фотографии Лиговской улицы в районе домов №237-243, сделанные в 1939 году, на которых именно со стороны Лиговской улицы, видна описываемая нами Казанская церковь Пекинского подворья, и к тому же она подписана на обороте карточек архивных фотографий! Да ещё и с рядом стоящими домами. Вот уж, действительно, Ангел церкви посылает иногда удивительные находки, тем, кто пытается его найти. Эти фотографии нигде не опубликованы, мы их оцифровали и они располагаются в статье о Казанской церкви, расположенной в группе нашей библиотеки ВКонтакте ("Библиотека на Расстанной").

Какие же дома расположены справа и слева на этих фотографиях? На первой фотографии: запечатлённый справа от церкви, в буквальном смысле «высоченный» по выражению старейших жителей этого района, дом – это флигель нынешнего дома № 235 по Лиговскому проспекту, который был построен в 1911 году. Край же самого дома №235 тоже немного попал в кадр. Этот дом был построен в 1903-1904 годах архитектором В. А. Липским и, как и флигель, позднее был надстроен.

Одноэтажные постройки прямо на Лиговской улице и деревянные заборы, разумеется, были снесены, а вот трёхэтажный дом слева на второй фотографии 1939 года – это дом № 243, в нынешние дни надстроен и соединён с соседними домами слева (тоже надстроенными) единым фасадом! Когда-то на третьем этаже этого дома жила одноклассница Ирины Николаевны, и нынешний 247-ой длинный дом хранит в себе тайны этих трёх домов: двухэтажных №247, №245 и трёхэтажного №243.

Если внимательно присмотреться ко второй фотографии 1939 года, то в глубине, слева от церкви, можно увидеть уже построенное в 1936 году здание школы №376 для мальчиков (архитекторы Л. Е. Асс и А. С. Гинцберг), это был типовой проект школы, по которому строилась и 375 школа для девочек, в здании которой ныне находится Полярная академия. Здание же 376 школы для мальчиков, которое смотрится на фотографии очень крупно и солидно, буквально через два года после даты съёмок, во время войны, частично использовалось как госпиталь. В этом году в здании закончили капитальный ремонт и оно будет служить второй площадкой для 359-ой школы Фрунзенского района!

На месте же одноэтажных построек, которые открывали чудесный вид на Казанскую церковь со стороны Лиговского проспекта и, где некогда должна была возводиться часовня Пекинского подворья, в 1967-68 годах построили жилое здание сталинского неоклассицизма – Лиговский № 237. Этой панорамы 1939 года, как и Казанской церкви больше нет, но глядя на те старые фотографии довоенного города мы удивляемся величественной красоте утраченной Казанской церкви. Силуэт этой церкви и куполов напоминает древнее новгородское зодчество, которое так глубоко ценил и которому поклонялся главный епархиальный архитектор нашего города Андрей Петрович Аплаксин. И Казанскую (Воронежскую) церковь – одно из его лучших творений, можно смело обозначить не только как неорусский стиль, а тем более, не как псевдорусский, а скорее, как стиль нового русского Возрождения, настолько совершенна и прекрасна его архитектура!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Во время строительных работ по прокладке труб на Воронежской улице прямо перед местом, где стояла Воронежская церковь, примерно 11-12 сентября этого года рабочие Санкт-Петербургского «Водоканала» обнаружили глубокой массивный каменный белый фундамент. Фундамент был настолько мощный, без пустот, что они вызывали специальную технику, чтобы вывезти его части. А 15 сентября буквально за 10 минут до того, как приехала машина с песком засыпать выкопанную траншею глубиной в два метра для прокладки труб мне удалось попросить мастера достать на память нашему Краеведческому центру два булыжника мостовой Воронежской улицы примерно середины-конца 19 века, которые сохранились на глубине 40 см ниже современного асфальтового покрытия улицы!

Иллюстрация: На месте утраченной церкви (+фотошоп ангела)


Рецензии