Смех и грех

Как люди представляют себе православного верующего? Для многих это такой хмурый, застегнутый на все пуговицы тип в темных одеждах. Никогда не улыбающийся и постоянно на чем-то своем сосредоточенный.

На самом деле это стереотип. Хотя православные сами усиленно поддерживают этот миф о себе. Если их распирает от смеха, будут держаться до последнего, чтоб не расхохотаться. Вроде как неприлично. А может, и греховно.

В статьях на церковную тему я стараюсь ломать шаблоны, в том числе с помощью юмора. Хотя прекрасно понимаю, что рискую нарваться на пару «ласковых» со стороны особо рьяных «защитников» православия.

Противники смеха говорят, что Христос в Евангелии никогда не смеялся. Да, друзья, это – не Жванецкий (царствие небесное). Но некоторые библеисты считают, что притчи, которыми говорил Иисус, содержали немало сарказма, а по отношению к книжникам и фарисеям это был просто откровенный троллинг. Например, Он уподоблял фарисеев красиво окрашенным гробам. Чем не шутливая метафора? А как вам гипербола о замечании соринки в глазу ближнего и незамечании бревна в собственном? «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый войдет в Царство Небесное», - учил Иисус. Разве это не юмор?

Напомню, что свойство юмора, помимо прочего, состоит в том, чтобы высвечивать какие-то темные стороны жизни. Ведь важно увидеть себя со стороны, посмеяться над собой и изжить какой-то порок. Именно на это работали так почитаемый верующими Гоголь и так ненавидимый Булгаков. При этом ничего смешнее «Мастера и Маргариты» я в свой жизни не читал.

Смех – такой же дар Божий, как и слезы. Вспомним хотя бы наставление апостола Павла «всегда радуйтесь». И мое богословие здесь очень простое. «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3), - обещал Спаситель. А вы видели постоянно унылых детей? Искренний, беззлобный, безудержный смех – вот что отличает ребенка.

На самом деле православные и пошутить, и посмеяться не прочь. Был свидетелем, как однажды вечером после службы батюшка сел поужинать. Берет бутылку водки, наливает себе. Старушка, которая увидела это, всплеснула руками, мол, батюшка, как же можно, ведь пост на дворе. Тот не растерялся. Берет бутылку: «Смотри, что здесь написано: «Водка «Пшеничная». Пшеничная! Значит, постная».

Недавно в мир иной отошел известный церковный деятель - протоиерей Дмитрий Смирнов. Вот уж кто за словом в карман никогда не лез! Несколько его афоризмов: «Если бы за каждый грех на нашу голову падал кирпич, то мы бы уже через неделю превратились в пирамиду Хеопса»; «Правильно поставленный диагноз - это наполовину вылеченная болезнь. А то двадцать лет лечили от желтухи, а он оказался малайцем»; «Иногда папе тоже интересно, что вырастет из его детей»; «Хотите, я вам сейчас одно пророчество скажу? Записывайте. «Будет то, что будет». И это обязательно сбудется».

Как видите, я отнюдь не колумб церковного юмора. Просто с недавних пор стал коллекционировать анекдоты, какие-то истории. Специально за ними не гоняюсь, но, если попадаются на глаза, собираю.

Например, в 60-х годах прошлого века, в период так называемых хрущевских гонений на Церковь, ходил такой анекдот: «Хрущев дает распоряжение своему помощнику: сделать так, чтобы бабки в церковь перестали ходить. Через некоторое время идет мимо церкви, смотрит: бабка подходит к церкви, открывает дверь, плюет туда и уходит. Хрущев говорит помощнику: «Молодец! Как тебе это удалось?». «Понимаете, Никита Сергеевич, мы подумали и решили в каждой церкви Ваш портрет повесить!».

А вот, как утверждают, реальная история, которая приключилась в пандемию. Одну из московских церквей посетил патруль полиции с претензиями к настоятелю, что он нарушает условия карантина - запустил в храм людей. Священник отвечает: «Я — пастырь, то есть пастух, а народ Божий — это мои овцы, и я их пасу, то есть выгуливаю. В постановлении кабинета министров выгул животных разрешен дважды в день». После этих слов полицейские не нашлись, что ответить, и ушли. Хотя вполне могли бы парировать: «Овец своих вы здесь не только пасете, но и стрижете, а оказание парикмахерских услуг правительством временно запрещено».

Священник Павел Островский для общения со своими подписчиками, которых уже под четверть миллиона, открыл страничку в Instagram, где предлагает задавать ему вопросы. И отвечает на них настолько смешно и остроумно, что одна читательница назвала его «стэндапер от Бога», а другая прокомментировала так: «Это - божественно».

Оцените сами вопросы и ответы. «Я могу не целовать руку священника после креста?» - «Можете. Главное, не кусайтесь». «Если я не рыдаю на похоронах, со мной что-то не так?» – «Вы, главное, на баяне играть не начинайте». «Тату – это пометка дьявола?» - «Пометка дьявола – это когда голубь вам на куртку накакает цифру 666. А тату – это просто глупость, о которой большинство потом жалеет». «Как Вы ухаживаете за бородой?» - «По выходным приглашаю ее в ресторан». «Думали о монашестве?» - «Любой человек, вступив в брак, начинает думать о монашестве».

И еще: «С каких слов начать исповедь?» - «В тридевятом царстве, тридесятом государстве жила-была я, великая грешница, которая решила снизойти до Вас, драгоценный бриллиант моего сердца, отец Павел… Ну, или просто «здрасьте».

Кстати, об исповеди. В церковном обиходе практикуется выпуск брошюр под названием «Чин исповеди». Они такие типичные, дореволюционные и малопонятные. Поэтому туда нередко добавляются современные грехи. Где слово «грех» я бы взял в кавычки. Этот креатив можно назвать кладезем юмора. Несколько выдержек: «Согрешил уподоблением себя твари бессловесной, предаваясь постоянному употреблению жевательной резины (гортанобесием); употреблением сленга (различных жаргонов), специально выдуманных слов; уподоблением в поведении и внешнем виде музыкальным кумирам, ношением безнравственной одежды (в цепях, заклепках, заплатах, с изображением демонов или кумиров); просматриванием фильмов-ужасов, фильмов-катастроф; созданием культа собственного тела: посвящал время физическим упражнениям, чтобы сделать себя «совершенным»».

Великие святые смиренно считали себя самыми великими грешниками. Семинаристы-острословы любят поиронизировать насчет собственного духовного роста: Я грешник. Я великий грешник. Я самый великий грешник. Я самый-самый великий грешник. Я самый-пресамый великий супер-пупер-макси грешник плюс.
 
В финале - пара-тройка историй от приходских батюшек:

- Мужчина пришел в храм, хочет оберег купить, ему предложили икону Божией Матери «Прибавление ума». Он обиделся: «На себя посмотрите!».

- Прихожу на отпевание, стоит стакан с водой и хлебом. Начал объяснять ненужность всего этого. Народ стоит, скучает: мол, что ж, работа у попа такая. Мне надоело, рассердился и говорю: «Да и вообще: у них там с туалетами проблема!»

- В храм пришел дедушка лет 90 и стал молиться. Подходил к каждой иконе, по очереди целовал их и вслух произносил: «Господи, сделай так, чтобы мне присвоили звание Героя Советского Союза!».


Рецензии
Религия - опиум для народа. Этим всё сказано. И не надо маскировать.

Архип Новозванный   10.12.2022 07:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.