8. Разум и вера

ГЛАВА ВОСЬМАЯ - РАЗУМ И ВЕРА.

А что же тогда разум? На чем он основан? В первую очередь, на твердом, непреложном и неизменном законе, всегда проявляющем себя одинаково. И нет никакого чуда в том, что талантливый администратор становится министром, простой лаборант или кандидат наук - академиком, а истинно верующий - патриархом.

Нет никакого чуда и в многочисленных уфологических феноменах, и в полтейргейсте, и в удивительных переживаниях в состоянии клинической смерти, и в невероятных результатах практики регрессивного гипноза. ЕСТЬ ЛИШЬ НЕПОЗНАННОЕ; ТО, ЧТО МЫ СУМЕЛИ УВИДЕТЬ, УСЛЫШАТЬ, ПРОЧУВСТВОВАТЬ, НО ЧЕМУ ЕЩЕ НЕ НАШЛИ ПОДХОДЯЩЕГО МЕСТА В НАШЕЙ ИЕРАРХИИ ЗНАНИЯ.

А вот необъяснимое изменение, внезапная трансформация, полное перерождение человека - это уже следствие совсем иного Закона - Закона ВЕРЫ. Самое время вспомнить об известнейшем богословском парадоксе: "Сначала вера, а потом Бог". А вот еще одна загадка:

"Ибо все это соделала рука Моя и все это было. И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей носить вас буду, ибо Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас".

КАК, НУ КАК ТО, ЧТО ВЕЧНО, НЕИЗМЕННО, ЧТО ВСЕГДА ОДНО И ТО ЖЕ, МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАТЕЛЕМ И ХРАНИТЕЛЕМ НЕПРЕРЫВНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ, ТЕКУЧЕГО, БУШУЮЩЕГО, КИПЯЩЕГО И ВЕЧНО БУНТУЮЩЕГО МИРА?

Чтобы понять это и испытать это, есть лишь один путь: САМОМУ СТАТЬ ЭТИМ МИРОМ, ИЗУЧИТЬ, ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ КАК ДОЛЖНОЕ ЕГО ИДЕИ И МЫСЛИ, ЕГО ЖЕЛАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, ЕГО БОЛИ И НЕСЧАСТЬЯ, ЕГО НАХОДКИ И ПОТЕРИ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ.

А ПОТОМ ОТБРОСИТЬ ВСЕ ЭТО, И ПРОСТО СТАТЬ, СТАТЬ (СНАЧАЛА ДЛЯ СЕБЯ) ВСЕ ТЕМ ЖЕ, ЕДИНСТВЕННЫМ И НЕИЗМЕННЫМ, НОСИТЕЛЕМ И ПОДДЕРЖАТЕЛЕМ СЕБЯ - ЮНОГО, МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО, СТАРОГО. СЕБЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ВИТАЛЬНОГО, МЕНТАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО.

И, главное, не бояться знать о себе правду. И, когда это необходимо, сказать так:

"Да, я многого не смог и малого достиг. Я бросался из стороны в сторону, оставлял начатое и незавершенное ради того, что представлялось более важным, истинным и (наконец-то! ) единственно моим.

Я не боялся спорить с религией, наукой, философией, психологией, да и просто ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ. И всему этому находил в себе надлежащее место, где никто не был забыт и ничто не было забыто. Может быть, именно поэтому никто в моем внутреннем мире не стремился стать ЕДИНСТВЕННЫМ И ГЛАВНЫМ. ИБО ТАКОВ БЫЛ ДОГОВОР. ТАКОВА БЫЛА ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ПОНЯТЬ, КАК УСТРОЕН МИР И КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК.

Я изо всех сил старался "примирить непримиримое", ибо интуитивно чувствовал их неразрывное единство и трагедию их извечного разделения и противостояния. Но и здесь я особо не преуспел, многого не понял, допустил немало ошибок, однако мне посчастливилось прикоснуться к чему-то невообразимо огромному, удивительно чудесному, прекрасному и вечно живому. К ЕДИНОМУ, ВЕЧНОМУ, НЕДЕЛИМОМУ.

Так я пришел к вере. Вере именно в смысле стойкой системы убеждений, которых я стараюсь придерживаться всегда и во всем. Пример античного Париса никогда меня особо не вдохновлял, поэтому я так и не смог выбрать для себя ни церкви, ни религии, ни философии. Однако безошибочно чувствовал за ними огромную и несомненную правду, которую ничто исказить не в силах... Понять ее и трудно, и одновременно легко. В отличие от подсказок, которые я неизменно получал на протяжении всех этих долгих лет. Например, таких:

"Человек знает о себе лишь то, что ему ПОЗВОЛЕНО ЗНАТЬ. Сам же факт невозможности получения ясного, четкого и однозначного ответа на твои вечные вопросы и есть единственный и исчерпывающий ответ. Посему - учись ставить предел своей страсти к «правильному» и «истинному» знанию"...

Есть вещи, к которым приходится возвращаться многократно, и каждый раз оказывается, что за прошедшее время успело сформироваться новое понимание, иногда дополняющее прежнее, а иногда и отменяющее его. Именно так было с концепцией "Четвертого пути" П. Успенского. Особенно это касается следующего:

"Когда работа закончена, то есть, когда поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, то есть исчезает именно из данного места, исчезает в его данной форме, продолжаясь, возможно, в другом месте и в другой форме. Продлевая себя в другом или в том же самом человеке, иногда сразу, а иногда с большой задержкой.

Школы четвёртого пути существуют для нужд работы над собой, выполняемой в связи с необходимостью достижения определённых целей на данном этапе его эволюционного развития. Они никогда не существуют сами по себе или как школы для целей образования и обучения".

Кстати, нечто подобное я встречал и у Шри Ауробиндо, и у И. Ильина, и у Н.Бердяева, и многих других духовных искателей. Да что там "у искателей"... Ведь "Четвертый путь" - это просто современная интерпретация библейского:

"Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа".

Так что нечему удивляться... Однако, как необычно в "Четвертом пути" сформулирована сама цель: "Такое внутреннее развитие является началом возможного дальнейшего процесса изменений, цель которого — превратить обычного человека в более зрелого, сущностного и просветлённого (относительно устройства себя и мира) индивида. То есть в человека совсем иной природы".

Обратите особое внимание: "ПРОСВЕТЛЕННОГО ОТНОСИТЕЛЬНО СЕБЯ И МИРА ИНДИВИДА". Ни слова о власти, материальном благополучии, высоком статусе, овладении оккультными силами, несокрушимом здоровье и долголетие (я уже не говорю о бессмертие!)

***


Рецензии